Меню

Схема подключения реле регулятора газ 2410

Схема подключения реле регулятора газ 2410

Генератор работает совместно с бесконтактным транзисторным регулятором напряжения РР350 (рис. 162 и рис. 163), установленным на правом брызговике под капотом. Регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах, при любой частоте вращения ротора генератора.

Регулятор напряжения состоит из измерительного и регулирующего органов. Измерительный орган имеет нелинейный делитель, в который входят сопротивления (резисторы) 1, 15, 16 ж 17 ж дроссель 18\ чувствительный элемент (кремниевого стабилитрона 14)’, транзисторы 3 и 4, диод 5 и сопротивления 2, 6, 11 и 12, обеспечивающие работу транзисторов. Регулирующий орган состоит из силового транзистора 7 в цепи обмотки возбуждения генератора.

Задающий элемент — стабилитрон 14 имеет характеристику, при которой увеличение обратного напряжения приводит к обраатимому пробою, т. е. он начинает пропускать ток, но напряжение на нем практически остается постоянным. Пробой стабилитрона не выводит его из строя, и после снижения напряжения он восстанавливается. В схемах стабилитрон включается таким образом, чтобы к нему было приложено напряжение обратной полярности по сравнению с напряжением для обычных диодов.

Регулятор работает так. Стабилитрон 14 через делитель измеряет напряжение генератора, поступающее на зажим «+» регулятора через выключатель 21. При работе двигателя с малой частотой вращения напряжение генератора не превышает 13,2-14,5 В (в зависимости от регулировки регулятора). Пока напряжение генератора не достигает указанной величины, стабилитрон 14 закрыт и не пропускает ток, падение напряжения на сопротивлении 2 равно нулю, и база транзистора 3 имеет положительный потенциал, как и эмиттер транзистора.

В результате транзистор 3 находится в закрытом состоянии (режим отсечки). Сопротивление перехода Нэн эмиттер — коллектор транзистора 3 будет большим. Благодаря этому база транзистора 4, а следовательно, и база транзистора 7 находятся под отрицательным потенциалом по отношению к эмиттерам обоих транзисторов. При этом транзисторы 4 и 7 находятся в открытом состоянии (режим насыщения). Сопротивление Нэ к переходов эмиттер — коллектор транзисторов 4 и 7 очень мало. Следовательно, от зажима «+» через диод 8, переход эмиттер — коллектор транзистора 7 и обмотку возбуждения генератора протекает максимальный ток возбуждения генератора. Напряжение генератора достигает максимального значения для данной частоты вращения, но оно не превышает 13,2-14,5 В.

С увеличением частоты вращения генератора напряжение на зажимах «+» генератора и регулятора повышается. Когда напряжение генератора повысится до 13,2-14,5 В, произойдет пробой стабилитрона 14 и через сопротивление 2 начнет протекать ток. База транзистора 3 получит отрицательный потенциал по отношению к эмиттеру, и сопротивление перехода эмиттер — коллектор транзистора 3 резко снизится.

От зажима «+» через транзистор 3 и сопротивление 12 начнет протекать ток. В результате этого эмиттер и база транзистора 4 окажутся под одним и тем же потенциалом (положительным), транзистор 4 закроется. Благодаря этому база и эмиттер силового транзистора окажутся также примерно под одним и тем же потенциалом (положительным), так как падение напряжения на сопротивлении 6 и на диоде 8 одинаково в данном состоянии схемы, и транзистор 7 закроется. Сопротивление перехода эмиттер — коллектор транзистора 7 резко возрастет.

Резкое увеличение сопротивления в цепи обмотки возбуждения вызовет уменьшение тока возбуждения, а следовательно, и напряжения, вырабатываемого генератором. Напряжение генератора будет уменьшаться до тех пор, пока стабилитрон не восстановится. Ввиду того, что ток через стабилитрон 14 не протекает, транзистор 3 закроется. Это, в свою очередь, приведет к открытию транзисторов 4 и 7. Далее схема будет работать, как описано выше.

