Меню

Реле регулятор ява 250

Реле регулятор ява 250

Генератор мотоциклов Ява-250, Ява-350

Устройство. На мотоциклах «Ява» всех моделей установлены шунтовые генераторы
постоянного тока с номинальным напряжением 6 В и мощностью 45 Вт. Доступ к генератору
открывается после снятия правой крышки картера силового агрегата.
Генератор (рис. 13) состоит из ротора 4, закрепленного на правой цапфе колечатого вала
вместе с кулачком 3 прерывателя болтом М6, и статора (корпуса) 2, крепящегося к картеру
двумя болтами М6. На статоре смонтированы щеткодержатели, в которых помещен угольные
щетки. Щетки поджимаются к коллектору стальными пружинами, укрепленными на защелках-
фиксаторах, или рычажками с пружинами. Отрицательная щетка изолирована от корпуса
мотоцикла.

Снаружи на корпусе генератора смонтированы: реле-регулятор, клеммная колодка,
механизм прерывателя, конденсаторы.
Профилактическое обслуживание. При профилактическом обслуживании генератора
необходимо соблюдать следующее.

Содержать генератор в чистоте и регулярно — не реже одного раза в месяц (при
ежедневной эксплуатации) — проверять затяжку винтов и крепление проводов в
клеменной колодке. Нельзя сильно затягивать болты, крепящие статор генератора
к картеру, так как их сильная затяжка вызывает деформацию лицевой панели
статора, что приводит к затруднениям при установке основания прерывателя и
при регулировке момента зажигания.
Через каждые 3000 км:
а) проверять состояние щеток и коллектора. Пластины коллектора должны быть
гладкими и блестящими; не должны иметь забоин и заусенцев. Щетки должны
иметь ровную, без сколов, сопрягающуюся с формой коллектора поверхность;
сильно изношенные щетки, длины которых менее 8 мм, нужно заменять новыми;
б) удалять из генератора с помощью кисточки угольную пыль, образовавшуюся в
результате работы щеток;
в) контролировать состояние щеткодержателей, пружин и защелок.
Щеткодержатели не должны быть забиты спрессовавшейся угольной пылью, а
также не должны иметь ржавчины. Пружины, поджимающие щетки к коллектору,
и их защелки должны быть в исправности и не иметь следов ржавчины.

После длительного перерыва в эксплуатации и после длительной стоянки в сыром
помещении (и тем более на улице в сырое время года) на пластинах коллектора
возможно появление окисной пленки, которая может нарушить электрический
контакт между щеткой и коллектором. В этом случае необходимо снять статор
генератора и очистить коллектор от пленки.

Рис. 13. Генератор мотоцикла «Ява-350»:
1 — винты крепления статора; 2 — статор; 3 — кулачок прерывателя; 4 — ротор; 5 — вит
крепления ротора.

Реле-регулятор мотоциклов Ява-250, Ява-350

Устройство. На мотоциклах «Ява» установлены регулятор напряжения и реле обратного
тока, объединенные в один узел, называемый реле-регулятором (рис. 14). Реле-регулятор
состоит из пластмассового основания и смонтированного на нем электромагнита с двум
обмотками (тока и напряжения), Г-образного якоря, ярма и двух контактных групп (регулятора
напряжения и реле обратного тока). Двухступенчатый регулятор напряжения обеспечивает
нормальную работу генератора на средних и высоких оборотах коленчатого вала двигателя, не
допуская перегрузки потребителей и генератора.
Реле обратного тока в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя и напряжения
на щетках генератора переключает питание потребителей электроэнергии с аккумулятора на
генератор, и наоборот.
Профилактическое обслуживание реле-регулятора. Реле-регулятор является самым
сложным и одновременно самым чувствительным прибором и электрооборудовании мотоцикла.
От реле-регулятора зависит работоспособность всей системы электрооборудования мотоцикла
так как он согласует и нормализует работу источников тока.
Реле-регулятор мотоциклов «Ява» описываемых моделей имеет досаднейший недостаток,
отражающийся на его работе: он установлен в таком месте, где может подвергаться
механическим повреждениям во время снятия и установки статора генератора, при небрежных
манипуляциях с правой крышкой картера двигателя и при других операциях, когда генератор, а
вместе с ним и реле-регулятор не закрыты крышкой картера.
Реле-регулятор не требует каких-либо периодических регулировок. Напротив, всякое
неквалифицированное вмешательство в его регулировку может вывести реле-регулягор из строя
или нарушить нормальную работу электрооборудования.
Генератор и особенно реле-регулятор — приборы, весьма чуствительные к ударам. При
обращении с ними необходимо соблюдать осторожность и при снятии их с мотоцикла нельзя
стучать по нему, так как это может привести к его порче без возможности восстановления.

