Регулятор напряжения для 9422 3701

Сайт о внедорожниках, SUV, автомобилях повышенной проходимости

Трехфазный синхронный генератор переменного тока 9422.3701 предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей ГАЗ и УАЗ. В составе генератора 9422.3701 находятся встроенный выпрямительный блок и регулятор напряжения Я212А11Е.

Устройство генератора 9422.3701 с регулятором напряжения Я212А11Е и встроенным выпрямительным блоком.

Генератор 9422.3701 состоит из статора, ротора, крышки со стороны контактных колец с установленным снаружи выпрямительным блоком и конденсатором, крышки со стороны привода, щеткодержателя с регулятором напряжения, шкива и кожуха.

Устройство генератора 9422.3701 с регулятором напряжения Я212А11Е и встроенным выпрямительным блоком

Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали, имеет тридцать шесть равномерно расположенных по внутренней поверхности пазов, в которых размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме «двойная звезда».

Ротор состоит из вала, катушки возбуждения, намотанной на каркас, внутри которого запрессована стальная втулка, двух клювообразных половин ротора. Для обеспечения охлаждения в каждой полюсной половине ротора при помощи контактной сварки приварен вентилятор. Со стороны контактных колец на вал напрессован подшипник и два контактных кольца.

Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными окнами, в ступице крышки запрессована пластмассовая втулка, которая предназначена для удержания наружной обоймы подшипника от проворота и защиты щеткодержателя от попадания пыли и влаги. Крышка со стороны привода имеет вентиляционные отверстия, в крышку установлен подшипник. Щеткодержатель состоит из пластмассового корпуса, на котором установлен регулятор напряжения и графитовые щетки ЭГ 51А.

Технические характеристики генератора 9422.3701.

— Номинальное напряжение, В : 14
— Выпрямленный ток, А : 72
— Частота вращения ротора генератора при температуре окружающей среды плюс 25+-10 градусов при самовозбуждении в комплекте с аккумуляторной батареей при напряжении 13 Вольт должна быть при токе нагрузки 28 А, не более мин-1 : 1600
— Регулируемое напряжение генератора при температуре окружающей среды плюс 25+-10 градусов и изменении тока нагрузки от 5+0.25 Ампер до 63+-3 Ампер при частоте вращения 6000+-300 мин-1 должно находится в пределах, В : 13.5-14.3
— Ток возбуждения генератора не более, А : 5.0
— Масса генератора без шкива не более, кг : 4.9
— Давление на щетки при сжатии пружины до 11.5 мм, Н : 0.044+-0.0035

Работа генератора 9422.3701.

Генератор 9422.3701 работает следующим образом : при прохождении через обмотку возбуждения постоянного тока, вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора. При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюс ротора.

При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяются по величине и направлению, и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным снаружи крышки со стороны контактных колец генератора.

Подключение генератора 9422.3701 в систему электрооборудования автомобиля.

Перед монтажом генератора 9422.3701 на двигатель в составе автомобиля надо отключить аккумуляторную батарею, удалить консервирующий состав с посадочных мест, проверить вращение ротора и отсутствие задевания вентиляторов за крышки генератора. Установить и закрепить генератор на кронштейнах двигателя, надежно присоединить провода к выводам «В+»,»D»,»W» генератора.

Электрическая схема подключения генератора 9422.3701 в систему электрооборудования автомобиля.

Электрическая схема подключения генератора 9422.3701 в систему электрооборудования автомобиля

Проверка технического состояния генератора 9422.3701.

В процессе эксплуатации работоспособность генератора контролируется с помощью амперметра или вольтметра, и контрольной лампы, расположенных на щитке приборов. Если генератор работоспособный, то при включенном замке зажигания и неработающем двигателе контрольная лампа горит. После запуска контрольная лампа гаснет и не горит на всех режимах работы двигателя.