Весь процесс периодически повторяется и в системе регулирования устанавливаются устойчивые автоколебания. Необходимая величина тока возбуждения автоматически регулируется изменением соотношения времени нахождения транзистора 7 в открытом и закрытом состоянии (ключевой режим).

Остальные элементы схемы выполняют различные функции. Сопротивления 1, 15, 16, 17 и дроссель 18 составляют делитель напряжения для стабилитрона 14. Величина тока, проходящего через делитель, зависит от изменения температуры элементов делителя; это влечет за собой изменение регулируемого напряжения. Для исключения такой зависимости в цепь делителя включено термосопротивление 17 (термистер).

Термистер — это сопротивление, изменяющее свою величину в зависимости от температуры и сохраняющее постоянство тока в цепи, в которую оно включено. Для уменьшения влияния высокочастотных составляющих входного напряжения на измерительный орган одно из сопротивлений сделано индуктивным (дроссель 18).

Сопротивление 2 обеспечивает понижение потенциала базы (по отношению к эмиттеру) транзистора 3 при пробое стабилитрона 14. Сопротивление 12 является коллекторной нагрузкой транзистора 3 на режиме отсечки и сопротивлением базы транзистора 4 в режиме насыщения.

Сопротивление 11 является коллекторной нагрузкой транзистора 4 и сопротивлением базы транзистора 7. Сопротивление 6 и диод 5, а также сопротивление 9 и диод 8 обеспечивают более надежное запирание транзисторов 4 и 7 соответственно, причем сопротивление 6 подобрано таким образом, что падение напряжения в нем, когда транзисторы 4 и 7 закрыты, больше, чем падение напряжения на открытом переходе транзистора 5, и меньше, чем падение напряжения на диоде 8. Это сделано для того, чтобы потенциалы баз транзисторов 4 и 7 были несколько выше потенциалов своих эмиттеров, так как только в данном случае обеспечивается надежное закрытие транзисторов (состояние отсечки).

Каждое из сопротивлений 6 и 11 представляет собой три параллельно включенных сопротивления.

Читайте также:  Регулятор давления топлива грейт вол сейф

Сопротивление 9 обеспечивает необходимое падение напряжения на диоде 8, в то время когда силовой транзистор 7 закрыт. Применение диодов 5 и 8 (вместо активных сопротивлений) обеспечивает необходимые падения напряжения в цепях при протекании малых токов.

Для более четкого перехода схемы из открытого состояния в закрытое и наоборот (ключевой режим) в схеме регулятора предусмотрена обратная связь, осуществляемая при помощи сопротивления 13.

Для устранения перенапряжения в силовом транзисторе 7 под влиянием э. д. с. самоиндукции обмотки возбуждения генератора последняя шунтируется диодом 10, выполняющим функции гасящего сопротивления. Э. д. с. резко возрастает вследствие включения в цепь обмотки возбуждения большого сопротивления (перехода эмиттер — коллектор транзистора 7 в режиме отсечки).

Введение в схему дополнительного транзистора 3 обусловлено требованием надежного запирания силового транзистора 7 в широком диапазоне температур, так как в противном случае в нем будет выделяться большая мощность рассеивания и возможен выход его из строя. В принципе схема может работать и без этого транзистора, но в ограниченном диапазоне температур.

В процессе эксплуатации автомобиля периодически требуется проверять параметры регулятора напряжения. Эту работу можно выполнять непосредственно на автомобиле или на стенде.

При проверке на автомобиле вольтметр подключают на клемму «+» генератора и массу. Напряжение замеряют дважды при средней частоте вращения двигателя: первый раз без включенных потребителей, второй раз при включенных фарах. В обоих случаях напряжение должно быть в пределах 13,2-14,5 В.

