Меню

Внутреннее напряжение у детей

Внутреннее напряжение у детей

В наши дни психика и нервная система людей испытывает колоссальную информационную нагрузку. Средства массовой информации, огромное количество тех или иных данных на работе заставляют наш мозг работать в разы быстрее и продуктивнее чем у человека из 50х или 60х годов. Однако усиление информационного давления затронуло не только взрослых людей, но и школьников, причем последних даже в большей степени.

С каждым годом школьная программа все более усложняется, некоторые предметы постепенно «мигрируют» из специализированных средних и высших учебных заведений в общепринятые школьные программы — примерами таких дисциплин могут служить информатика, основы права, экономики и социологии. На фоне всего этого у школьника нередко может возникнуть нервное перенапряжение или переутомление нервной системы — состояние, которое поначалу снижает работоспособность ребенка и впоследствии, если не принимать никаких мер, ведет к различным неврологическим и психическим проблемам.

Вообще, утомление — это природный механизм, являющийся адекватной реакцией на сильные раздражители внешней или внутренней среды. Ряд физиологов считает, что утомление даже полезно — после его наступления и последующего отдыха нервная система становиться еще более трудоспособной, чем была до этого. Однако следует видеть грань между полезным утомлением и небезопасным перенапряжением центральной нервной системы.

Любой ребенок или подросток, находясь в школе, подвергается воздействию сразу нескольких факторов, влияющих на психику. Во-первых, это уже описанная школьная программа — она представляет собой основную и наибольшую информационную нагрузку на развивающуюся нервную систему маленького человека. Во-вторых, это отношение в коллективе — он бывает очень разный, поэтому и его воздействие различается — друзья могут и поддерживать человека, а могут и еще больше усугублять нагрузку на ЦНС. В-третьих, это отношение и способ подачи информации педагогом — любой из них должен заинтересовать детей в своем предмете.

нервное перенапряжение и утомление школьника

Родители должны внимательно наблюдать за школьником, обсуждать с ним его проблемы, иметь очень доверительные отношения со своим ребенком — именно так возможно обнаружить самые ранние признаки нервного перенапряжения и устранить их в самом начале. При наступлении переутомления центральной нервной системы в первую очередь меняются характер и поведение школьника — он становиться более замкнутым, раздражительным (особенно после прихода из школы), на вопросы о делах в школе отвечает односложно («нормально», «как обычно»). Сон становиться неспокойным, затруднено засыпание, а утром школьника не поднимешь на занятия. В связи с этим наблюдается сильная дневная сонливость. При нарастании проявлений нервного перенапряжение снижается концентрация внимания и способность к запоминанию — это отражается на оценках в школе, бывшие отличники в такой ситуации могут «скатиться» до троечников. Как правило, именно в этот период школьники могут начать обманывать родителей, сначала по поводу заданных домашних заданий — не находя в себе силы заниматься ими дома и не получив понимания в этом вопросе родителей (многие из которых считают что их ребенок просто начал лениться), они попросту говорят, что им ничего не задали. А между тем такой с виду безобидный обман создает основу для будущего «большого» обмана — видя, как родители «ведутся» на такую ложь, ребенок может начать скрывать и другие аспекты своей жизни.

Если даже при таких тревожных «звоночках» не было предпринято никаких мер, кроме скандалов и отцовского ремня, по разгрузке нервной системы школьника, нервное перенапряжение может перерости в нервный срыв или быть основой расстройств социальной адаптации — раздражительность ребенка перерастает в озлобленность, он может провоцировать драки в школе, его поведение и дисциплинированность ухудшаются. В этой ситуации педагоги часто винят родителей за неправильное воспитание, а родители ругают учителей за непрофессионализм или предвзятое отношение к своему ребенку. Также в последнее время стало модно все сваливать на «синдром гиперактивного подростка», а по сути все это является простым проявлением далеко запушенного психологического стресса школьника, возникшего на фоне нервного перенапряжения.