При работе двигателя на средних оборотах, включенных фарах и заряженной батарее стрелка амперметра должна находиться на нуле или несколько правее нулевой отметки. Если амперметр постоянно показывает большой ток заряда при заряженной аккумуляторной батарее, то это свидетельствует о неисправности генератора и его необходимо проверить на специальном стенде.

Схема для проверки электрических характеристик генератора 9422.3701.

Схема для проверки электрических характеристик генератора 9422.3701

Возможные неисправности генератора 9422.3701.
Отсутствует заряд аккумуляторной батареи.

— неисправен регулятор напряжения
— слабо натянут ремень привода
— обрыв или замыкание диодов выпрямительного блока
— отсутствует или ненадежный контакт между щетками и контактными кольцами
— обрыв цепи возбуждения

Нет полной отдачи тока генератором.

— слабо натянут ремень привода
— межвитковое замыкание или обрыв в цепи одной из фаз статорной обмотки генератора

Быстрый износ щеток и контактных колец.

— увеличение биения контактных колец
— попадание масла на контактные кольца
— повышенное или пониженное давление щеточных пружин

Шумная работа генератора.

— износ или заедание подшипников
— задевание ротора за полюса статора

Источник

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка, молоток, выколотка из мягкого металла, тонкое зубило, омметр (автотестер).

1. Очистите генератор от пыли и грязи.

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

2. Снимите заднюю крышку, отжав три защелки.

3. Выверните два винта 1 и снимите щеткодержатель 2 с регулятором напряжения в сборе.

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

4. Выверните винт крепления и снимите конденсатор, установленный под щеткодержателем. Отсоедините от конденсатора 2 колодку 1 с проводом. Выверните четыре винта 3, отогните выводы 4 обмотки и снимите выпрямительный блок.

Как вариант конденсатор может быть установлен снаружи генератора (на его защитной крышке). В этом случае разборку генератора начинайте со снятия конденсатора.

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

5. Выверните четыре стяжных болта 1 и снимите крышку 2 со стороны контактных колец, пропустив через отверстия выводы 3 обмотки.

6. Выньте статор с обмоткой из крышки со стороны привода.

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

7. Зажмите несильно якорь в тиски и отверните гайку 1 крепления шкива. Снимите съемником шкив 2.

8. Выпрессуйте якорь из крышки со стороны привода.

9. При необходимости замены спрессуйте подшипники с вала якоря.

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

10. Проверьте исправность регулятора напряжения. Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам. Подайте напряжение 12 В: «+» на клемму, «–» на «массу» щеткодержателя. Контрольная лампа должна гореть. Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.

11. Проверьте щетки (см. «Проверка и замена щеток генератора 9422.3701»).

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

12. Осмотрите контактные кольца. Если обнаружены задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и другие дефекты, кольца необходимо прошлифовать. Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать. После проточки проверьте биение колец с помощью индикатора. Предельно допустимое биение 0,08 мм. Если биение превышает указанное значение, замените якорь.

13. Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки якоря, подсоединив его к контактным кольцам. Сопротивление якоря должно быть в пределах 2,35–2,6 Ом при 20 °С.

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

14. Проверьте контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус якоря. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Один провод подсоедините к корпусу якоря, а второй — поочередно на каждое кольцо. В обоих случаях лампа не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить якорь или обмотку.

15. Осмотрите статор. На его внутренней поверхности не должно быть следов задевания якоря о статор. В противном случае замените подшипники вала якоря или крышку генератора.

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

16. Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока — к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна. Если лампа горит, значит, произошло замыкание в обмотке, необходимо заменить статор или обмотку.

17. Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В). Поочередно подсоединяйте контрольную лампу между всеми выводами обмотки. Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит, есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.

Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701 УАЗ 31519

18. Проверьте диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи. Для проверки положительных диодов 1 подсоедините клемму «минус» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к положительной пластине выпрямительного блока, а провод, идущий от клеммы «плюс» аккумуляторной батареи, поочередно к контакту каждого положительного диода (схема красного цвета). В каждом случае лампа должна гореть. Затем поменяйте полярность, т.е. «плюс» батареи через контрольную лампу подсоедините к «плюсовой» пластине блока, а провод, идущий от клеммы «минус» батареи, поочередно подсоединяйте к контакту каждого диода, при этом лампа в каждом случае не должна гореть. Для проверки отрицательных диодов 2 выполните аналогичные действия (схема синего цвета). Если не соблюдаются указанные выше условия, то необходимо заменить выпрямительный блок.

19. Осмотрите крышки генератора. При обнаружении трещин, особенно в местах крепления генератора, крышки необходимо заменить. Измерьте диаметры посадочных мест под подшипники. Диаметр отверстия в крышке со стороны контактных колец должен составлять (35,0±0,012) мм, со стороны привода – 47,0+0,027 мм. Крышки подлежат замене, если результаты замера не попадают в указанные пределы.

20. Проверьте легкость вращения подшипников. Если при их вращении ощущается люфт между кольцами, перекатывание или заклинивание тел качения, такие подшипники необходимо заменить. Также необходимо заменить подшипники с поврежденными защитными кольцами или потеками смазки.

21. Соберите генератор в порядке, обратном разборке.

Видео про «Разборка, дефектовка и сборка генератора 9422.3701» для УАЗ 31519

Щётки генератора. Как заменить.

Источник

Генератор для двигателя ЗМЗ–4062 автомобиля ГАЗ-2705

Автомобиль с двигателем ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 комплектуется генератором 9422.3701 или 2502.3771

Генератор – трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах.

Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя поликлиновым ремнем.

Генератор для двигателя ЗМЗ–4062 автомобиля ГАЗ-2705

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами.

Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках.

Смазка в подшипники заложена на весь срок их службы.

Задний подшипник запрессован на вал ротора.

Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки.

Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом.

В статоре генератора – две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и подключенные параллельно друг другу.

Выпрямитель – мостовой схемы, состоит из шести силовых ограничительных диодов или обычных (на части генераторов).

Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели.

На одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после запуска двигателя.

На роторе расположена обмотка возбуждения генератора. Выводы обмотки припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки.

Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения.

Регулятор напряжения неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех между выводом «+» и «массой» генератора установлен конденсатор.

Обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются крыльчаткой вентилятора через окна в крышках.

Снятие

1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

Снятие генератора

Снятие генератора

2. Отсоединить провода от трех клемм генератора.

3. Снять ремень привода генератора.

4. Отвернуть болт 2 нижнего крепления генератора.

Отвернуть гайку 1 верхнего крепления, придерживая при этом болт ключом от проворачивания

Снятие генератора

Ослабить болт 2, вынуть болт 1 и снять генератор

Разборка

1. Очистить генератор от пыли и грязи.

разборка генератора

разборка генератора

2. Снять заднюю крышку, отжав три защелки.

3. Отвернуть два винта 1 и снять щеткодержатель 2 с регулятором напряжения в сборе.

разборка генератора

4. Отвернуть винт крепления и снять конденсатор, установленный под щеткодержателем.

Отсоединить от конденсатора 2 колодку 1 с проводом. Отвернуть четыре винта 3, отогнуть выводы 4 обмотки и снять выпрямительный блок.

разборка генератора

разборка генератора

5. Отвернуть четыре стяжных болта 1 и снять крышку 2 со стороны контактных колец, пропустив через отверстия выводы 3 обмотки.

6. Вынуть статор с обмоткой из крышки со стороны привода.

разборка генератора

7. Зажать несильно якорь в тисках и отвернуть гайку 1 крепления шкива. С помощью съемника снять шкив 2

8. Выпрессовать якорь из крышки со стороны привода.

9. При необходимости замены спрессовать подшипники с вала якоря

Осмотр и проверка

проверка генератора

1. Проверить исправность регулятора напряжения. Подсоединить контрольную лампу 12 В к щеткам.

