Ремонт регулятора числа оборотов дизеля
5.13. Разборка регулятора частоты вращения и нагрузки дизеля 10Д100 тепловоза ТЭ10М
Демонтаж регулятора. Отверните пробку 7 и слейте масло из регулятора. Выньте палец из серьги поршня 11 (см. рис. 27). Отверните накидные гайки и отсоедините трубки пускового серводвигателя, трубку подвода наддувочного воздуха. Отсоедините фишки штепсельных разъемов системы управления частотой вращения, электромагнита стоп-устройства и индуктивного датчика. Отверните гайки крепления регулятора к корпусу привода. Снимите регулятор с дизеля, поднимая его для разъединения шлицевого соединения привода.
Разборка регулятора. Отверните винты крепления колпака 1 (см. рис. 27) и снимите его. Отсоедините рычажную систему от верхнего штока 17 серводвигателя путем разъединения его шарнира. Отверните гайку крепления траверсы 30 и, вращая струну, снимите траверсу. Отверните винты крепления плиты 38 с электромагнитами и снимите ее. Снимите пружину треугольной пластины. Отверните болты крепления верхнего корпуса 2 к корпусу 6 регулятора. Снимите верхний корпус в сборе, поднимая его вверх; снимите резиновую шайбу на стыке корпусов.
Осторожно выньте золотниковую часть из корпуса регулятора. Отверните винты крепления электромагнита стоп-устройства 10 и снимите электромагнит и его прокладку. Отверните винты крепления корпуса 13 стоп-устройства и снимите его. Отверните болты крепления серводвигателя 12, снимите серводвигатель и проставку с прокладками. Отверните болты крепления нижнего корпуса и снимите его; снимите резиновую прокладку на стыке корпусов.
Разборка верхнего корпуса. Отсоедините серьги от эксцентрика 24, разъедините шарниры рычажных передач и снимите рычажную систему 26 (см. рис. 27).
Отверните трубку подвода воздуха к датчику корректора, отверните винты крепления корпуса 23 выключателя и корректора и снимите его в сборе с золот-ником 16, снимите резиновую шайбу на стыке корпусов. Снимите с корпуса упорное кольцо и выньте из него золотник 16 в сборе с тарелками, пружинами и поршнем 20.
Отверните с золотника опору эксцентрика 24 и снимите с него тарелку 22 с пружинами. Отверните с золотника гайку и снимите нижнюю тарелку.
Снимите с верхнего корпуса 2 проставку и выньте из него золотниковую втулку 15 и пружины 14. Отверните иглы 67 и снимите с них уплотнительные кольца 68.
Отсоедините рычаг 39 от тяги 34. Отверните винты крепления серводвигателя управления 28 к корпусу и снимите треугольную пластину 58. Снимите корпус серводвигателя управлениями, пружину и резиновую шайбу.
Отверните винты крепления ограничителя и снимите опору 40 золотника. Выньте золотник 42, золотниковую втулку 41, упорный подшипник и пружины. Снимите упорный подшипник золотниковой втулки 41. Снимите с оси шестерню 44.
Отверните гайки крепления серводвигателя индуктивного датчика и снимите его с верхнего корпуса, снимите прокладку.
Отверните корпус фильтра 78 и выньте его. Снимите уплотнительное кольцо. Отверните пробку 81. Отверните гайки крепления плиты 69 и снимите ее, снимите прокладку.
Разборка плиты с электромагнитами. Отверните в плите 38 стопорные винты электромагнитов 35. Отпаяйте провода от штырьков электромагнитов. Выверните электромагниты из плиты. Отверните пробки электромагнитов, выньте якори и проверьте наличие «противозалипающих» прокладок.
Разборка серводвигателя управления. Отверните гайку крепления траверсы на поршне 29 и снимите траверсу. Выньте поршень 29 из корпуса 28.
Разборка серводвигателя с индуктивным датчиком. Отверните винты крепления индуктивного датчика 57 и снимите его (см. рис. 27). Отверните винты крепления крышек и снимите их. Снимите уплотнительное кольцо с крышки 56. Выньте поршень 51 с якорем из корпуса 53. Снимите запорное кольцо и выньте манжету 55 с манжетодержателем.
Разборка нижнего корпуса. Отверните болты крепления буксы манжеты. Выньте валик привода 50 в сборе и снимите с него стопорное кольцо. Спрессуйте подшипник с валика 50. Снимите буксу вместе с манжетой.
Разборка корпуса регулятора. Выньте ведущую 48 и ведомую шестерни маслонасоса. Снимите стопорное кольцо и выньте пробку 63. Снимите уплотнительное кольцо 64. Выньте поршень 62 с пружинами 61 и направляющую 60.