Как уже было сказано, очень важно обнаружить признаки переутомления нервной системы ребенка как можно раньше и предпринять меры по разгрузке. В первую очередь необходимо нормализовать сон — для лучшего засыпания можно давать школьнику на ночь теплое молоко с медом, успокаивающие чаи. Необходимо исключить прием крепкого чая и кофе, особенно незадолго до сна. Можно также выделить время для дневного сна после школы — это расслабит нервную систему перед выполнением домашнего задания. Желательно не менее часа в день проводить на свежем воздухе — на прогулке, участвовать в активных играх со сверстниками во дворе, кататься на велосипеде. Есть также некоторые лекарственные вещества и витаминные комплексы от нервного перенапряжения у детей, но принимать их стоит только по назначению врача. Также не стоит отдавать ребенка с признаками нервного перенапряжения в какие-либо кружки или секции — это лишь еще больше усугубит процессы переутомления.

Читайте также:  Нормальное напряжение при косом изгибе равно

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник



10 простых способов снять психоэмоциональное напряжение у детей.
консультация

Бурцева Анна Сергеевна

10 простых способов снять психоэмоциональное напряжение у детей.

Игры и упражнения для детей с целью снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессии и проживание других негативных эмоций, на осознание конструктивных форм поведения. Все упражнения можно выполнять как детям, так и взрослым, чтобы чувствовать себя спокойнее

Скачать:

Вложение Размер
ns_portal.docx 19.59 КБ

Предварительный просмотр:

10 простых способов снять психоэмоциональное напряжение у детей.

Игры и упражнения для детей с целью снятия психоэмоционального напряжения, снижения агрессии и проживание других негативных эмоций, на осознание конструктивных форм поведения. Все упражнения можно выполнять как детям, так и взрослым, чтобы чувствовать себя спокойнее.

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Ребенок ложится на спину на ковер или матрас. Ноги согнуты в коленях. Медленно он начинает движения такие ногами, как будто едет на велосипеде. Ноги при этом касаются пола и высоко поднимаются, чередуются, сначала поднимается одна, потом другая. Постепенно увеличивается сила и скорость касаний пола. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения

Дайте ребенку в каждую руку какую-нибудь резиновую игрушку (шар, кольцо) и попросите его сжать кулачки крепко-крепко. Пока он подержит кулачок сжатым, пусть считает до 5. Затем пусть ребенок разожмет кулачки и сделает громкий выдох. Руки и тело расслабятся.

  • 3 .«Подушка-колотушка»

Цель: способствует осознанию конструктивных форм поведения, проживанию агрессии и расслаблению.

Агрессия у ребенка накапливается постепенно и спонтанно выплескивается, после такого всплеска он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ребенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, то агрессивных проявлений станет меньше. Для этой цели используется специальная «подушка-колотушка». Можно взять старую большую подушку, диванную тяжелую подушку или использовать старую наволочку – набить ее ненужными тряпками. Такую подушку ребенок может спокойно колотить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Проживая свою агрессию до того, как накопит негативные эмоции, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

  • 4 .«Бои без правил».

Цель: снятие эмоционального напряжения, способствует осознанию эффективных форм поведения и мышечной релаксации.

Эта игра обычно очень нравится детям, вызывает целую бурю положительных эмоций, помимо этого подушечные бои помогают ребенку выплеснуть свою агрессию вовне без нанесения физического вреда окружающим. В бою принимает участие двое детей или ребенок и родитель. Сделайте импровизированный канат (подойдет бельевая веревка, скрученная в жгут простыня и т.д) и положите в большую наволочку маленькую подушку — получится орудие для подушечного боя. Один участник встает на канат, а другой должен с помощью подушки сбить своего противника с каната, вывести из равновесия. Потом меняются местами.

  • 5 .«Будущие чемпионы».

Цель: эта игра позволяет ребенку выместить в игровой форме на неодушевленный предмет свои агрессивные тенденции, свою «энергию кулака».

Многие дети хотят стать в будущем великими спортсменами, чемпионами мира и олимпийских игр. Для этого надо много тренироваться. Например, маленькие боксеры должны иметь хороший удар. Предложите детям «отработать» его. Для этого вам понадобится что-то большое и мягкое: подушка, диванный пуфик, перина и т. п. Будущий боксер изо всех сил бьет по этой подушке, стараясь, чтобы удар был как можно сильнее и точнее.