Рис. 14. Реле-регулятор:
1 и 2 — контакты реле обратного тока; 3 — упор с регулировочным винтом; 4 — верхний
контакт регулятора напряжения; 5 — нижний контакт регулятора напряжения; 6 —
подвижный контакт регулятора напряжения; 7 — якорь; 8 — обмотка тока; 9 — обмотка
напряжения; 10-изоляция; 11 -сердечник; 12 — ярмо; 13 — клемма 61, 14 — пружина подвижного
контакта; 15 — клемма обмотки возбуждения; 16 — клемма 51; 17 — регулировочная гайка

Проверка работы и регулировка реле-регулятора. В результате небрежного обращения или
после длительной эксплуатации нормальная работа реле-регулятора может быть нарушена. В
этом случае нужно проверить его и при необходимости отрегулировать.
Прежде чем приступить к проверке работы реле-регулятора, а тем более к его регулировке,
необходимо тщательно очистить его от пыли и грязи, а также проверить надежность крепления
выводов реле-регулятора на клеммной колодке. После очистки реле-регулятора следует завести
двигатель и по показаниями контрольной лампы проверить, как работает реле-регулятор.
При частоте вращения коленчатою вала двигателя около 2300-2500 об/мин скорость
мотоцикла на прямой передаче равна приблизительно 30-35 км/ч. Контрольная лампа в
спидометре должна погаснуть, сигнализируя о том, что реле-регулятор полностью переключил
питание электроприборов на генератор. Если чистка не дала положительного результата,
следует проверить работу реле-регулятора по электрическим параметрам.
В условиях индивидуальной эксплуатации можно произвести лишь приблизительную
проверку работы и минимальную подрегулировку реле-регулятора, не снимая его с мотоцикла.
В этом случае на показания приборов влияют вибрации двигателя, передающиеся реле-
регулятору, и погрешности в определении частоты вращения коленчатого вала, достигающие
15% при применении для этой цели спидометра.
Точная проверка и регулировка реле-регулятора требуют высококвалифицированного
проведения этих работ, наличия точных измерительных приборов и специального стенда.
На моделях мотоциклов, выпускавшихся до 1971 г., устанавливался реле-регулятор,
отличающийся от устанавливаемого позже только внешней формой. Рабочие характеристики и
регулировочные параметры у них одинаковые.
Для проверки и регулировки необходимо иметь следующие измерительные приборы:

Ампервольтметр или другой комбинированный прибор с подходящими
пределами измерения (постоянное напряжение до 10 В и постоянный ток до 10
А); можно пользоваться самостоятельными амперметром и вольтметром с
указанными пределами измерений.
Тахометр. Если тахометра нет, при проверке и регулировке можно
ориентироваться по показаниям спидометра, В этом случае надо, установив
мотоцикл на подставку и укрепив его в поднятым задним колесом, включить
четвертую (прямую) передачу.

Проверка реле-регулятора производится в следующем порядке:
Запустив и прогрев двигатель, винтом упора дросселя карбюратора установить частоту
вращения коленчатою вала двигателя около 1000 об/мин, что соответствует показателю
спидометра 25 км/ч (на прямой передаче).
Центральный переключатель поставить в положение питания потребителей от генератора;
у мотоциклов моделей 353/04 и 354/04 такого положения нет, поэтому у них переключатель
остается в том же положении, т.е. включенного зажигания. Снять правую крышку картера.
Затем, не останавливая двигатель, отсоединить от системы электрооборудования
аккумуляторную батарею, вынув предохранитель из держателя. При этом необходимо следить
за тем, чтобы минусовый провод аккумуляторной батареи не касался металлических частей
мотоцикла, соединенных с плюсовым выводом аккумулятора. К клемме 61 генератора
присоединить отрицательный провод вольтметра, а его положительный провод соединить с
массой мотоцикла.
При скорости около 25 км/ч (1000 об/мин) напряжение генератора должно быть 6 В и
контакты реле-регулятора начнут смыкаться.
Поворачивая рукоятку газа, увеличить частоту вращения коленчатого вала до 1200-1500
об/мин (на спидометре при этом 30-35 км/ч). При этих оборотах контакты реле-регулятора
смыкаются полностью, напряжение, показываемое вольтметром, должно быть в пределах 6,5-
7,2 В.

