Совесть как регулятор моего поведения общество

8. Совесть, внутр. регулятор морального поведения

Лев Балашов Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием
или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это
неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью.

Мораль регулирует отношения людей путем убеждения: внутреннего — через совесть, и внешнего — через мнение других, общественное мнение, через правила поведения, принятые в обществе.

Рассмотрим внутренний регулятор морального поведения: совесть человека.

Совесть — фундаментальная нравственная категория, определяющая поведение человека практически во всех жизненных ситуациях. Невозможно представить нормальную жизнь человека без совести. Человек, поступающий противно совести, ставит себя, как правило, вне общества — и в моральном, и в физическом, и в юридическом смысле (диапазон этого «вне общества» велик: от потери нормальных человеческих отношений с окружающими до бойкота и, далее, к тюремной изоляции и даже физической гибели). Если количество людей, поступающих противно совести, превысит некоторую критическую массу, то жди великих бед и несчастий в виде войн, геноцида, терроризма, эпидемии наркомании, снижения рождаемости и повышения смертности.

Выше говорилось, что совесть играет регулирующую роль в отношениях между людьми. Эта регуляция двоякого рода. Совесть может побуждать человека к совершению добрых поступков, одобрять уже совершенные, а может отвращать от совершения дурных поступков, не одобрять их. В одних случаях говорят «чистая, спокойная совесть». В других — «нечистая совесть», «муки, угрызения совести». «Чистая совесть, — писал Л. Фейербах, — есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу страданий, причиненных другому человеку».

В одних случаях говорят: «добросовестность», «сделать на совесть», «судить по совести», «не за страх, а за совесть», «совестливость». В других — «иметь совесть», «потерять совесть», «пора и совесть знать».

Философ И. А. Ильин писал: «Человек, подавивший в себе совесть, не отличит добра от зла: ибо совесть есть верный орган, верный акт для восприятия этих предметов». В самом деле, совесть помогает человеку отличить добро от зла и, более того, смею утверждать, что она помогает ему сделать выбор в пользу добра.

Нет людей, которые бы не имели совести. Факты отдельных аморальных поступков указывают лишь на то, что совесть человеческая подвергается испытанию и что человек может быть нравственно болен, как это с ним бывает в физическом и психическом плане.

Муки совести могут быть так велики, что превышают силы человека и приводят его к саморазрушению. Наш великий поэт А. С. Пушкин гениально передал это в образе Бориса Годунова:

Ах, чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто. едина разве совесть!
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою;
Но если в ней единое пятно,
Единое случайно завелося,
Тогда беда: как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком, стучит в ушах упреком
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах.
И рад бежать, да некуда. ужасно.
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!

Апелляция к совести. Выше было сказано о том, что совесть является внутренним регулятором морального поведения человека, т. е. благодаря совести сам человек решает, что морально, а что неморально в его поведении. Однако совесть играет определенную роль и во внешних способах регуляции морального поведения человека, когда не он сам является источником этой регуляции, а другие люди. Например, когда взывают к совести человека, когда ему задают вопрос «есть у тебя (Вас) совесть?», когда упрекают его, говоря «пора и совесть знать» и т. д. Конечно, это взывание к совести может быть проигнорировано. Тем не менее, оно небесполезно, так как напоминает человеку о том, что он должен жить по совести. Всякое одобрение или неодобрение (порицание) поступков человека другими людьми так или иначе влияет на его поведение в целом. Ведь не может человек не считаться с тем, как другие люди оценивают его поступки. Потому что, живя среди людей, человек не может в принципе игнорировать людей, не учитывать их отношение к нему. По-другому значит: человек просто психически ненормален. А, следовательно, ему место на Канатчиковой даче.

Источник

Совесть – внутренний регулятор поведения

date image2015-04-17
views image6740

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Совесть – фундаментальная нравственная категория, определяющая поведение человека практически во всех жизненных ситуациях. Невозможно представить нормальную жизнь человека без совести. Человек, поступающий противно совести, ставит себя, как правило, вне общества – и в моральном, и в физическом, и в юридическом смысле (диапазон этого «вне общества» велик: от потери нормальных человеческих отношений с окружающими до бойкота и, далее, к тюремной изоляции и даже физической гибели). Если количество людей, поступающих противно совести, превысит некоторую критическую массу, то жди великих бед и несчастий в виде войн, геноцида, терроризма, эпидемии наркомании, снижения рождаемости и повышения смертности.