Перед разборкой аккумуляторов предусмотрите подвижной упор, дающий возможность постепенно расслабить пружины.
Снимите стопорное кольцо 71 и тарелку 72. Выньте пружины 74, 75 и поршень 73.
Разборка серводвигателя регулятора.
Отверните винты крепления стакана 19 к корпусу серводвигателя. Снимите стакан 19 в сборе со штоком 17, а затем пружину 18 серводвигателя и шток с его пружиной. Со штока снимите пружину и ее шайбу. Со стакана 19 снимите пружину с уплотнительным кольцом. Снимите тарелку пружины с поршня 11. Выбейте конический штифт и отверните серьгу поршня 11. Выньте из корпуса
12 поршень 11. Снимите стопорное кольцо и выньте манжеты. Отверните иглу
65 с уплотнительным кольцом 66 и снимите его.
Разборка золотниковой части (см. рис. 28). Снимите пружину 5 измерителя с опорой 7. Отверните гайку 8 и выньте пружину 9 из гайки. Снимите тарелку
10 с подшипником 11, пружиной и шайбой, а затем оси грузов, грузы и их прокладки.
При снятии прокладок грузов обратите внимание на их количество.
Снимите ограничители грузов. Отверните винт крепления эластичной муфты 12 и снимите ее. Отверните винты крепления фланца и снимите траверсу 3 в сборе с кулачковой шайбой 14 и подшипником 15. Снимите уплотнительное кольцо 13 из корпуса демпфера. Снимите стопорное кольцо с буксы 1. Выньте золотник 18 с направляющей втулкой 16 и снимите ее.
Разборка золотника остановки. Снимите толкатель. Отверните пробку с сальником. Снимите золотник.
Разборка корректора (см. рис. 29).
Отверните винты крепления корпуса 26 датчика и снимите его. Выверните винт 28 и снимите уплотнительное кольцо 27.
Снимите пружину 29. Отверните винты и снимите опору 2. Выньте оси и снимите рычаги 16 и 17. Снимите стопорное кольцо 18 и выньте поршень 21 со втулкой 20. Выньте ось и снимите кулачок 14. Снимите втулку 20 с поршня. Выньте тарелку 19 и пружину 22 с клапаном 23. Выньте фильтр 10 с клапаном 11. Снимите уплотнительные кольца. Выньте дроссель 7 и снимите стопорное кольцо. Выньте пружину 9 и шайбы.
При разборке дросселя обратите внимание на последовательность укладки шайб с калиброванными отверстиями.
Осмотр деталей после разборки. Промойте все детали в керосине и продуйте сжатым воздухом. Проверьте отсутствие следов заеданий и задиров;
1) в цилиндре корпуса серводвигателя;
2) на опорном торце и в отверстии под золотниковую часть в корпусе регулятора;
3) в гнездах под ведомую и ведущую шестерни маслонасоса;
4) в гнездах поршней аккумуляторов;
5) в цилиндре серводвигателя управления;
6) в цилиндре серводвигателя индуктивного датчика;
7) шестерни механизма управления на оси;
8) ведомой шестерни маслонасоса на оси;
9) в корпусе и втулке датчика корректора.
Проверьте состояние трущихся поверхностей: поршня и штока серводвигателя, поршней аккумуляторов, буксы и ее опорного торца, золотника и направляющей втулки, золотника и золотниковой втулки управления, золотника и золотниковой втулки системы регулирования нагрузки, зубьев шестерни масляного насоса, поршня серводвигателя индуктивного датчика, поршня серводвигателя управления, поршня и втулки датчика корректора. Задиры и следы заеданий не допускаются.
Осмотрите плиту с электромагнитами. Осмотрите состояние поверхностей рычагов грузов, соприкасающихся с нижней обоймой упорного подшипника. Осмотрите состояние подшипников, пружин, манжет, сеток фильтров, поверхность сильфона и уплотнительных прокладок регулятора.
Источник
Маневровые локомотивы
Регулятор частоты вращения
Регулятор дизеля ГЩМ1 (рис. 27,28) установлен на картере топливных насосов. Схема его устройства приведена на рис. 29. Все элементы регулятора размещены в трех чугунных корпусах: верхнем, среднем и нижнем, соединенных между собой фланцами. К среднему корпусу сбоку прикреплен серводвигатель, к которому в свою очередь присоединен корпус золотника автоматического выключения дизеля. Над золотником расположены электромагнит с толкателем, закрытые кожухом.