Читайте также:  Регулятор частоты вращения коленчатого вала двигателя ямз 236

При дальнейшем повышении оборотов коленчатого вала (и ротора генератора) вплоть до
максимальных напряжение, поддерживаемое реле-регулятором, должно быть в пределах 7,5-
8,1 В.
Если напряжение не соответствует указанным выше параметрам, надо, завинчивая или
отвинчивая регулировочную шестигранную гайку на 1/6-1/2 оборота, довести напряжение до
указанных пределов. При этом после каждого поворота гайки следует измерять напряжение.
Завинчивание регулировочной гайки увеличивает поддерживаемое напряжение, а отвинчивание
— уменьшает.
Для проверки мощности генератора надо присоединить одновременно вольтметр и
амперметр. При этом вольтметр подключается, как описано выше (к клемме 61 генератора и к
массе мотоцикла), а амперметр присоединяется к проводам вместо вынутого предохранителя
(рис. 15) так, чтобы плюсовый провод амперметра соединялся со свободным проводником, а
минусовый провод амперметра с минусовой клеммой аккумулятора (при зарядке направление
прохождения тока обратное).

При показаниях спидометра около 35 км/ч генератор должен заряжать аккумулятор током
1-2 А при напряжении 6,8-7,4 В, а при скорости около 90 км/ч — током 2-3 А при напряжении
7,0-7,6 В.
Затем можно проверить, какой ток идет на зарядку при включенном освещении. С
включенной фарой (лампа 6 В, 25х25 Вт) и задним фонарем (лампа 6В, 5 Вт) при скорости 35
км/ч амперметр должен показывать начало зарядки при напряжении 6,2-6,8 В. С увеличением
оборотов ротора генератора должны увеличиваться показания амперметра. При этом на
скорости 90 км/ч должно быть 1-2 А при напряжении 6,6-7,2 В.
Небольшую подрегулировку мощности генератора производят регулировочной гайкой, как
указывалось выше. После окончания регулировки гайку необходимо фиксировать каплей
эластичного лака или клея БФ.
При регулировках надо действовать аккуратно, чтобы не вызвать короткого замыкания.
После остановки двигателя реле обратного тока должно моментально отключить генератор
от аккумуляторной батареи, чтобы предохранить ее от разрядки.
На всем диапазоне работы реле-регулятор не должен дрожать.
В случае, если вышеприведенными методами не удается добиться удовлетворительной
работы реле-регулятора, его надо снять и заменить.
Сила давления пружин на контакты может измениться через год эксплуатации, а затем не
меняется в течение длительного срока. Компенсировать эти изменения можно вышеописанными
регулировками.
Регулировать силу давления пружин самостоятельно не рекомендуется, так как при
недостатке опыта и соответствующих измерительных приборов это может привести к полному
выходу из строя других приборов электрооборудования. В случае усталости пружин,
нарушавшей нормальную работу, реле-регулятор следует заменить новым.
Применять другие методы регулировки и проверки работы реле-регулятора не
рекомендуется. Нельзя регулировать реле-регулятор при включенной в цепь аккумуляторной

батарее по показаниям амперметра, так как в зависимости от состояния батареи сила тока может
колебаться в значительных пределах. Так, при значительной разряженности батареи она
достигает 8 А.

Рис. 15. Схема включения амперметра в цепь электрооборудования мотоцикла для
проверки мощности генератора:
1 — патрон предохранителя; 2 – амперметр

Источник



Реле регулятор ява 250

  • Мотоциклы
  • Обзоры/Тесты
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Литература
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Тюнинг
    • Jawa
    • ИЖ
    • Минск
    • Урал/Днепр
    • Восход
    • Скутеры
  • Фотографии
  • Видео
  • Автомобили
  • Обзоры/Тесты
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Литература
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Тюнинг
    • ВАЗ
    • УАЗ
    • ГАЗ
    • Audi
    • Alfa Romeo
    • Volkswagen
    • Peugeot
    • Renault
    • Mercedes
    • BMW
    • CITROEN
    • Fiat
    • Ford
    • Skoda
    • SEAT
    • Honda
    • Mazda
    • Nissan
    • Opel
    • Volvo
    • Toyota
    • Mitsubishi
    • Daewoo
  • Фотографии
  • Видео
  • Прочее
  • Видеоматериалы
    • Мотоциклы
    • Автомобили
    • Ремонт
    • Передачи
  • Общая литература
  • Тюнинг
  • Журналы
  • Карты дорог
  • История
  • Полезные статьи
  • Фотогалерея
  • Новости

