Меню

Волобуев максим регулятор громкости

Волобуев максим регулятор громкости

Написал Максим Волобуев
Monday, 13 November 2006

“Чем регулировать громкость?” – этот вопрос, в который раз стал ребром при изготовлении нового усилителя. Из множества вариантов я выбрал дискретный регулятор L-типа. Его достоинства общеизвестны – всего один контакт реле и пара резисторов в сигнальной цепи.

Схема регулятора приведена на рис.1. Диапазон регулировки ослабления от 0дБ до -62дБ разбит на 18 уровней. До -39дБ выбран шаг 3дБ, при больших ослаблениях шаг увеличивается. Практика показала, что 3дБ – достаточно плавное изменение громкости.

Схема

рис. 1 принципиальная схема регулятора

Управление выполнено на микроконтроллере ATmega162. Современные микроконтроллеры семейства AVR допускают ток до 40мА на вывод, что позволило заметно упростить схему, подключив поляризованные реле непосредственно к выводам микросхемы. Большую часть времени контроллер находится в режиме глубокого сна (Power-down Mode). В этом режиме тактовый генератор остановлен, все узлы работают асинхронно, не создавая возможных наводок на сигнальные цепи. В активный режим контроллер переходит на время выполнения команды, по запросу прерывания от кнопок или фотоприемника.

Изменение громкости осуществляется либо кнопками SB1, SB5 на передней панели усилителя, либо с пульта ДУ. Кроме регулировки громкости, введен режим “Mute”, переключение входов, ступенчатое включение питания усилителя, гашение индикатора.

В режиме “Mute” громкость уменьшается на 7 уровней, индикатор начинает мигать.

Кнопка “Input” переключает входы по кругу. При однократном нажатии на кнопку на индикаторе в течении 3 секунд высвечивается номер текущего входа. Например “- – 1”. При повторном нажатии на кнопку в течении этих трех секунд, происходит переключение входа. В данной версии прошивки реализована коммутация двух входов с помощью одного реле (обычного типа, не поляризованного, на схеме не показано) с двумя группами переключающих контактов, подключенного к цепи Inp1 через транзисторный ключ, либо непосредственно при сопротивлении обмотки реле не ниже 150ом.

При нажатии на кнопку “Power”, срабатывает реле К1 (см. Фрагмент схемы БП усилителя), через 4 секунды включается реле К2 и ещЈ через 2 секунды громкость переключается с минимального уровня на уровень, отображаемый в данный момент индикатором. При выключении питания кнопкой “Power”, текущий уровень громкости и номер входа сохраняются в энергонезависимой памяти, включается реле минимального уровня громкости, выключаются реле питания усилителя К1, К2, на индикаторе, в разряде единиц, остается гореть десятичная точка – схема переходит в дежурный режим.

Гашение индикатора возможно только с пульта ДУ.

Прошивка контроллера понимает пульты ДУ работающие в так называемом NEC transmission format. Подробно об этом формате можно узнать из даташита на микросхему передатчика uPD6121. Формат NEC выбран, во-первых, по тому, что в нем работает пульт моего CD проигрывателя и я просто задействовал для управления усилителем неиспользуемые кнопки этого пульта. Во-вторых, команда формата NEC (в отличии, например от RC5) начинается с достаточно длинной стартовой посылки, длительностью 9ms. Этого времени достаточно для запуска тактового генератора и вывода контроллера из спящего режима.

Программа контроллера сделана “обучаемой”. Привязка пульта ДУ осуществляется следующим образом:

1.Подаем питание на контроллер, удерживая нажатой одну из кнопок SB1-SB5. При этом на индикатор выводится “- – P”.

2.“Стреляем” пультом в фотоприемник, удерживая нажатой соответствующую кнопку. Например, для привязки кнопки “Mute” пульта, удерживаем нажатой кнопку SB4. Если пульт работает в NEC формате, индикатор мигнет – кнопка успешно привязана. Аналогично привязываем остальные кнопки. Для привязки кнопки “гашение индикатора” необходимо удерживать нажатыми кнопки SB1 и SB5 (Tishe и Gromche)

3.Выключаем питание контроллера. Формат NEC достаточно распространен. Кроме пульта от CD проигрывателя, из оказавшихся под рукой, успешно привязались пульты от видеомагнитофона Toshiba и DVD плеера BBK. Конечно, вместо использования готового пульта, можно собрать свой, на базе упомянутой микросхемы uPD6121.