Подать напряжение 12 В «+» на клемму , а «–» на «массу» щеткодержателя. При этом контрольная лампа должна гореть.

Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.

2. Проверку щеток смотрите ниже.

проверка генератора

3. Осмотреть контактные кольца.

Если обнаружены задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать.

Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать.

После проточки проверить биение колец с помощью индикатора.

Предельно допустимое биение 0,08 мм. Если величина биения превышает указанную, заменить якорь.

проверка генератора

проверка генератора

4. Проверить омметром (тестером) сопротивление обмотки якоря, подсоединив его к контактным кольцам. Сопротивление якоря должно быть в пределах 2,35–2,6 Ом при 20 °С.

5. Проверить контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус якоря.

Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).

Один провод подсоединить к корпусу якоря, а второй — поочередно на каждое кольцо.

В обоих случаях лампа не должна гореть. Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит, происходит замыкание и необходимо заменить якорь или обмотку.

проверка генератора

6. Осмотреть статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор.

В противном случае заменить подшипники вала якоря или крышки генератора.

7. Проверить, нет ли замыкания обмоток статора на корпус.

Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).

Подсоединить лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока — к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна.

Если лампа горит, то это указывает на то, что происходит замыкание в обмотке, следовательно, необходимо заменить статор или обмотку.

проверка генератора

8. Проверить, нет ли обрыва в обмотке статора. Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).

Поочередно подсоединить контрольную лампу между всеми выводами обмотки.

Во всех трех случаях лампа должна гореть.

Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.

проверка генератора

9. Проверить диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи.

Для проверки положительных диодов 1 подсоединить «–» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к положительной пластине выпрямительного блока, а провод, идущий от «+» аккумуляторной батареи, поочередно подсоединить к контакту каждого положительного диода (схема красного цвета).

В каждом случае лампа должна гореть. Затем поменять полярность, т.е. «+» батареи через контрольную лампу подсоединить к «плюсовой» пластине блока, а провод, идущий от «–» батареи, поочередно подсоединить к контакту каждого диода, при этом лампа в каждом случае не должна гореть.

Для проверки отрицательных диодов 2 произвести аналогичные действия (схема синего цвета). Если не соблюдаются указанные выше условия, то необходимо заменить выпрямительный блок.

10. Осмотреть крышки генератора. При обнаружении трещин, особенно в местах крепления генератора, крышки необходимо заменить.

Измерить диаметры посадочных мест под подшипники. Диаметр в крышке со стороны контактных колец должен составлять (35,0±0,012) мм, со стороны привода — 47,0+0,027 мм.

Крышки подлежат замене, если диаметры не попадают в указанные пределы.

11. Проверить легкость вращения подшипников. Если при их вращении ощущается люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, такие подшипники необходимо заменить.

Также необходимо заменить подшипники с поврежденными защитными кольцами или следами подтекания смазки.

Собирают генератор в порядке, обратном разборке.

Устанавливают генератор в порядке, обратном снятию. После установки генератора отрегулировать натяжение ремня привода генератора

Проверка и замена щеток генератора

1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.

Проверка и замена щеток генератора

Проверка и замена щеток генератора

2. Отсоединить провода от трех клемм генератора.

3. Снять заднюю крышку, отжав три защелки.

Проверка и замена щеток генератора

Проверка и замена щеток генератора

4. Отвернуть два винта 1 и снять щеткодержатель 2 с регулятором напряжения в сборе.

5. Проверить величину «а» выступания щеток из щеткодержателя. Если величина «а» выступания щеток в свободном состоянии меньше 4,5 мм, необходимо заменить щеткодержатель в сборе

6. Проверить легкость перемещения щеток в щеткодержателе. Если щетки заклинило, необходимо заменить щеткодержатель в сборе. Замене также подлежат щетки со сколами, трещинами или другими дефектами.

Источник

Поделиться с друзьями
Электрика и электроника
Adblock
detector