Календарь

Друзья сайта

  • Тюнинг мотоциклов:
  • Jawa
  • Иж
  • Минск
  • Урал / Днепр
  • Восход
  • Скутеры

    Реле-регулятор Ява 634. Особенности и регулировка

    Энергоснабжение Явы На мотоциклах ЯВА-684 и Ч3-472 всех моделей мощность генератора была повышенас 50 до 75 Вт. При этом, его размеры были сохранены, чтобы обеспечить важнейшее для владельцев качество — взаимозаменяемость с прежней моделью. Именно это стало причиной ухудшения одного параметра — генератор стал отдавать энергию при более высоких оборотах коленчатого вала. Об этом, к сожалению, знают не все.
    Между тем надо всегда помнить: только по достижении 1800 — 2000 об/мин (скорости 14-16 км/ч на 1-й передаче, 25-27,5 км/ч на 2-й, 85- 38,5 км/ч на 3-й и 45-51 км/ч на 4-й) напряжение генератора превысит 6,1 В и он сможет подзаряжать подключенную к нему батарею. На меньших оборотах питание потребителей, как правило, идет от батареи и она, естественно, разряжается. Значит, нужно всячески избегать такого стиля езды. Он вреден еще и тем, что на низких оборотах и при больших механических нагрузках работа деталей мотора принимает ненормальный, ударный характер и они интенсивно изнашиваются. Поэтому даже в случаях, когда генератор хорошо работает при таких низких оборотах (в силу разброса его характеристик это бывает), нельзя ими злоупотреблять. Все сказанное предполагает, что генератор, батарея и вся зарядная цепь исправны. Но стоит, скажем, окислиться зажимам батареи, ослабнуть контакту белого провода «массы», соединяющего корпус реле с мотоциклом, сработаться щеткам, как желаемое напряжение даже при оборотах больше 2000 в минуту не будет достигнуто. Вот и жалуются некоторые мотолюбители, что у них на скорости ниже 50 км/ч свет начинает гаснуть, а мотор — давать сбои. Виноват генератор или реле-регулятор, — думают они. А ведь очень часто к такому результату приводят простейшие вещи, вроде ослабления какого-либо зажима (обидно бывает за водителей, которые не могут сами найти такую простую причину). К снижению напряжения генератора и даже полному отказу приводят и загрязнение, замасливание коллектора якоря (ротора), износ щеток до размера меньше 8 мм, заедание, зависание их в щеткодержателе, нарушение контакта вывода плюсовой щетки с обмоткой возбуждения и клеммой «0» реле-регулятора, а минусовой — с «массой», а также загрязнение или подгорание контактов реле обратного тока, увеличивающее их сопротивление. Кстати, эти контакты могут довольно быстро подгорать, если мотоцикл плохо отрегулирован, обороты холостого хода «плавают», и реле поэтому многократно включается и выключается, вызывая каждый раз дугу между контактами, которая портит их. Обороты холостого хода должны быть минимальными, контакты реле обратного тока при этом разомкнуты, и, значит, должна гореть контрольная лампа. Не пытайтесь добиваться, чтобы она гасла на низких оборотах.
    Таким образом, нужно следить за исправностью зарядной цепи, включая сюда и щетки, контакты реле и т. д. Проверку начинают с осмотра цепи, состояния соединений. Надо зачистить грязные, окисленные и обеспечить плотный контакт. Часто этого бывает достаточно для восстановления нормальной работы электрооборудования. Если предохранитель слабо зажат в держателе, то при прохождении тока может нагреться и совсем отпуститься пружинка. Ее обязательно надо заменить.
    Щетки генератора должны совершенно свободно, без заеданий перемещаться в направляющих щеткодержателя. Осмотрите и пружинки — иногда их бывает полезно слегка растянуть, чтобы они прижимали щетки сильней. Когда явно загрязнены, окислены или обгорели контакты реле, не торопитесь зачищать их шлифовальной шкуркой: часто именно это и приводит к дальнейшим, более сложным неисправностям. Если в металл контактов внедрятся зерна абразива, они не позволят им нормально работать и ускорят последующее обгоранне. Зачистить контакты можно надфилем (лучше алмазным), а коли уж пришлось применить мелкозернистую шкурку, то после нее нужно тщательно очистить контакты от остатков абразива. Словом, не относитесь к этой работе как к заведомо простой, не требующей внимания.
    Если электрическая цепь, соединения, зажимы и т. п. в порядке, а батарея все-таки заряжается слабо, проверьте саму батарею. Она тоже может быть неисправна. В частности, когда на мотоцикле систематически ездят с полуразряженной батареей, заряжая ее от случая к случаю, то вряд ли она прослужит долго. Иногда всего нескольких летних месяцев такой работы достаточно, чтобы батарею необратимо вывести из строя — она потеряет емкость и потребует замены. И хотя во всех инструкциях и учебниках написано, что батарею нельзя оставлять в разряженном состоянии, немало мотоциклистов игнорируют это требование.
    И только когда есть уверенность, что цепь и батарея в порядке, но свет ламп сильно тускнеет или появляются перебои в работе двигателя при снижении оборотов до холостых, следует заняться проверкой и регулировкой системы генератор — реле. Надо помнить при этом, что реле-регулятор едва ли не самый тонкий прибор мотоцикла, обращаться с которым надо осторожно, вдумчиво. Тут легко делают непоправимые ошибки, а ведь новое реле не всегда легко купить.
    Если вы не совсем уверены в собственных знаниях, лучше обратитесь на СТО или к специалисту. Точную регулировку можно сделать лишь на специальном стенде, оснащенном соответствующими приборами. Но, к сожалению, у большинства мотоциклистов такой возможности нет, поэтому приходится все делать на машине. При настройке реле на работающем двигателе есть одна трудность: не всегда удается так плавно менять обороты коленчатого вала, как это требуется. Тут важно проявить внимание и терпение.