Читайте также:  Бензогенератор как работает регулятор оборотов

Конструктивно устройство выполнено на двух четырехслойных печатных платах – плате реле и плате управления, размерами 40х70мм и 30х70мм соответственно. Внутренние слои использованы в качестве земли. Плата реле размещается возле входа, а плата управления на передней панели

усилителя мощности. Для исключения образования земляной петли, земли каналов разделены и соединяются с корпусом усилителя через резисторы R19, R20 сопротивлением 10–100 ом. Земля цифровой части соединена с сигнальными землями и корпусом усилителя через резистор R39. Без этого соединения заметно возрастает уровень фона, наводимый на сигнальные цепи синфазной помехой от блока питания регулятора через емкость “обмотка-контакты” реле. Сопротивления резисторов R2 и R22 указаны с учетом входного сопротивления усилителя. “Проходные” резисторы R1, R21 я выбрал CADDOCK MK132, остальные SMD1206. Фотоприемник, любой, на частоту несущей 38кГц. Семисегментные индикаторы должны быть с общим анодом.

По звуку этот регулятор оказался заметно лучше проволочного резистора СП 5–21 , который использовался у меня как временный вариант. С более серьезными “переменниками” непосредственного сравнения не проводил.

Внешний вид собранного регулятора приведен на рис. 2 и рис.3. При отлаживании в схему пришлось внести существенные изменения (первоначально реле были включены матрицей 4х4), что потребовало переделки уже готовых печатных плат.

 (21 Кб)

Рис.2 Собранные платы регулятора.

 (56 Кб)

Рис.3 Плата реле смонтированная в корпусе усилителя.

Хочу выразить благодарность Дмитрию Андронникову (aka Lynx) за то, что развеял последние сомнения в выборе схемы регулятора и Константину Ганжа (aka Bob Sinclar) за изготовление четырехслойных плат по приемлемой цене.

Источник



Тема: Регулятор громкости Никитина с ДУ от antecom

Опции темы

Регулятор громкости Никитина с ДУ от antecom

В этой теме предлагаю делиться опытом применения, выкладывать фото, задавать вопросы по Регулятору громкости Никитина с ДУ моей реализации.

26.09.11 Готова новая версия аттенюатора с 7-ю реле. Условное название Att7.
Вся информация в прикрепленном руководстве пользователя (Att7_Manual.pdf).

Q2 — Непонятно, что значит энкодер «с кнопкой»?
A2 — «с кнопкой» — в энкодер встроена кнопка с нормально разомкнутым контактом, без фиксации. Другими словами у энкодера есть два дополнительных вывода, которые замыкаются при нажатии на вал. Их можно использовать по своему усмотрению. Например, подключить вместо кнопки “Power” или “Mute”.

Q3 — Для регулировки громкости и переключения входов нужен один или два энкодера?
A3 — Можно использовать как два отдельных энкодера, так и один общий.
Общий энкодер должен быть со встроенной кнопкой, которая подключается вместо кнопки “Input+“. При этом при вращении энкодера без нажатия на вал, будет меняться громкость. Нажали вал и вращаем, удерживая нажатым – меняется номер входа.

Q4 — -63db это наименьший показатель или каким то способом можно еще занизить? Все-таки маловато -63
A4 – если при ослаблении регулятора громкости в 63дБ, музыка играет недостаточно тихо, необходимо использовать Att7, максимальное ослабление которого 99дБ.
Второй вариант — использовать Att6 в режиме «шаг 2дб, 6 реле». Контроллер поддерживает такой режим начиная с версии 3.1. Максимальное ослабление составит 98дБ.

Q5 — Какой ток потребляет Ваше устройство?
А5 — Около 110мА. Подробнее здесь.