Следует иметь в виду, что на величину регулируемого напряжения влияет состояние контактов выключателя зажигания. Подгорание контактов вызывает повышение регулируемого напряжения. Если регулируемое напряжение выше 14,5 В, то необходимо замерить напряжение на клемме КЗ выключателя зажигания. Разность напряжений на клеммах «+» генератора и КЗ выключателя зажигания не должна превышать 0,15 В. Большая разность свидетельствует о неисправности выключателя зажигания или цепи от генератора к выключателю зажигания.

Для проверки на стенде собирается схема, показанная на рис. 164. Реостатом 3 создается нагрузка от 5 до 25 А. Напряжение при этом должно быть в пределах 13,2-14,5 В. Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то регулятор следует направить в ремонтную мастерскую для измерения регулируемого напряжения.

Не следует делать вывод о неисправности регулятора по отсутствию зарядного тока. Для проверки генераторной установки необходимо при работе двигателя со средней частотой вращения включить фары.

При исправной генераторной установке амперметр не должен показывать разрядный ток.

Если регулируемое напряжение завышено или занижено, регулятор необходимо направить в мастерскую для ремонта. В случае ненадежного контакта в штекерном разъеме регулятора напряжения рекомендуется сжать трубчатые наконечники разъема.

При повреждении полупроводниковых приборов регулятора напряжения зарядный ток может отсутствовать или быть в пределах 20-30 А в течение длительного времени, несмотря на заряженную батарею. Такой регулятор напряжения подлежит замене. Если такое повреждение произошло в пути далеко от базы и в наличии нет запасного регулятора, можно рекомендовать два способа:

1. При отсутствии зарядного тока необходимо каждые 150 — 200 км подзаряжать батарею путем соединения проводом клемм «+» и Ш генератора. Вести автомобиль в этом случае надо со скоростью, при которой зарядный ток установится не более 20-25 А. Рекомендуется при этом включить максимально возможное число потребите-телей электроэнергии, чтобы несколько ограничить зарядный ток. Продолжительность подзарядки не должна превышать 30 мин. После подзарядки перемычку между клеммами «+» и Ш нужно снять. Подобный способ подзарядки в движении с полностью возбужденным генератором нельзя продолжать более 30 мин, так как это может привести к интенсивному выкипанию электролита и даже к разрушению батареи.

2. Если амперметр длительное время показывает большой зарядный ток (более 20 А), то необходимо во избежание недопустимого перезаряда батареи отсоединить штепсельный разъем у регулятора напряжения. Отсоединять батарею нельзя, так как при этом резко возрастает напряжение, в результате чего могут сгореть потребители (приборы, лампы и т. п.). Периодически через каждые 150-200 км надо подзаряжать батарею, присоединяя штепсельный разъем к регулятору напряжения на время не более 30 мин. Двигаться нужно со скоростью, при которой зарядный ток не превышает 20-25 А. Превышение зарядного тока и увеличение продолжительности подзарядки сверх 30 мин недопустимы.

В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть некоторые неисправности регулятора напряжения, способы устранения которых приведены ниже.

Отсутствует зарядка батареи

Недостаточная или излишняя зарядка батареи

Нарушена регулировка регулятора напряжения Заменить регулятор напряжения

Чрезмерная зарядка батареи

Источник



Схема подключения реле регулятора газ 2410

На «Волгу» и «Газель» ставился двигатель ЗМЗ 402.

Для этого варианта автомобилей применялся генератор типа 16 КЗАТЭ или 19 АТЭ1 (Элтра)

Эти генераторы были полностью взаимозаменяемы. По конструкции были идентичны и позволяли взаимное использование деталей для ремонта.

Для двигателей «Волги» генераторы комплектовались двухрядным шкивом, для «Газелей» однорядным. Для автомобилей производства первой половины 90х годов использовался вывод переменного напряжения с фазы генератора для работы тахометра. В последующих моделях тахометр получал сигнал от системы зажигания, и вывод фазы генератора стал не нужен, если на генераторе он есть, то его просто не подключают.