    Реле-регулятор Ява 634. Особенности и регулировка

    Рис.1. Реле напряжения (a) и реле обратного тока (в):
    1 — электромагнит; 2 — пружина; 3 — якорь; 4 — держатель верхнего контакта; 5 — средний контакт; 6 — нижний контакт; 7 — ограничитель хода якоря.

    Проверяем сначала регулятор напряжения. Сняв крышку, осматриваем его катушку (она слева), состояние контактов, зазор между разомкнутыми. Он должен быть в пределах 0,2-0.4 мм. В случае необходимости регулируем его, отгибая держатель 4 верхнего контакта (см. рисунок, а). Пустив двигатель и подняв обороты выше 2000 в минуту, отключаем батарею (генератор загружен только системой зажигания). Замеряем вольтметром напряжение между клеммой «В» и «массой» мотоцикла, при дальнейшем повышении оборотов до максимальных оно не должно превышать 7,7 В. Затем включаем в цепь батарею и осветительные приборы (кроме указателей поворота и стоп-сигнала). В этом случае напряжение упадет, и его минимальная величина (по-прежнему на больших оборотах) должна составить 6,9 В.
    Заметьте следующее. В первом случае регулятор работал на второй ступени регулирования — якорь был притянут к сердечнику электромагнита н подвижный контакт, вибрируя с высокой, почти незаметной для глаза частотой, касался нижнего контакта регулятора. При включении нагрузки якорь отошел немного от сердечника, и теперь уже подвижный контакт касался верхнего, неподвижного — это работа прибора на первой ступени регулирования. Разность напряжений 0.8 В (7,7-8.9) — это так называемое напряжение перехода. Оно зависит от зазора между якорем и сердечником магнита. Если напряжение перехода меньше 0,3 В, зазор надо увеличить. Сами же величины максимальных напряжений при малой и номинальной нагрузках зависят от усилия пружины, которая не дает якорю свободно притянуться к сердечнику катушки.
    Значит, если надо поднять напряжение, держатель пружины 2 (см, рисунок, а) отгибают, чтобы ее усилие стало больше. Отметим, что напуганные недостаточной зарядкой мотоциклисты зачастую устанавливают напряжение, регулируемое прибором, на уровне 8 В и даже выше. Ни к чему хорошему это не приводит, так как при первой же длительной поездке аккумулятор начинает «кипеть», слишком большой зарядный ток портит пластины батареи, а выплескивающийся электролит — детали мотоцикла, на которые попадает. Особо важно это знать тем, кто ездит с излишне низкими оборотами и заботы о зарядке батареи в неподходящем режиме перекладывает на хрупкие плечи релерегулятора.
    Итак, если регулятор обеспечивает необходимое напряжение генератора, достаточно ли это для нормальной работы электрооборудования? Нет. Представьте себе, что реле обратного тока (правая катушка прибора) отрегулировано так, что включается лишь после достижения, скажем, 7 В. Что это значит? Это значит, что ваша батарея если и будет иногда подзаряжаться, то только при самых высоких оборотах генератора, а во время обычной езды баланс энергии будет не в ее пользу. Батарея станет быстро разряжаться: ведь при включенных потребителях и умеренных оборотах напряжение, как вы уже знаете, не будет выше 6,9 В. Другая встречающаяся крайность — включение реле при слишком низком напряжении, например, 6,6 В. Что происходит в этом случае? Стоит притормозить или остановиться перед светофором или ямой, сбавив обороты ниже уже известных вам 1800 в минуту, как напряжение, вырабатываемое генератором, быстро снизившись, станет меньше напряжения батареи. В этот момент реле обязано выключиться и отсоединить генератор от батареи. Но не тут-то было! Пока напряжение не упадет до 6,6 