В нижней части корпуса, вставленного в картер топливных насосов, размещен привод регулятора; в средней — смонтирована золотниковая часть регулятора, состоящая из чугунной буксы 16, траверсы 9 с рычагами и грузами 15, золотника 27 и плунжера 17. Внизу корпуса смонтированы шестерни масл яного насоса 23 регулятора. Букса с траверсой, рычагами и грузами, а также масляный насос приводятся во вращение конической шестерней 24, вал которой соединен с приводным валиком буксы упругой шлицевой муфтой.
В верхней части корпуса расположена всережимная пружина 13 с зубчатым механизмом (зубчатая втулка 11 и зубчатый сектор 12 с приводным валиком). Приводной валик, жестко связанный с зубчатым сектором, на одном конце на шлицах имеет рычаг, соединенный через систему II тяг и рычагов с электро-пневматическим механизмом IV регулятора, а на другом — указатель затяжки всережимной пружины.
В корпусе 4 серводвигателя, разделенном перегородкой, помещены два поршня 2 и 3, связанные одним штоком 1 и нагруженные сверху пружиной 5. Верхний поршень 3 — ершовой, а нижний 2 — компенсирующий. Серводвигатель позволяет создать необходимое усилие для перемещения реек топливных насосов, с которыми он связан штоком через систему тяг и рычагов. При под ъеме силового поршрря вверх подача увеличивается, при опускании под действием пружины — уменьшается.
При текущем ремонте в объеме ТР-3 регулятор частоты вращения коленчатого вала дизеля и его привод снимают и разбирают. Детали очищают, проверяют их состояние и при необходимости заменяют. Проверяют зазоры между
Рис. 27. Общий вид регулятора частоты вращения
Рис. 28. Регулятор частоты вращения (разрез):
1 — втулка привода; 2,4 — нижний и верхний валики привода; 3 — рессора; 5 — сальник; 6 — шарикоподшипник; 7 — букса сальника;
8, 15 — нижний и верхний корпусы;
9, 11, 17, 32, 33, 37 — прокладки; 10 — корпус регулятора; 72 — кольцо; 13 — золотниковая часть регулятора; 14 — всережимная пружина; 16 — валик-рейка; 18 — крышка; 19 — шлицевой валик; 20 — зубчатый сектор; 21 — стакан; 22 — пружина сервомотора; 23 — кронштейн;
24 — блокировочный электромагнит;
25 — пробка; 26 — сальник; 27 — корпус золотника автоматического выключения дизеля; 28 — выключатель; 29 — головка золотника; 30 — золотник; 31 — направляющий; 34 — силовой поршень; 35 — корпус сервомотора; 36 — компенсирующий поршень; 38 — крышка корпуса; 39 — самодожимной сальник;
40 — ось; 41 — штифт; 42 — серьга
Рис. 29. Схема устройства всережимного регулятора частоты вращения и дистанционного управления дизелем ПД1М:
1 — шток серводвигателя; 2, 3 — компенсационный и силовой поршни; 4 — корпус серводвигателя; 5 — пружина; 6, 7, 18, 19, 21 — каналы; 8-колпак пружины; 9-фланец траверсы; 10 — шарикоподшипник; 11 — зубчатая втулка; 12 — зубчатый сектор; 13 — все-режимная пружина; 14 — тарелка пружины; 15 — грузы; 16 — букса; 17 — плунжер; 20 — аккумулятор; 22 — масляная ванна; 23 -шестеренный насос; 24 — коническая шестерня; 25 — компенсирующая пружина; 26 — поршень золотника; 27, 31 — золотники; 28 — игольчатый клапан; 29, 30 — верхняя и нижняя тарелки компенсирующей пружины; 32 — электромагнитные катушки; а, б — каналы; I — узел регулировки частоты вращения; II — рычажный привод к зубчатому сектору регулятора; III — реле давления масла; IV -элек-тропневматический клапан; V — рычажный привод к рейке топливного насоса; VI — подкачивающий насос; VII — аккумуляторная батарея; VIII -контроллер; IX — привод от коленчатого вала; X — топливный насос;
плунжером и золотником, буксой и корпусом регулятора, корпусом и дисками поршневой пары сервомотора. Измеряют износ деталей на изношенных деталях, устанавливают зазоры в сочленениях в пределах допускаемых размеров. Износ паза корпуса под привод та шметра более 0,5 мм разрешается компенсировать наплавкой с последующей обработкой под чертежный размер.