Читайте также:  Регулятор числа оборотов двигателя лифан

Генератор имеет традиционную схему. Обмотка, ротор, диодный мост, щеточный узел. Регулятор напряжения типа 13.3702 (131.3702) стоит отдельно и соединяется с генератором проводами.

Схема генератора на «Волгу» с двигателем 402

схема генератора 16.3701 на Волгу 402

Схема генератора на «Газель» с двигателем 402

Схема отличается тем, что в ней для контроля за работой генератора применяется вольтметр, а в схеме «Волги» Амперметр

Схема генератора 191.3771 на Газель

При включении зажигания, ток от аккумулятора идет через контакты замка зажигания, с точки 15\1, на щетку, далее через обмотку ротора на внешний регулятор (который стоит в стороне от генератора). На клемму + регулятора с точки 15\1 приходит отдельный провод, плюс с этого провода, открывает регулятор напряжения и ток ротора проходит на массу. Этот ток намагничивает ротор. Двигатель заводится, ротор генератора начинает вращаться, и его магнитное поле возбуждает ЭДС в обмотке генератора. Уже на холостых оборотах генератор начинает давать напряжение. Аккумулятор становится потребителем и начинается зарядка, обмотка возбуждения генератора питается по той же цепи, только теперь не от аккумулятора, а от выхода генератора. При подключении внешних потребителей, все питается от генератора.

Выпрямитель (диодный мост), состоит из шести диодов, которые проводят ток обмотки только в одну строну, так происходит выпрямление.

Диодный мост на Волгу и Газель

Магнитное поле создается электрическим током. Для этого внутри ротора вставлена обмотка, которая называется обмотка возбуждения. Ток в обмотку возбуждения подводят через щетки, прижатые к кольцам ротора.

Щетки генератора на Волгу и Газель

Щетки генератора

Реле регулятор на Волгу и Газель

Генератор должен обеспечивать в сети постоянный уровень напряжения. Чем выше обороты, тем больше ЭДС, а значит, напряжение может вырасти до недопустимых значений. Поэтому во всех автомобильных генераторах предусмотрено подержание напряжения на заданном уровне при изменении числа оборотов двигателя. Кроме того, при включении приборов увеличивается ток нагрузки а чем больше ток, тем ниже становится напряжение. Устройство, которое поддерживает напряжение на одном уровне называется регулятор напряжения. Регулятор напряжения включен в цепь обмотки возбуждения, он включает и выключает ток возбуждения.

Все электрооборудование рассчитано на напряжение аккумулятора 12 Вольт. Для зарядки аккумулятора напряжение генератора должно поддерживаться примерно на 2 Вольта выше, поэтому рабочее напряжение генератора поддерживается на уровне 14, 2 – 13, 8 Вольта. Если напряжение будет выше, это приведет к выкипанию аккумулятора и сокращению срока его службы, лампочки и другие приборы начнут перегорать. Если напряжение будет ниже, то аккумулятор будет недозаряжен, это приведет к неожиданным отказам стартера и сокращению срока службы аккумулятора. Напряжение на заданном уровне поддерживает регулятор напряжения.

Если генератор неисправен то разряжен или плохо заряжен аккумулятор

От этого возможны такие случаи:

Стартер тяжело крутит, но, все-таки, заводит.

Стартер тяжело крутит, не может завести двигатель и на вторую попытку аккумулятора не хватает.

С утра стартер медленно крутит и с трудом заводит двигатель.

Машина постоит и уже не заведешь

Заводится только с толкача

Все погасло и полная тишина

Лампочки тускло светятся и сигнал слабый

Если напряжение стало выше 15 Вольт, это уже перезаряд

Аккумулятор становится мокрый и чувствуется запах кислоты

Обычно перезаряд происходит, если пробит регулятор напряжения, на «Волге» и «Газели» это внешнее устройство и его легко заменить.