В, аккумулятор будет разряжаться через якорь генератора. Если в поездке такие ситуации повторяются часто (например, на улицах города), батарея быстро разрядится. Таким образом, реле обратного тока, а оно названо так именно потому, что при появлении обратного тока — из батареи к генератору — должно сразу прервать цепь, — важнейший прибор. Нормально работающее реле включает генератор в общую цепь при достижении напряжения 6,1-6,6 В. Вот это и нужно проверить. Предварительно убедитесь, что мотор работает безупречно и обороты коленчатого вала в диапазоне 1600-2500 в минуту вы можете менять достаточно плавко, без рывков. Иначе отрегулировать или даже проверить реле трудно. Кстати, при этой регулировке очень полезно иметь толкового помощника, который следил бы визуально за работой контактов реле, в то время как вы наблюдаете за стрелкой вольтметра. Делают его так. Подключают вольтметр между клеммой «0» и «массой», пускают двигатель и, очень плавно поднимая обороты, следят за стрелкой чувствительного вольтметра (со шкалой на 0 — 10 В). Напряжение будет увеличиваться, но в момент соединения контактов реле, то есть подключения к генератору внешней цепи, скачкообразно снизится на небольшую величину (0,1- 0.2 В). Тут будьте внимательны. Показание вольтметра именно перед таким скачком и есть напряжение включения.
    Помощник, наблюдающий за контактами, дает вам знать об их соединении. Иногда пытаются судить о соединении по выключению контрольной лампы, но это ненадежно, потому что лампа гаснет постепенно, по мере уменьшения разности напряжений батареи и генератора. Кстати, о лампе. Некоторые мотоциклисты часто жалуются на то, что батарея у них разряжена, хотя лампа с повышением оборотов «нормально гаснет». Здесь явное непонимание функции лампы. Она ведь не контролирует состояние батареи, а лишь сигнализирует о том, что сам генератор исправен и способен возбуждаться, поскольку с ростом оборотов растет напряжение. А отрегулируйте реле на включение при 4-6 В — лампа будет гаснуть, и даже быстрее, чем при регулировке на 6-6,5 В. Можно привести примеры неисправностей, при которых не только лампа гаснет, но вообще генератор и реле-регулятор совершенно исправны, а батарея не заряжается. Напомним, что это случается, когда окислятся клеммы батареи, оборвется провод, ослабнет или просто сгорит предохранитель в зажимах. Не будет заряжаться и неисправная батарея — с сильной сульфатацией пластин, с короткими замыканиями между ними из-за внутренних разрушений и т. п.
    Итак, соединение контактов реле должно наступать при напряжении генератора 6.1 — 6.5 В. Как и в конструкции регулятора, здесь силе притяжения якоря к сердечнику препятствует пружина. Значит, если надо поднять напряжение, при котором сомкнутся контакты, пружину натягивают, и наоборот. Для нормальной работы реле между контактами поддерживают такие зазоры: 0,4-0,6 мм между главной парой контактов и чуть меньше — на 0,1 мм между вспомогательными (упругими). Зазоры можно изменить, отгибая вверх или вниз ограничитель 7 якоря (см. рисунок, б).
    Если контакты реле соединяются при заданном напряжении, полезно убедиться в том, что этому соответствуют обороты около 1800 в минуту. На мотоциклах с тахометром это просто, а на других включают передачу и, подняв заднее колесо, следят за скоростью по стрелке спидометра. Как правило, если реле-регулятор напряжения и генератор налажены так, как мы рассказали, батарея нормально заряжается, за исключением тех случаев, когда виноват сам мотоциклист, вернее, его стиль езды, не соответствующий особенностям машины.

