Меню

Право это регулятор общественных отношении обеспечение

Общественные отношения, регулируемые правом социального обеспечения

Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.

Социальное обеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между физическими лицами, с одной стороны, государственными органами, органами местного самоуправления и организациями – с другой, по поводу предоставления указанным лицам за счет внебюджетных социальных фондов и бюджетов всех уровней бюджетной системы различных видов обеспечения вследствие наступления жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение заработка, малообеспеченность или нуждаемость.

Правоотношения по социальному обеспечению – это волевые отношения. Для возникновения такого правоотношения необходимо наряду с другими юридическими фактами и волеизъявление. То есть, необходим волевой акт, дающий начало явлению. Иначе говоря, социально-обеспечительные правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю субъектов права. Лишь в отдельных случаях субъект может этого не знать — например, малолетний ребенок или душевнобольной человек.

Социально-обеспечительные правоотношения охраняются государством. Охрана законности и правопорядка означает и охрану социально-обеспечительных правоотношений.

Социально-обеспечительные правоотношения имеют претензионно-обеспечительный характер. Это значит, что когда один субъект — человек – правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право на социальное обеспечение на стороне человека, а обязанности по его предоставлению лежат на органе социального обеспечения.

Социально-обеспечительные правоотношения объединены общей целью. Это означает, что они являются формой выражения и закрепления отношений, распределения части валового внутреннего продукта, расходуемой на удовлетворение жизненных потребностей граждан (престарелых, малоимущих и нетрудоспособных, в содержании и воспитании подрастающего поколения, охране материнства и детства.)

Важно помнить, что в сфере социального обеспечении нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью — необходимостью реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.

Классифицировать правоотношения по социальному обеспечению можно по различным основаниям:

Классификация по виду социального обеспечения:

  • в связи с обеспечением граждан в денежной форме;
  • в связи с предоставлением помощи в натуральной форме (конкретные товары или услуги);
  • процедурного или процессуального характера.

Классификация по срокам действия правоотношений:

  • правоотношения, прекращаются однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий, например: правоотношения по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности др.)
  • правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.)
  • правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные по старости, инвалидности, правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности).

Главным основанием для классификации социально–обеспечительных правоотношений должна быть их принадлежность к тому или иному институту подотрасли права социального обеспечения.

В подотрасли социального страхования в соответствии с ее институтами и действующим законодательством выделяются следующие правоотношения: по социальному страхованию, по обязательному пенсионному страхованию, по обязательному медицинскому страхованию; по обеспечению пособиями граждан, имеющих детей; по обеспечению застрахованных полностью или частично оплачиваемыми путевками на санаторно-курортное лечение; по поводу предоставления социального пособия на погребения.

Очень много видов регулируется нормами подотрасли социальной поддержки. Сюда необходимо включить такие виды правоотношений, как отношения по предоставлению социальных пособий незастрахованным по обязательному социальному страхованию гражданам, имеющим детей; обеспечению ежемесячными денежными выплатами ветеранов и инвалидов за счет федерального бюджета; предоставлению дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; и др.

Виды правоотношений в рамках подотрасли социальной помощи определяются теми видами фактической помощи, которые определены Законом о государственной социальной помощи. Это предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, по пособий в денежном выражении нуждающимся. Предоставление натуральной помощи (топливо, продукты, медикаменты и др.).

Везде, где действует право социального обеспечения, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения – одна из центральных проблем науки права социального обеспечения.

Подводя итог сказанному выше, можно утверждать, что социально-обеспечительные правоотношения – это урегулированные нормами права социального обеспечения и находящиеся под охраной государства социально-обеспечительные общественные отношения физических лиц с государственными органами социального обеспечения, иными органами и организациями по минимизации отрицательных последствий утраты человеком здоровья, заработка и повышению социально-экономического статуса отдельных категорий граждан путем социального страхования, поддержки, социальной помощи и обслуживания.

Источник



Что такое право — Это Ваше право!

С древности, как возникло право, до настоящего времени спорят юристы, философы, другие ученые: «Что такое право? Какими признаками обладает Ваше право?» Единого мнения нет. Тем не менее можно выделить основные признаки права, описать формы проявления правового начала, исследовать его функции и роль.

Право — система возведенных, в закон общеобязательных правил поведения субъектов права, выражающих волю политически господствующих социальных групп или всего общества, обеспеченных силой государственного принуждения, сознательностью граждан и направленных на регулирование правоотношений. Это — одна из нормативных систем, регулирующая отношения в обществе, действия и поведение людей, функционирование объединений и государственных органов. Право закрепляется в официальных документах государства. Направлено на обеспечение устойчивости, организованности, оптимальных условий функционирования общества.