Торцы буксы шабрят по плите. При замене буксы или золотника, а также поршневой пары сервомотора овальность и конусность отверстий в корпусах или буксе не должно превышать 0,01 мм. Разрешается пересверливатъ новые отверстия для конусных винтов в буксе. Верхний торец ведущей шестерни масляного насоса и упорные поверхности нижней тарелки компенсирующей пружины упрочняют электроискровым способом или покрывают хромом. Выработку нижней части корпуса и шестерни масляного насоса выводят шабровкой с последующей пригонкой по плите.
Проверяют и при необходимости регулируют правильность положения грузов на маятниковом приборе. Траверса грузов на буксе должна иметь плотную посадку. Выработку носков грузов устраняют наплавкой с использованием износостойких и обычных наплавочных материалов с последующей обработкой и упрочнением, в том числе и электроискровым способом. Проверяют равномерность прилегания носков грузов к наружной обойме шарикоподшипников. Осматривают и проверяют состояние шарикоподшипников и самоподжимных сальников. Кожаные манжеты сальников с оборванными краями или дающие излом при перегибе на 180° заменяют, годные сальники прожировывают. Осматривают рессоры и пружины. Проверяют характеристику пружин и заменяют пружины, имеющие трещины и отломанные витки.
Детали регулятора перед сборкой тщательно промывают. При сборке регулятора регулируют: открытие окон золотниковой втулкой в двух крайних положениях золотника и компенсирующего поршня; предварительную затяжку компенсирующей пружины; торцевой зазор шестерен масляного насоса и величину открытия игольчатого клапана.
До сборки рессорной муфты проверяют величину зазора (не менее 0,3 мм) между торцами рессорных валиков при отсутствии разбега шлицевого валика.
Привод регулятора разбирают. Каналы валика цилиндрической шестерни очищают и промывают. Измеряют износ зубьев цилиндрических шестерен и заменяют шестерни, имеющие предельный износ, отколы и трещину в зубьях. Устанавливают нормальные зазоры между коническими и цилиндрическими приводными шестернями.
Срабатывание собранного предельного регулятора которое, должно происходить при 940-990 об/мин, регулируют на типовом стенде затяжки пружин. Ход груза должен быть в пределах 7,5-9 мм, защемление или заедание груза не допускается.
Источник
Регулятор числа оборотов
Дизельные двигатели неустойчиво работают на оборотах холостого хода, вследствие чего возникла необходимость поддерживать такие обороты холостого хода, при которых обеспечивалась бы устойчивая работа двигателя.
Условия эксплуатации автомобиля весьма разнообразны и водителю чтобы выдержать нужную скорость движения необходимо не только пользоваться коробкой передач, но и изменять число оборотов двигателя, подавая то или иное количество топлива в цилиндры. Чтобы выдержать определенный скоростей режим карбюраторного двигателя водителю приходится изменять положение акселератора.
Так, как у дизельных двигателей при несоответствии числа оборотов нагрузке и при резком изменении их быстро изнашиваются детали двигателя, и расход топлива при этом возрастает, современные четырехтактные двигатели снабжаются регуляторами. Эти регуляторы автоматически поддерживают заданное водителем число оборотов двигателя от минимальных до максимальных, в зависимости от его нагрузки, изменяя количество подаваемого в цилиндр топлива.
Схема работы регулятора числа оборотов;
а-положение деталей при не работающем двигателе; б-работа регулятора при уменьшении нагрузки на двигатель; в-работа регулятора при увеличении нагрузки на двигатель; г-остановка двигателя.
Регуляторы подобного рода называются всережимным. Установка их позволяет улучшить условия вождения, увеличить долговечность двигателя и повысить его экономичность при работе с недогрузкой.
Регулятор двигателей МТЗ работает следующим образом на валу ведомой шестерни регулятора, вращающегося на шариковых подшипниках, установлена державка центробежных грузов. К ним подходит торец муфты. На противоположном конце этой муфты установлен шариковый подшипник, в который входит упорная пята.
Рычаг управления подачей топлива нижним концом жестко насажен на вал. На этом валу так же жестко насажен рычаг с пружиной, нижний конец которой закреплен в двуплечем рычаге. Двуплечий рычаг свободно подвешен на оси.
Если положение рычага 10 будет изменяться, то, следовательно изменится и угол между продольной осью рычага 12, пружиной 8 и двуплечим рычагом 7. С изменением угла длина пружины станет иной, и ее натяжение, т. е. усилие, также станет иным. Усилие пружины воспринимается регулировочным винтом и Передаётся рычагу 5 регулятора.