  • 6. «Лепим настроение».

Цель: работа с мягким пластилином/кинестетическим песком/соленым тестом/глиной/восковым пластилином дает возможность отреагировать свои чувства, изменить плохое настроение на хорошее.

Разминая пластилин, ребенок лепит свое плохое настроение и рассказывает, от чего настроение испортилось. Это позволяет прожить агрессивные чувства. Затем ребенку предлагается выбрать цвета, которые нравятся и вылепить из них хорошее настроение (или раскрасить глину/соленое тесто в цвета своего хорошего настроения).

7. «Животное в лесу»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Упражнение выполняется на ковре. Предлагаем ребенку представить любое животное в лесу. И просим ребенка показать в образе этого животного три настроения: злость – спокойствие – радость. Сначала он показывает, как животное злится – потом, как оно успокаивается и как радуется. Можно включить музыкальное сопровождение упражнения: «Волшебные голоса природы»: «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птички» и др. (с целью снятия эмоционального напряжения, способствует особому эмоциональному настрою)

  • 8 .«Ты — солнышко»

Цель: осознание конструктивных форм поведения и мышечная релаксация, создание хорошего настроения. Лучше всего это упражнение выполнять после упражнений на отреагирование негативных чувств.

Предложите ребенку побыть солнышком. «Представь, что ты солнышко и ты видишь маленького беспомощного зверька (можно дать в руки мягкую игрушку).. Вытяни ладошки, представь что твои руки – это лучики, подержи на ладошках маленького зверька, согрей его своим теплом. Теперь сложи ладошки, спрячь в них зверька, приложи ладошки к груди, успокой его, скажи ему на ушко добрые, ласковые слова».

Если вы чувствуете в себе этот ресурс, вы можете поиграть с ребенком в эту игру так, как будто солнышко – это вы, а испуганный детеныш – ваш ребенок. Представьте, что это ваши руки – лучики, обнимите, успокойте, скажите своему ребенку на ушко добрые, ласковые, теплые слова.

  • 9 .«Я – дерево, ты — дерево»

Цель: повышение у ребенка уверенности в себе, в своих силах, способствует внутреннему спокойствию. Лучше всего это упражнение выполнять после упражнений на отреагирование негативных чувств.

Представьте, что вы и ваш ребенок – маленькие семена дерева, которые попали в плодородную почву. Сядьте на пол на корточки, обхватите голову руками, закройте глаза. Вы – семена, из которых скоро вырастут большие деревья. Начинайте медленно расти, почувствуйте, как вы пускаете корни, чувствуйте, что вытягивается ваше тело как ствол дерева и раскрываются руки, как крона дерева. Пошевелите пальчиками, как будто ветер играет листвой в кроне вашего дерева. Почувствуйте, как ваши ступни опираются на пол, у вас мощные корни, проговорите вслух «я могучее, крепкое дерево, у меня сильные корни, у меня широкая крона, у меня много листвы». Попросите повторить эту фразу вашего ребенка. После выполнения упражнения предложите ребенку нарисовать и назвать дерево, которым он себя представил.

Цель: проживание страхов, тревог, снятие эмоционального напряжения.

Создайте для ребенка игровое пространство, используя обычные бытовые предметы. Дайте задание ребенку пройти в лабиринт и попасть в центр и наоборот – найти выход из центра и пройти другим путем. Расставьте предметы так, чтобы ребенок мог:

Источник

Психоэмоциональное напряжение у детей дошкольного возраста. Способы их снятия

Наталья Павлова
Психоэмоциональное напряжение у детей дошкольного возраста. Способы их снятия

Под эмоциями понимается переживание собственного состояния. Все эмоции можно распределить на две большие группы-положительные и отрицательные. Отрицательные эмоции выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, или страха.

Дети 3-5 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т. е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган.

Индикатором проявления этих чувств является настроение ребенка. Отмечается целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Ребенок становится беспричинно обидчив.

4. Беспокойная непоседливость. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

5. Проявление кривляний и упрямства. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок что-либо жует или сосет, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Двигательные расстройства: дрожание рук, качание головой, передергивание плеч; ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Могут наблюдаться расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались! Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств, лишить ребенка естественного для его возраста состояния радости и привести к неврозам.