    Источник

    Реле регулятор ява 250

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МОНТАЖНОГО КОМПЛЕКТА 443 116 824 000, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В КАЧЕСТВЕ ЗАМЕНЫ ОДНОЭЛЕМЕНТНОГО РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРА НА МОТОЦИКЛАХ ЯВА


    Мотоциклы ЯВА оборудовались до 1974 г. генератором постоянного тока с одноэлементным реле-регулятором. В качестве замены одноэлементного реле-регулятора надо применить двухэлементный реле-регулятор с держателем и кабельным соединением, составляющим монтажный комплект № 443 116 824 000.
    У вышеуказанных мотоциклов держатель с реле-регулятором (из комплекта) устанавливается с помощью болта, который прикрепляет топливный бак на раму. (Прежде всего надо прикрепить сам держатель; только после этого устанавливается реле-регулятор на держателе.) Соединение массы реле-регулятора с массой рамы должно быть надежное.
    ИНСТРУКЦИЯ ПО МОНТАЖУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ
    Вынуть предохранитель аккумулятора, вывернуть винты из бакелитового держателя реле-регулятора находящегося на статоре генератора. Отсоединить скрученные провода, выходящие из генератора, от клеммы М реле-регулятора. Дальше отсоединить вывод токовой катушки реле-регулятора от нижней части кл. 61, которая находилась до этого в полости генератора (скрученные выводы из генератора должны остаться подключенными к кл. 61). Отключить монтажные провода от кл. 61 и 51 (зеленый и синий провода, у мото-циклов, выпускаемых с 1971 г., зеленый и красный провода). Вывернуть оба винта, крепящие реле-регулятор и снять реле-регулятор с держателя.
    С клеммы 51 на демонтированном реле-регуляторе снять угольник с зажимом и привинтить его к держателю реле с помощью винта М 4X12, пружинной шайбы и гайки М 4. Для этого использовать отверстие, служащее для крепления прежнего реле-регулятора.
    Держатель реле-регулятора вновь привинтить на статор генератора. Скрученные выводы из генератора М подключить к угольнику находящемуся на держателе.
    Провода установки — зеленый и синий (красный) — отсоединенные от кл. 61 и 51 реле-регулятора вы-тянуть в пространство под снятым седлом мотоцикла. На мотоциклах выпускаемых с мая 1971 г. находятся на кл. 51 два красных провода. В этом случае надо вытянуть в пространство под седлом оба провода. Одновременно втянуть в предохранительную трубку новые провода, которые входят в монтажный комплект. Прежние провода сократить с целью удобного присоединения их к новому реле-регулятору под седлом мотоцикла. Синий (красный) провод прежней установки присоединить к кл. В реле-регулятора, зеленый провод установки к кл. D реле-регулятора. В случае, если от клеммы 51 были отключены два красных провода, надо их после сокращения подключить к кл. В реле-регулятора.
    Посредством новых проводов установить соединение кл. 61 генератора с кл. D реле-регулятора (с помощью зеленого провода монтажного комплекта), а также соединение кл. М генератора с кл. М реле (с помощью белого провода монтажного комплекта).
    Перед присоединением к реле втянуть все провода в изоляционную трубку.
    После монтажа вставить обратно предохранитель аккумулятора и проверить электрические соединения.

    Схема включения — одноэлементный реле-регулятор Схема включения — двухэлементный реле-регулятор

    Примечание:
    Обозначение цвета проводов монтажной установки мотоцикла (в тексте и на схемах) не всегда обязательное — считайте его справочным.
    PAL-MAGNETON N. P. — KREMENZ — CESKOSLOVENSKO

    Источник

Adblock
detector