Совесть играет регулирующую роль в отношениях между людьми. Эта регуляция двоякого рода. Совесть может одобрять поступки человека, а может не одобрять. В одних случаях говорят «чистая, спокойная совесть». В других – «нечистая совесть», «муки, угрызения совести».

В свете современных научных представлений из области философии, этики, психологии, совесть представляет собой способность личности к саморегуляции поведения путем нравственного самоконтроля, который проявляется в оценке и переживании индивидом нравственного достоинства своих намерений и поступков, субъективном осознании личностью своего долга и ответственности перед обществом и другими людьми.

Способность нравственно контролировать свое поведение личность приобретает в процессе социализации (воспитания, образования, выполнения различных социальных ролей) путем постепенного перенесения во внутренний план внешнего контроля со стороны родителей и других значимых для нее окружающих людей. При формировании совести такие авторитеты как родители, церковь, государство, общественное мнение, сознательно или бессознательно признаются в качестве нравственных и моральных законодателей, чьи законы и санкции усваиваются, интернализируются индивидом. Таким образом, законы и санкции внешнего авторитета становятся частью индивида и вместо чувства ответственности перед кем-то внешним появляется ответственность перед своей совестью.

Совесть – более эффективный регулятор поведения, чем страх перед внешним авторитетом; ибо если от последнего можно спастись бегством, то от себя не убежишь, а значит, нe убежишь и от интернализированного авторитета, ставшего частью индивидуального «я».

Основой совести являются усвоенные индивидом в процессе воспитания, образования и выполнения различных социальных ролей нравственные ценности, представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге и ответственности перед другими людьми и обществом; требования и запреты, содержащиеся в моральных, религиозных, правовых и других социальных нормах, регулирующих поведение людей; требования и запреты со стороны окружающих людей и другие личностно значимые для индивида нравственные ценности.

В процессе саморегуляции поведения путем нравственного самоконтроля усвоенные личностью нравственные ценности внутренне контролируют намерения и поведения человека, выступая в роли своеобразного внутреннего морального «закона», «судьи», «свидетеля», «утешителя» или «обвинителя».

Источник

Совесть — регулятор нравственного поведения людей

Понятие совести или черты духовного облика личности, выражающей ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, действий, мнений людей. Как проявляется совесть у младших школьников: проявление стыда, самоупреки.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.01.2016
Размер файла 14,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГБУ РМЭ СПО “Йошкар-Олинский медколледж”

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: СОВЕСТЬ-РЕГУЛЯТОР НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Студентка группы С-33

Йошкар-Ола — 2016 г

совесть духовный школьник стыд

Совесть — черта духовного облика личности, выражающая ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Совесть представляет способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания. При этом человек осознаёт и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Совесть направляет человека в поиске смысла, поэтому Виктор Франкл называет ее «органом смысла» и определяет как «способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации».

Оценочное отношение к собственным поступкам, а также поступкам других людей, всегда эмоционально, поэтому совесть и выступает эмоционально-оценочным отношением к поведению. Путем сложной эволюции и дифференциации чувство стыда и нравственный опыт многих поколений поднялись до высокого понятия «Совесть». Дети по-разному одарены стыдливостью, и так же различно действуют на них воспитание и среда.

В младшем школьном возрасте понятие совести, как правило, связано с неэтичным поведением или проявлением стыда, то у старшеклассников её проявлением могут быть переживания, побуждающие к нравственно-справедливым поступкам.

Актуальность исследования определяется также наличием негативных явлений и переоценки ценностей, существующих в нашем обществе.

Так, например в 1966 году на одну анкету ответили 15 тысяч советских юношей и девушек.

Ответы на вопрос: «Что для тебя самое главное в жизни?» — распределились следующим образом: на первом месте оказалось такое качество, как чистая совесть (52%), на втором месте — долг перед Родиной (50.5%), и на самом последнем перспективы служебного продвижения (6,3%).

В современном обществе на первом месте среди перечня ценностей молодежи стоит высокий заработок, материальное благополучие (41,7%), на втором — дело по душе, интересная работа (15%), и на последнем хорошие отношения в семье (12,1%). А о таком качестве как совесть нет и речи.

Актуальность исследования связана и с недостаточностью современных исследований в решении проблемы ценностного отношения к совести как регулятору морального поведения.