Общество, для того чтобы нормально развиваться, должно быть организованным. Нужно, чтобы поведение отдельных людей, их групп и коллективов каким-то образом направлялось, ставилось в известные рамки, так или иначе поощрялось или, наоборот, ограничивалось. Такое упорядочение поведения осуществляется при помощи общих правил — норм. Норма (от латинского слова norma) — образец, правило поведения. Она установлена людьми и обращена к людям. Этот образец поведения распространяется на неопределенный круг случаев и позволяет установить в жизни людей общий для всех порядок. Различаются правовые, моральные, политические, экономические, корпоративные (это нормы общественных организаций) нормы, а также нормы обычаев, традиций. Главное место среди них занимают нормы права и морали. Рассмотрим их более подробно.

Читайте также:  Ремонт регулятора давления газа

Исторически мораль возникла задолго до появления государства и права. Мораль — это сложившиеся в обществе духовные начала. Они выражены в известных общих правилах: справедливости, добра, достоинства, чести. Большинство людей в своих поступках руководствуются прежде всего моральными нормами, когда оценивают свои поступки и поступки других людей, так как в них выражаются их идеалы, представления о самом важном в жизни. С ходом развития человечества возникла потребность в особом регуляторе общественных отношений, так как существующие нормы обычаев, традиций не смогли справиться с задачами социального регулирования. Нужен был по сравнению с ними более сильный регулятор. Таким нормативным регулятором стало право. Постепенно сложившиеся, устойчивые обычаи становились законами.

Государство и право возникли одновременно, это два взаимосвязанных социальных явления. Государство без права представляло бы собой корабль, на котором каждый делает то, что ему заблагорассудится: один крутит штурвал, второй поднимает паруса, а третий опускает якорь. Никто при этом не смотрит на карту и компас. Что стало бы с таким кораблем, вы прекрасно понимаете. Главное предназначение права — воздействие на общество, его совершенствование и развитие. Именно поэтому право является фактором общественного прогресса.

По мнению историков, первые правовые акты появились в IV — III вв. до н. э. За долгую историю своего существования право меняло внешнее выражение, форму. Право Древней Греции и, особенно Древнего Рима, считается классическим, то есть образцовым, достойным подражания. Законы устанавливались, исходя из представлений о необходимости соблюдения определенной меры, общественных норм поведения. Большое влияние на развитие последующей мировой юридической мысли оказало римское право. В буржуазную эпоху в жизнь вошли юридические аксиомы: нельзя применять не предусмотренные законом наказания, осуждать дважды за одно и то же преступление, судить за действия, не предусмотренные уголовным законом, лишать человека правовой защиты и др.

Рассмотрим как формировалось право. Было два пути. Первый путь, когда первобытные обычаи перерастали в нормы права, государство делало их общеобязательными для исполнения. Французский писатель Жозеф Жубер (1754 — 1824) очень метко подметил: «Лучшие законы рождаются из обычаев». Правила поведения, заключенные в обычаях, проходили как бы проверку временем, изменялись в соответствии с потребностями жизни и были готовой правовой нормой. Второй путь, когда оно устанавливалось государством в виде принятия нормативно-правовых актов, т.е. установления норм, правил поведения, которых до этого в обществе не было. Таковы почти все законы Петра I.

Почему право называется «правом»? Прежде всего потому, что право неотделимо от важнейшего морального принципа — справедливости (например, слова «право», «правое», «справедливое»). Но не только поэтому. Главное в том, что право всегда действует через права, то есть через предоставляемые отдельным людям и целым коллективам, организациям юридические возможности. Право определяет, является ли их поведение правомерным либо неправомерным, незаконным, и потому наказуемым.

Нередко в одинаковом значении используются слова «право» и «закон». Право исходит от государства в форме закона. Именно в нем содержатся нормы — правила поведения. Законами называются такие правовые акты, которые принимаются высшими органами государственной власти и являются главными, ведущими. А среди них высшей юридической силой обладает Конституция (Основной Закон). На ее основе и в соответствии с ней издаются все остальные законы. Наряду с законами существуют и другие правовые акты, хотя и подчиненные законам, но также содержащие определенные правила поведения: постановления, инструкции, правила, приказы и т. п. Эти нормы соединены друг с другом смысловыми узами, являются звеньями одной цепи законодательства. Вместе с законами они составляют источники права — документы, в которых содержатся правовые нормы.

Право используется в трех значениях. Первое — совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых взыскивает государство. Другое значение — личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И наконец, мы часто используем слово «право» в неюридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона. Для нас важно первое значение, оно и поможет ним сформулировать понятие права.

Сущность права выражается в том, что оно выступает и качестве регулятора общественных отношений. Регулировать отношения — значит направлять поведение людей, вводить его в определенные рамки, предупреждать совершения действий, опасных для общества. В этом ценность права для общества. Можно выделить два основных направления правового воздействия. Во-первых, это регулятивная функция, т.е. устанавливающая правила поведения в целях стабилизации и развития отношений, соответствующих интересам людей, общества и государства. Во-вторых, охранительная функция, т.е. охраняющая общественно полезные и пресекающая общественно опасные, вредные для людей, общества и государства отношения.

На схеме изображено, какие же признаки определяют понятие «право». Рассмотрим их.