Что же делать, если напряжение стало ниже и есть подозрение, что генератор не работает.

Чтобы понять в чем дело надо завести машину. Например, поставить проверочный аккумулятор, или завести с толкача.

Дело может быть: в стартере, в аккумуляторе, в проводке или в генераторе. Сначала надо поставить проверочный аккумулятор. Если заведется нормально, то стартер и проводка в норме. Проверим генератор. Стрелка собственного вольтметра должна быть на зеленой шкале. Вольтметром надо проверить напряжение на аккумуляторе. Напряжение должно быть 13, 6 – 14 Вольт, при включении фар и печки не должно стать ниже 13, 4 Вольта. Если так, то генератор исправен. Если напряжение ниже, то зарядка слабая или ее нет. Сначала надо убедиться, что ремень натянут хорошо. Потом померить напряжение на выходе генератора, оно должно быть 13, 6 – 14 Вольт. Если при этом на аккумуляторе оно ниже, то оборван предохранитель 60 А, или контакты блока предохранителей заржавели.

Это частая проблема на старых «Газелях. Ток зарядки идет от плюса генератора на плюс аккумулятора через предохранитель 60А. Это место быстро ржавеет и на контактах предохранителя падает целый Вольт или полтора. Блок силовых предохранителей лучше поставить новый.

Соединение генератора на Газели

Если напряжение на выходе генератора близко к 12 Вольтам, то генератор не работает, зарядки нет и аккумулятор садится.

Поменяем регулятор напряжения, поставим проверочный. Если генератор заработал и на аккумуляторе появилось нормальное напряжение, то все ясно, надо просто поменять регулятор напряжения. Покупаем регулятор 13.3702 или его аналог. Если замена регулятора не помогла, то проблема в самом генераторе или в проводке.

Если с проверочным регулятором генератор не заработал, то сначала, проверим, приходит ли плюс на щетки генератора и на регулятор напряжения. Можно проверить вольтметром, или контрольной лампочкой. Надо вынуть разъем из щеток генератора и из регулятора напряжения. Померить относительно массы напряжение на снятых разъемах. На одной точке каждого разъема должен быть плюс. Если этого плюса нет, то, где-то от замка зажигания до разъемов обрыв.

Читайте также:  Реле регулятор уаз буханка схема

Прежде чем снимать генератор проверим его еще раз. Надо взять два провода с «мамой», надеть их на клеммы щеток вместо разъема, один (любой) провод на плюс аккумулятора, другой на минус и завести двигатель. Напряжение на выходе генератора подскочит до 16 и более вольт, генератор работает, выключаем двигатель и думаем дальше. Если напряжение не появилось, то генератор точно не работает и его придется снимать.

Поставим снятый генератор на стол и крутанем за шкив, если слышен рокот, то подшипники надо менять.

Если у генератора большой пробег, то подшипники надо менять в любом случае.

Если генератор залит, весь в масле и грязи. отгоревший, или разболтанный силовой вывод, сгоревшая обмотка, отгоревшие или ржавые концы обмотки, изношенный медные кольца на роторе, то лучше сразу обменять генератор на восстановленный.

Если на вид все нормально, генератор сухой и чистый, то неисправен диодный мост, или обрыв обмотки статора или ротора.

Проверяем диодный мост любым цифровым (или стрелочным) тестером. Всего шесть диодов. Замеряем проводимость каждого в одну, а потом в другую сторону. Если проверяем сопротивление стрелочным прибором, то в одном подключении стрелка отклоняется сильно, а при обратном подключении слабо, или не отклоняется диод исправен. Если отклоняется при одном и при другом подключении или не отклоняется вообще, диод неисправен и диодный мост надо заменить.

Обмотку статора надо проверить на пробой на массу. Сопротивление между любым выводом и массой (железом) должно быть очень большим (не должно прозваниваться)

Проверяем целостность обмотки. Сопротивление между тремя выводами обмотки должно быть очень маленьким (все должно прозваниваться).