Проблема профилактики психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста остается одной из самых важных.

Причины эмоционального неблагополучия детей в образовательном учреждении:

— дефицит свободы движений;

— недостаточность пребывания на свежем воздухе;

— нерациональное питание и плохая его организация;

— неправильная организация сна и отдыха детей;

— интеллектуальные и физические перегрузки.

Эмоциональное неблагополучие может привести к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения. Выделяют несколько типов нарушений поведения:

Первый — это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа.

Основной чертой поведения детей третьего типа является наличием у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальные проявления страха у детей от страха как свидетельства эмоционального напряжения.

Основные средства профилактики и коррекции

психоэмоционального напряжения у детей.

Лучшими средствами для снятия нервного напряжения у детей является:

1. Соответствующая возрасту физическая нагрузка (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные занятия в рамках кружка).

2. Полноценный сон.

4. Прогулки на свежем воздухе.

Игры и упражнения

для снятия психоэмоционального напряжения у детей.

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на-пряжения.

Ребенок ложится на спину на ковер или матрас. Ноги согнуты в коленях. Медленно он начинает движения такие ногами, как будто едет на велосипеде. Ноги при этом касаются пола и высоко поднимаются, чередуются, сначала поднимается одна, потом другая. Постепенно увеличивается сила и скорость касаний пола. На каждый удар ногой ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на-пряжения

Дайте ребенку в каждую руку какую-нибудь резиновую игрушку (шар, кольцо) и попросите его сжать кулачки крепко-крепко. Пока он подержит кулачок сжатым, пусть считает до 5. Затем пусть ребенок разожмет кулачки и сделает громкий выдох. Руки и тело расслабятся.

«Подушка-колотушка»

Цель: способствует осознанию конструктивных форм поведения, проживанию агрессии и расслаблению.

Для этой цели используется специальная «подушка-колотушка». Можно взять старую большую подушку, диванную тяжелую подушку или использовать старую наволочку – набить ее ненужными тряпками. Такую подушку ребенок может спокойно колотить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Проживая свою агрессию до того, как накопит негативные эмоции, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

«Лепим настроение».

Цель: работа с мягким пластилином/кинестетическим песком/соленым тестом/глиной/восковым пластилином дает возможность отреагировать свои чувства, изменить плохое настроение на хорошее.

Разминая пластилин, ребенок лепит свое плохое настроение и рассказывает, от чего настроение испортилось. Это позволяет прожить агрессивные чувства. Затем ребенку предлагается выбрать цвета, которые нравятся и вылепить из них хорошее настроение (или раскрасить глину/соленое тесто в цвета своего хорошего настроения).

Цель: проживание страхов, тревог, снятие эмоционального напряжения.

Создайте для ребенка игровое пространство, используя обычные бытовые предметы. Дайте задание ребенку пройти в лабиринт и попасть в центр и наоборот – найти выход из центра и пройти другим путем. Расставьте предметы так, чтобы ребенок мог:

• подняться и спрыгнуть со стула;

• проползти под столом; накрытым до пола простыней,

• перепрыгнуть дорожку (коврик);

• спрятаться в центре лабиринта под плед (покрывало). Побыть в центре в безопасности и идти на выход, но уже другим путем.

Цветок жизни. Поделка ко Дню снятия блокады Ленинграда с детьми старшего дошкольного возрастаЦветок жизни. Поделка ко Дню снятия блокады Ленинграда с детьми старшего дошкольного возраста «Ц В Е Т О К Ж И З Н И» Поделка ко Дню снятия блокады Ленинграда с детьми старшего дошкольного возраста. Материал: Цветной картон для основы,.

Консультация для родителей «Игры для снятия психоэмоционального напряжения у детей» Цель: обучение родителей методам и приемам снятия психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного образа. Задачи: 1. Развивать.

Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детейКонсультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: «Завязать и застегнуть»Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.

Многофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детейМногофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детей Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети, больше.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при проведении различных видов деятельности» Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса.

Источник

Adblock
detector