Меню

Социальные регуляторы мифы обряды табу

Социальные регуляторы первобытных обществ

Социальные регуляторы первобытных обществ

На ранних этапах развития человеческое общество выработало социальные регуляторы, которые были необходимы для удовлетворения потребностей человека и вырабатывались в процессе совместной жизнедеятельности. Первые социальные регуляторы человеческого общества были неразвитыми и отвечали всего на один вопрос «можно ли».

Одним из первых социальных регуляторов стал табу – запрет на совершение каких-либо негативных с точки зрения общества действий.

Другим регулятором общественных отношений был тотем – мифологическая связь рода с каким-либо животным. Также одним из социальных регуляторов был миф.

Важнейшим социальным регулятором первобытной эпохи являлся обычай – сложившиеся исторически универсальное правило поведения.

Признаки (общие черты) социальных регуляторов первобытной эпохи:

1. Тесная взаимосвязь с природными факторами.

2. Общий, универсальный и неоднократный характер социальных регуляторов.

3. Все первобытные социальные нормы являлись мононормами, т.е. одновременно регулировали все стороны общественной жизни.

4. Социальные регуляторы первобытной эпохи были весьма эффективны, так как поддерживались авторитетом отдельных людей и механизмом коллективного принуждения.

С усложнением общественных отношений претерпевала изменение и система социальных регуляторов. Так, постепенно мононормы распадаются на моральные, религиозные и организационные нормы. В настоящее время мы можем говорить о существовании многих видов социальных регуляторов от правовых регуляторов до корпоративных регуляторов.

Социальное управление в первобытном обществе

Социальный институт управления возникает в человеческом обществе с того момента, как общество стало распадаться на социальные страты и слои, именно в этот момент появилась необходимость в создании органов, которые бы обеспечивали исполнение социальных предписаний.

Первая форма организации человеческого общества – община.

Для общины характерно кровное родство между всем членами, коллективный труд, отсутствие частной собственности. Институтом управления общины был совет старейший, который избирался из числа наиболее авторитетных представителей рода для выполнения определенный, возложенных на него обществом функций.

В процессе общественного развития претерпевал изменения и процесс социального управления, наряду с иной формой организации политической власти (межплеменные союзы) появляются постоянные органы управления и слой людей, которые занимались только лишь управлением.

Источник



Социальные регуляторы первобытного общества.

Уже на ранних стадиях развития человеческого общества люди вынуждены были преодолевать свой зоологический индивидуализм и в процессе общения с себе подобными вырабатывать социальные регуляторы.

ВИДЫ:1)табу;2)мифы, сказания, в которых закреплялись существующие регулятивные установления, предусматривались и истолковывались будущие модели нормативного поведения людей с учетом прошлого опыта;3)обычаи-исторически-сложившиеся, естественные правила поведения людей, которые благодаря их частому повторению вошли в привычку и коренятся в сознании людей.

1)меры,нормы,образцы для поведения людей;

2)они носят общий и неоднократный характер;

3)все они были мононормами,т.е выступали одновременно в качестве норм организации общественной жизни, н6орм первобытной морали и религиозных норм;

4)они соблюдались в силу авторитета и привычки, но в необходимых случаях они подкреплялись коллективным,общественным принуждением.

Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами:

1) Базировалась на семейных отношениях.

2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления. В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями.

3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода.

Религиозные функции выполнял жрец, деятельности которого придавалось большое значение, поскольку первобытный человек был частью природы и непосредственно зависел от природных сил, верил в возможность их задобрить, чтобы они были благосклонны к нему.

Следовательно, главные черты власти в первобытном обществе — это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий, общественный характер.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги».

Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи.

Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах.

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения (служили регулятором общественных отношений людей). Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы. Они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени.

Читайте также:  Регулятор скорости вращения вентилятора vrs

Социальные нормы и право в первобытном обществе

Причины возникновения социальных норм: экономические; психологические; политические; биологические; демографические; другие.

Виды социальных норм:

– обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

– религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

– нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле;

– мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие;

— табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару.

Мононормы – единые специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.

Признаки первобытных обычаев: это социальные нормы; обеспечиваются мерами общественного воздействия; сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку; консервативны по своей природе.

Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:

– источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство;

– социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства;

– социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны;

– социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах.

Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для решения общих задач. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.

Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.

Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

Табу — это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Существует точка зрения (фрейдистская концепция), согласно которой главари первобытного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволяло избавляться от негативного проявления природных человеческих инстинктов.

По мнению отечественного этнографа Е.А. Крейновича, система табу имеет социальные корни. Так, у нивхов данная система представляет выражение борьбы различных человеческих групп за существование и базируется на двух видах противоречий:

между старшими и младшими поколениями;

между мужским и женским полом.

Так, охотники каменного века, используя устрашающие запреты, лишали молодежь и женщин права употреблять в пищу самые лучшие части медвежьей туши и закрепили это право за собой. Несмотря на то что добычу, скорее всего, приносили молодые, сильные и ловкие охотники, право на лучшие доли все равно оставалось за стариками.

Зарок — это своеобразный запрет или ограничение, которые человек добровольно накладывает на себя. Человек, на котором лежали обязательства по кровной мести, мог дать обещание не появляться в родном доме, пока не отомстит за убитого родича. В древнем обществе зарок являлся одним из способов борьбы человека за индивидуальность, ибо через него он показывал свой характер.