Q6 — Появилась надобность в софт старте. Подскажите какое реле подойдёт и куда цеплять?
А6 — Ответ здесь

Q7 — Где глянуть, как прошить контролер?
А7 — Руководство по перепрошивке здесь. Видеоролик процесса здесь. (записан Александром chagoo )

Q8 — Нужно ли шунтировать диодами обмотки реле софтстарта, подключаемые к выходам ON1-ON3?
А8 — Не нужно. Диоды гашения противо ЭДС встроены в ULN2003.

Читайте также:  Реле регулятор для хундай акцент

Q9 — Вопрос по поводу опции гальваноразвязки в аттенюаторе Att7. Что это?
А9 — Ответ здесь.

Q10 — А есть возможность подключения регулятора тембра?
А10 — Да, контроллер позволяет управлять регулятором тембра Матюшкина. Подробности здесь.

Q11 — Какую максимальную нагрузку могут держать выходы для реле софстарта?
А11 — Около 200мА на один выход. Подробнее здесь.

Q12 — Проблема у меня следующая: в какие-то моменты регулятор (Att7, режим Мастер) начинает постоянно щёлкать реле, как из пулемёта строчит.
А11 — Ответ здесь.

МиниатюрыМиниатюры ВложенияВложения

  • Документация_ver4.1.rar (4,44 Мб, Просмотров: 3586)
  • Блок питания.pdf (586,7 Кб, Просмотров: 7970)

Источник

Уникальный УМЗЧ, разработанный инженером- ядерщиком: Усилитель Ульянова

Лет 15 назад мне в сети попалась статья про усилитель Ульянова, заголовок которой обещал, что он «звучней лампового». Статью прочитал с большим интересом, в ней было достаточно информации для повторения, но сложность достать некоторые детали мой пыл тогда охладила. Идея мне очень понравилась: повышающий трансформатор между двумя транзисторными каскадами с Ку=1. Усилительных каскадов нет, общей обратной связи нет — красота, в общем:) Может и не вспомнил бы об этой статье, но один очень опытный и рукастый любитель музыки и аудио техники с форума Вегалаб ( Максим Волобуев , ака Antecom ) взял, да и сделал его, по максимуму соблюдая все рекомендации Автора, — то есть, получился усилитель, который смело можно называть «Усилитель Ульянова». Оригинальную статью найти несложно в Интернете, но я сразу дам ссылку на нее, чтобы не тратить время на поиск: Усилитель Ульянова

Схема его проста, но содержит сложные для самостоятельной намотки и дорогие в готовом виде повышающие трансформаторы. Требования к ним очень высокие, поэтому и сложно-дорого.

По аудио трансформаторам есть очень хороший специалист в Кишиневе — Александр Воробьев, который тоже был активным участником форума vegalab.ru и по просьбе Максима Волобуева разработал и изготовил пару нужных повышающих трансформаторов с коэффициентом 1:10 и широкой полосой. Они даже получили свою маркировку: AGT-232.

Усилитель Ульянова в исполнении Максима Волобуева

Максим, в свою очередь, разработал и воплотил в железо достаточно симпатичный по дизайну корпус, добавил на вход усилителя L-аттенюатор на реле, а также оснастил усилитель селектором входов и системой ДУ собственной разработки, с помощью которой можно управлять громкостью, включением и выключением питания, приглушить звук (режим Mute) и выбрать вход. Если нет рядом пульта, то управлять можно с помощью кнопок на передней панели. Не могу не отметить, что этой самой разработкой Максима Волобуева сейчас пользуется более половины всех российских производителей Hi-End и, наверное, в каждой третьей несерийной авторской конструкции тоже стоит его релейный РГ и селектор входов. Он же использован и в моем усилителе TiERRA . На форуме Вегалаб создан целый раздел, посвященный этому устройству: Регулятор громкости Никитина с ДУ от Antecom . Там их несколько модификаций и есть подробное описание на каждую. По качеству звучания, по моему мнению, превосходит все известные мне регуляторы громкости.