Когда двигатель не работает, верхняя части рычага 10 упирается в болт регулировки минимальных оборотов холостого хода. Вал 3 и закрепленный на нем рычаг 12 пружины поворачиваются, так, что пружина 8, оказывается несколько растянутой. Усилие растянутой пружины передается нижнему концу двуплечего рычага 7. Поворачиваясь вокруг оси 23, рычаг чёрез регулировочный винт давит на рычаг 5 регулятора, плунжеры повернуты в положение наибольшей подачи
После пуска двигателя грузы 16 действием центробежной силы расходятся и, поворачиваясь вокруг осей упираются своими роликами в торец муфты 22, которая вместе с радиально-упорным подшипником и пятой 2 начинает двигаться влево. Вместе с пятой, начинает перемещаться рычаг 13 выдвигая рейку 15. Подача топлива при этом уменьшится.
Когда пята 2 достигнет конца рычага 5 и упрется в него, в некоторый момент создастся, положение при котором центробежные силы грузов уравновесятся усилием пружины 8. Как только это произойдет, сразу же прекратится перемещение рычага 13 и рейки 15. Уменьшение подачи топлива прекратится, и двигатель будет работать на минимальном числе оборотов холостого хода.
Чем дальше перемещаются пита 2 и рычаг 5, тем больше растягивается пружина 8 и с увеличивающейся силой противодействует передвижению рычага. Когда же центробежные силы грузов и усилие пружины уравновесятся движение пяты и рычагов прекратится. Рейка насоса займет некоторое определенное положение, подача топлива станет при этом постоянной и двигатель начнет работать на постоянном скоростном режиме.
При изменении нагрузки ‚на двигатель регулятор автоматически, без вмешательства водителя, изменяет подачу топлива. Если, например, нагрузка упадет и число оборотов коленчатого вала возрастет, то грузы 16 разойдутся, пята 2 передвинет рычаг’13, рейка 15 начнет выдвигаться из корпуса насоса, и подача топлива уменьшится. Уменьшение подачи топлива будет происходить до тех пор, пока центробежные силы грузов и усилие пружины не уравновесятся.
Следовательно, каждому числу оборотов двигателя соответствует определенная степень расхождения грузов.
При возрастании нагрузки на двигатель число оборотов коленчатого вала снизится, центробежные грузы сблизятся, система рычагов передвинет рейку в корпус насоса, и подача топлива увеличится.
Колебание числа оборотов при использовании регулятора составляет 30 об/мин. Таким образом, регулятор насоса ЯМЗ как бы следит за режимом работы двигателя и обеспечивает соответствующую подачу топлива в цилиндры.
Как уже упоминалось, водитель может также, пользуясь педалью подачи топлива, изменить скорость вращения коленчатого вала. При нажатии на педаль рычаг 10 повертывается, натяжение пружины 8 увеличивается, и под ее действием рычаг 5 также повертывается, перемещая пяту 2 и рычаг 13 с рейкой 15 в сторону увеличения подачи. Подача топлива будет увеличиваться до тех пор, пока сила натяжения пружины не, уравновесит центробежные силы и грузы регулятора не будут удерживаться на постоянном расстоянии от оси вала регулятора.
Если водитель отпустит педаль, то сила натяжения пружины 8 уменьшится, рычаги 5 и 13 переместят рейку 15 в сторону уменьшения подачи, и число оборотов коленчатого вала снизится.
Болтом 11 ограничивают ход рычага 10 и этим устанавливают максимальное число оборотов двигателя, а болтом 9 минимальное число оборотов.
Проверка и регулировка топливного насоса и регулятора производятся на специальном стенде.
Нижняя часть рычага 13 имеет штифт, входящий в прорезь кулисы 18. Если нажать на скобу 1, то связанная с ним кулиса 18 переместит через штифт нижнюю часть рычага 13. Верхний конец этого рычага, поворачиваясь вокруг оси, находящейся на пяте 2, через тягу потянет за собой рейку насоса 15.
В нижней части рычага 5 размещено специальное устройство—корректор. В процессе эксплуатации автомобиля поворотом корпуса буферной пружины корректора можно поддерживать устойчивую работу двигателя на минимальном числе оборотов;
Регулятор топливного насоса двигателя Д- 12А механический‚ центробежный. Шаровые грузы 9 регулятора располагаются в пазах крестовины З, которая закреплена на коническом конце кулачкового вала насоса. С противоположной стороны грузы упираются в плоскую тарель 10, имеющую возможность свободно вращаться и передвигаться вместе со втулкой вдоль оси по хвостовику крестовины. При увеличении числа оборотов грузы 9 отжимают плоскую тарель; перемещение ее передается на рычаг 1, рейка 4 выдвигается из корпуса, уменьшая при этом подачу топлива.
Источник