Читайте также:  Регулятор печки ниссан примера п12

Заклинания являлись магическими актами, с помощью которых человек стремился воздействовать на поведение другого человека в нужном направлении, — привязать к себе, оттолкнуть, пресечь злое поведение, колдовские действия.

Проклятие — это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам обрушить на голову врага всяческие страдания и несчастья.

Агрокалендари — система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ.

Итак, в первобытном обществе существовало много социальных норм, запретов. Е.А. Крейнович, который в 1926-1928 гг. работал на Сахалине и Амуре среди нивхов, отмечал, что «и хозяйственная, и общественная, и духовная жизнь нивхов чрезвычайно сложна. Жизнь каждого человека задолго до его рождения предопределена и расписана в массе традиций и норм». Русский путешественник и географ В. К. Арсеньев, изучавший жизнь удэгейцев, удивлялся тому, как много у них было запретительных правил. Б. Спенсер и Ф. Гиллен, исследователи первобытного образа жизни австралийцев, также отмечали, что «австралийцы по рукам и ногам связаны обычаем. Всякое нарушение обычая в рамках известных границ встречало безусловное и часто суровое наказание».

Таким образом, в первобытном обществе индивидуум был окружен плотным слоем социальных норм, многие из которых по общепринятым современным взглядам являются нецелесообразными.

Источник

Вопрос 17. Социальные регуляторы в условиях первобытного общества.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животным буквально прыгнуть на новую ступень развития.

Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos — соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. По своему характеру — это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и в конечном счете были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали и ритуалами и т.п.

Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта т.н. нормативная избыточность, свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесия и общественного спокойствия.

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и в темное время суток.

2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересов всех членов рода и племени.

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Процесс этот имеет исторические параллели.

Виды социальных норм первобытного общества:

1. обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

2. простейшие нормы морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

3. религиозные нормы — правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

4. мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;

5. табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

Читайте также:  Регулятор яркости для ноутбука

Признаки первобытных обычаев:

1. это социальные нормы;

2. сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку первобытного общества;

3. обеспечивались мерами общественного воздействия;

4. консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств: правового обычая; обычного права.

В правовых обычаях сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины (с ее неравенством членов), закреплялись кастовые привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель, имущества, наказания для низших каст и сословий и допускался выкуп или ритуальное действие для высших каст и богатых. Большую роль в становлении правовых ном играли судебные органы, которые защищали прежде всего интересы имущих.

Нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспечения единой власти в государстве.

На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и прав человека явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества.

Вопрос 18. Семья англо-саксонского (общего права).

История развития права у народов мира выделяет множество национальных систем, однако по сходным юридическим признакам, которые характерны для отдельных правовых систем, национально-правовые системы можно объединить в отдельные группы, которые образуют правовую семью.

В государствах, принадлежащих к англо-саксонской правовой семье, то есть семье общего права, основным источником права является судебный прецедент, то есть судебное решение, которое впоследствии становится нормами при решении аналогичных дел в судах. К государствам с системой общего права относятся США, Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Северная Ирландия и государства, принадлежащие к британскому содружеству.

В основе возникновения и развития данной правовой семьи находится принцип жесткого разделения властей, при котором судебная власть является мощным противовесом центральной власти.

Основной принцип общего права — право должно исходить от того, кто его защищает. Однако, роль законодательного, или статутного права, в странах с данной правовой системой также достаточно высока. Например, сейчас решения Английского парламента имеют большую юридическую силу, чем решения суда.

Прецедентное право отличается тем, что судья при решении конкретного дела в государствах общего права признаёт обстоятельства конкретного дела, которые он в данный момент разрешает, сходными с обстоятельствами аналогичного дела, по которому уже было принято судебное решение. Следовательно, решение суда, принятое ранее по аналогичному делу, становится нормой при решении аналогичных дел. Однако, если судья не находит аналогии в обстоятельствах дел, ранее решённых судом, и обстоятельствах дел, которые решаются в данный момент, то он при отсутствии указаний закона по данному делу может сам принять решение, которое может стать будущей нормой при решении аналогичных дел.

Правовая система США.

Право США несмотря на то что причисляется к англо-саксонской правовой семье имеет ряд особенностей. Это связано с историческим прошлым государства, которое долгое время находилось в колониальной зависимости от Англии и поэтому вынуждено было перенять их правовую систему. Несмотря на это США не смогло перенять все патриархальные устои английского права в новообразованном государстве, но и полостью перейти на германо-романскую правовую систему они тоже не смогли.

Право США отражает федеративный характер данного государства, в связи с этим в США существует 2 вида права — федеральное право и право штатов. Это выражается в том, что Верховный суд страны и верховные суды штатов не связаны ни своими решениями, ни решениями других судов. Суды штатов при этом так же и не связаны решениями судов других штатов. Тем не менее судебный прецедент широко используется при решении дел и оказывает большое влияние на формирование законодательства.

Источники права США:

· Судебный прецедент. Причем суды США осуществляют надзор за соответствием законов Конституции

· Законодательство или статутное право.

· Нормативно – правовые акты органов исполнительной власти. Имеют наибольшее влияние на административное право.

· Обычай. Не играет особой роли, но при этом многие институты политической системы США (партии, конгресс) используют его в своей деятельности.

Источник

Adblock
detector