Усилитель Ульянова, вид изнутри

В результате изготовления и сборки получился усилитель без отрицательной обратной связи со следующими техническим характеристиками:

Выходная мощность каждого канала: 50 Вт\4 Ом

Диапазон частот при неравномерности АЧХ +\- 3 дБ: 3 Гц — 60 кГц

при неравномерности АЧХ +\- 0.1 дБ: 20 Гц — 22 кГц

Количество входов: 4

Вес: около 30 кг

Дежурное питание и релейный L-аттенюатор

Максим Волобуев следовал всем рекомендациям Автора, поэтому мы видим и навесной монтаж, и электролиты, подогреваемые радиаторами. Правда, «гармонизаторы звука», упоминаемые в оригинальной статье, которые можно сделать только в условиях лаборатории инженеров-ядерщиков, Максим не использовал, конечно:). Скорее всего, и в статье информация про «родиевую проволоку, выдержанную в потоке нейтронов интенсивностью 10^22» больше к юмору относится, хотя. для человека, работающего на АЭС, ничего невозможного нет:)

Читайте также:  Авиамодели регуляторы скорости что такое

Оконечные каскады

А в 2013-м году мне удалось выпросить усилитель Ульянова у Максима на пару недель, чтобы познакомиться с этим чудом техники, послушать его в домашней аудио системе и удовлетворить, наконец, свой интерес к этой конструкции.

Первое, на что обратил внимание, это чистый (но не стерильный) мягкий звук, как у хорошего лампового усилителя. Усилитель поет, причем так хорошо, что поймал себя на той мысли, что тестировать ничего не хочется, гораздо комфортнее просто слушать. Но спустя некоторое время, когда у меня уже прошла волна меломании, достал свои тестовые CD и попытался разобрать его по косточкам:)

Сцена у него шикарная — широкая и глубокая, образует непрерывное музыкальное пространство в КДП, локализация — тоже на высоком уровне. На моих АС АЧХ слышится ровной, сцена немного придвинута вперед, но совсем чуть-чуть. Усилитель отлично справился с треком Apocalyptica 1998, Inquisition Symphony, “Nothing Else Matters”(Metallica), на котором «копытятся» большинство усилителей, теряя локализацию 4-х виолончелей, и сваливая звук в кашу. По этому треку можно делать градацию качества усилителей — чем ближе к началу трека УМ «наедается», тем он хуже:)))

Что меня поразило больше всего, так это 8 симфония Малера (1 трек) — усилитель не дал там очень высокого разрешения, но на нем отчетливо слышен размер зала, где были расположены 1000 музыкантов и прекрасно локализуются хоры и оркестры по глубине. С принесенным ко мне усилителем это в первый раз. На этом треке усилитель Ульянова показал наилучшие результаты в моей системе, а подключалось к ней более двухсот УМ разных мастей и ценовых категорий вплоть до 35000$.

К недостаткам звучания относится некоторая «медленность» усилителя, то есть, резкие и громкие пассажи он смягчает настолько, что создается кажущееся растягивание их по времени и уменьшается пиковая громкость, но искажений никаких нет при этом. Заметно это именно на таких треках, где запись содержит очень быстрые динамические всплески.

После цифрового источника я подключил к нему виниловый тракт, который состоит из винтажного проигрывателя Pioneer PL-1250, МС головки Denon DL-103R, МС трансформаторов от А. Воробьёва и моего производства корректора с пассивной цепью RIAA . Поставил оригинальную пластинку RCA с Элвисом и опять поймал себя на мысли, что просто слушаю музыку Потом был Владимир Высоцкий с его песнями о Войне и на этом я тестирование закончил, потому что сосредоточиться на звуках очень трудно, отвлекаешься на прослушивание музыки:)

Если говорить о предполагаемой ценовой категории данного устройства, то могу сказать однозначно — чтобы купить брендовый усилитель, который доставлял бы столько же удовольствия от музыки, нужно потратить очень кругленькую сумму. Например, если бы мне пришлось выбирать между этим УМ и дорогущими ламповыми моноблоками Jadis 845SE , то победил бы УМ Ульянова.

Несколько лет назад Максим выставил его на продажу на аукционе Авито — у него дома очень много аудио техники собственного изготовления и с ней приходится периодически расставаться, даже если очень не хочется. Аппарат быстро нашел нового владельца. Была у меня тогда мысль выкупить его и оставить себе, но не успел сделать этого.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои, сделаны в 2013 году и не очень высокого качества — извиняюсь.

Все статьи по теме Российский Hi-End:

Источник

Adblock
detector