Если есть пробой или обрыв, то обмотку придется заменить (проще заменить генератор)

Проверяем обмотку ротора. Сопротивление между медными кольцами ротора должно быть 2,5- 3 Ома. Ели есть обрыв обмотки, или пробой на массу, ротор надо заменить. При попытке поставить похожий ротор, может оказаться, что он не подойдет. Проще заменить генератор.

Таким образом, ремонт генератора – это замена диодного моста и замена подшипников

в остальных случаях выгоднее обменять на восстановленный. .

В некоторых случаях подшипники настолько заржавевшие, что их невозможно снять, это тоже повод поменять генератор на восстановленный.

Источник

Обзор цветной электросхемы с описанием проводки ГАЗ 21, 24 и 2410

Каждый водитель должен уметь разбираться в электросхеме своего авто, чтобы при необходимости выполнить ремонт своими руками. В статье рассматриваются неисправности электрооборудования, проводки, приводится цветная электросхема ГАЗ 2410.

Особенности электрооборудования

Электрооборудование машины состоит из следующих систем:

  • система запуска двигателя;
  • система зажигания, включающая свечи, замок зажигания, распределитель и т.д.;
  • внутреннее и внешнее освещение;
  • панель приборов;
  • отопительная система;
  • система очищения стекла;
  • корректор фар;
  • монтажный блок с предохранителями.

Как определить неисправность?

Вся электрика автомобиля защищена предохранителями. Мощные потребители энергии в своей конструкции имеют реле. Кроме того, все приборы в сети соединены проводами и разъемами.

Таким образом, при поиске неполадок, нужно проверить следующие компоненты:

  • предохранители;
  • реле;
  • целостность проводки;
  • надежность соединений.

При поиске неисправностей, нужно проверить места крепления на «массу». Если не горят осветительные приборы, возможно перегорели лампочки. Поиск обрыва цепи осуществляется с помощью мультиметра. Напряжение на участках цепи можно проверить с помощью контрольной лампочки.

Возможные неполадки проводки

С проводкой автомобилей Волга возможны следующие неполадки:

  1. В первую очередь необходимо замерить заряд аккумуляторной батареи. Проблема разряженной АКБ чаще возникает в зимнее время, при минусовой температуре она быстрее разряжается. Кроме заряда нужно контролировать плотность и уровень электролита, а также целостность корпуса.
  2. Отсутствует контакт. Причиной может быть поврежденная проводка, окисление или подгорание контактов. Окислившиеся клеммы и соединения необходимо очистить от окисления. Обнаруженные повреждения следует устранить. Если обнаружены обгорания контактов, нужно найти причину и устранить ее. Подгорание могло произойти при выходе из гнезда разъема, если он плохо зафиксирован.
  3. Обрыв проводки. Неисправности ищутся путем прозвонки цепи. Найденные обрывы устраняются путем замены оборванных проводов. После замены провод желательно обмотать изолентой для создания дополнительного слоя изоляции. Прокладывая провода, необходимо следить, чтобы они не соприкасались с движущимися деталями, которые могут привести к их обрыву или повреждению изоляции.
  4. Сгорел предохранитель. Перегорают предохранительные элементы вследствие скачков напряжения в сети, если перепады напряжения слишком большие.

Электрическая схема

Найти схемы по электрике можно в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Фотогалерея «Электрические схемы»

Видео «Электрооборудование автомобиля»

В этом ролике рассказывается об электрическом оборудовании машины (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

  • Эволюция и модернизация автомобилей ГАЗ-3110: особенности электросхемы
  • Электросистема самого надежного грузовика на постсоветском пространстве — ГАЗ-53
  • Неисправности электрооборудования легендарных автомобильных ГАЗ 3307 и 3309

Источник

Adblock
detector