Сущность совести как качества личности рассмотрена в работах: Тарасова А.А., Щербака Ф.Н., Сластёнина В.А., Чижаковой Г.И., Мясищева В.Н., Аплетаева М.Н., и др. Проблемой ценностного отношения занимались такие педагоги как: Щуркова Н.Е., Чижакова Г.И., Мясищев В.Н., Сластёнин В.А., и др.

Анализ изученной литературы показал, что теоретически мы знаем и понимаем, что такое «совесть», говорим о ней, и представляем ее проявления в поступках человека. Однако, на практике существует разрыв между словом и делом, между знанием и поведением.

Наверняка мы не задумываемся о том, что нам говорит наша совесть при совершении поступка. Мы не прислушиваемся к ней, когда спешим что-либо сделать, что-либо сказать. Мы просто делаем то, что считаем необходимым для себя. И вот вопрос, а как проверить, что она есть? Как же ответить на вопрос, что же такое совесть? Совесть является нравственным сознанием человека, способностью различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра. По В. Далю: совесть — нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Так же немало важно задуматься: а что имеет в виду учитель, когда говорит о совести своему ученику? Здесь четко обозначается проблема компетентности педагогов и качества результатов их педагогических действий. Учитель, воспитывая совесть, должен объяснять ребенку, что она «работает» прежде, чем человек совершает что-либо, помогает не допустить безнравственных желаний, что совесть — специфическое человеческое проявление, основанное на предвосхищении несоответствия должному, открытии того, что и как должно быть. Совесть предвосхищает то, за что после будет стыдно.

Существуют разные теории возникновения и утверждения у человека совести: в одних развитие совести объясняется психологическими и социологическими условиями жизни людей, в других совесть связывают с объективным добром или природой человека.

Важно донести младшему школьнику, что совесть — это внутреннее сознание, которое наводит на верный путь.

Итак, мы выяснили, что совесть — это некая субстанция, способная взывать к нашим чувствам и эмоциям, воле и разуму, побуждая нас поступать в соответствии с тем, что мы считаем добрым и правильным.

Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе. Совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму. Как это происходит? Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки — чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести».

В нравственной жизни человека совесть сохраняет свое главенствующее положение и выполняет свои специфические функции. Основными функциями совести являются законодательная, судебная и исполнительная. В этих трех функциях совести проявляются ее авторитет, достоинство и свобода. Анализ изученной литературы, позволил определить, каким образом проявляется совесть у младших школьников: проявлением стыда, негативным переживанием, самоупреками, укорами, тревожности и озабоченности.

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие «совесть» в контексте формирования личности. Причины затухания духовного и нравственного составляющего личности. Концептуальные задачи нравственного воспитания. Оригинальный свод наставлений о стыде и стыдливости, составленный В.А. Сухомлинским.

статья [21,9 K], добавлен 15.08.2013

Понятие совести и стыда и их отличия. Определение совести и ее роль в жизни личности и общества. Высказывания великих мыслителей о совести и стыде. Общественно-исторический характер морали. Пути формирования совести у детей младшего школьного возраста.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 15.03.2015

Исследование проблем нравственного воспитания детей, как целостного процесса педагогической и общечеловеческой морали. Способы формирования нравственно цельной личности, понятия совести, навыков, привычек, общественно ценного поведения человека.

контрольная работа [38,1 K], добавлен 23.10.2011

Сущность процесса нравственного воспитания школьников. Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Роль методов. Обобщение наблюдений за организацией нравственного воспитания школьников.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 02.05.2005

Сущность, цели и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе. Ознакомление с теоретической основой и задачами программы «Step by step» как педагогическим средством формирования культуры поведения у учеников начальной школы.

дипломная работа [139,7 K], добавлен 20.11.2010

Сущность и основные предпосылки развития агрессивного поведения. Индивидуально-психологические особенности младших школьников. Методика и результаты исследования проявлений агрессивного поведения младших школьников, разработка коррекционной программы.

курсовая работа [472,6 K], добавлен 17.12.2015

Понятие девиантного поведения в современной отечественной психологии. Причины его возникновения. Основные компоненты девиации. Характеристика основных признаков отклоняющегося поведения младших школьников. Психологические методы и приемы его коррекции.

контрольная работа [23,4 K], добавлен 07.04.2014

Источник

Поделиться с друзьями
Электрика и электроника