Признаки права:

  • общеобязательность
  • формальная определенность
  • обеспеченность исполнения принудительной силой государства
  • многократность применения норм
  • справедливость содержания норм

В отличие от морали и других неправовых социальных норм правовые нормы являются обязательными для всего населения, проживающего на территории данного государства. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 24 мая 1996 года и одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года, а Президентом Российской Федерации 13 июня 1996 года введен в действие с 1 января 1997 года. С этого времени он приобрел силу закона, то есть распространил свое действие на всю территорию Российской Федерации, стал общеобязательным для всех.

Читайте также:  Регулятор перепада давления системы вентиляции

Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Не существует исключений, связанных с должностью, национальностью, образованием и т. д. Таким путем достигаются единые, устойчивые руководящие начала в общественной жизни.

Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А.В. Сухово-Кобылин (1817 — 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах неправедного правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина».

В нетоталитарных государствах право всегда оказывается на стороне истины. Это свидетельствует о его самоценности. Хорошо известен результат слушания в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее.

В правовых нормах точно, в деталях отражаются требования, предъявляемые к поведению людей. Правовые нормы являются границами дозволенного, предписанного, либо запрещенного поведения. Словом, правовые нормы не просто идеи, мысли, а строго формально изложенные в правовых актах предписания. Такая формальная определенность позволяет понимать правила поведения однозначно и применять их на всей территории однообразно, она препятствует распространению насилия и произвола.

Правовые нормы не всегда исполняются добровольно, тогда их применение обеспечивается принудительной силой государства — виновные привлекаются к юридической ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в зависимости от конкретной ситуации компетентными государственными органами (судом, прокуратурой, органами следствия и дознания и т. д.). Существование и действие правовых норм связаны с деятельностью государственных органов. Без принудительной силы право стало бы набором никому не нужных правил.

Правовые нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Правило поведения действует до тех пор, пока оно не отменено.

Нормы права — это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее. Право, выражая общую и индивидуальную волю граждан, утверждает в обществе принцип справедливости. Древнеримский оратор Цицерон говорил: «Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».

Сделаем краткие выводы. Государство и право появились в результате развития человеческого общества и должны служить его интересам.

Государство стало особой политической организацией, осуществляющей управление обществом, его охрану и обеспечивающей его экономическое и социальное развитие. Для этого у государства имеется аппарат принуждения и управления. Своим велениям оно придает обязательную силу для населения всей страны. Велика роль государства в защите прав человека, управлении экономикой, борьбе с преступностью, развитии науки, культуры, образования.

Право — многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Право — средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения Вашего права. Одновременно с этим право несет идею справедливости и гуманизма.

Государство и право должны уважать и охранять права личности.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты Вашего права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Право как государственный регулятор общественных отношений

date image2013-12-31
views image9405

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Право, как и государство, является продуктом общественного развитая. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

—право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

—право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

—право частной собственности является основой всех прав человека;

—право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. «Право есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», — писал Трубецкой.

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически-развивающемуся праву требует уточнения.

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Солидаристская концепция права.

В основе солидаристского направления или социальной концепции права (Л. Дюги) лежит идея солидарности, то есть сотрудничества в осуществлении власти различных социальных слоев и групп, участвующих в политической жизни. Согласно этой теории, каждый член общества должен осознать свою социальную функцию, установленную правом, проникнуться идеей необходимости совершения определенных поступков, обеспечивающих солидарность всех членов общества. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий «общие интересы» всех групп.

В социальной концепции права обосновывается необходимость исследования права в его взаимосвязи с другими элементами социальной системы. Однако при этом нередко допускается переоценка роли права, поскольку оно ставится над экономическими отношениями.

  1. Основные концепции правопонимания
Читайте также:  Реле регулятор трехуровневый энергомаш

Юридическая наука четко определяет свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход к праву состоит в попытке уствновить различие между правом, как объективным явлением общественой жизни и законом, как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так, т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного правопонимания исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений. Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон, считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества. Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон – антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.

  1. Принципы права: понятие и виды

Принципы права– это исходные и основополагающие начала, которые закрепляются законодательно и выражают сущность и социальную обусловленность права.

Свойства принципов права:

1) отражение экономической, политической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни с точки зрения;

2) наличие основополагающего характера;

3) фиксирование в законодательстве;

4) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;

7) отражение своеобразия, т. е. природы, сущности, специфики правовой системы;

8) наличие самостоятельного регулятивного значения, так как принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.

Виды принципов права:

1) общие (общеправовые) принципы– исходные начала, имеющие нормативно–руководящий характер и раскрывающие сущность и социальную природу всего права в целом:

а) принцип федерализма,отражающий федеративное устройство государства, определяющий соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов федерации и т. д.;

б) принцип законности,означающий обязанность всех субъектов общественных отношений точно и неуклонно соблюдать все нормативные правовые акты, а также обеспечение верховенства и единства закона, равенство всех перед законом и судом;

в) принцип гуманизма,означающий уважение личности, создание всех условий для нормального существования и развития человека, закрепление прав и свобод человека, запрещение любой деятельности, посягающей на человеческое достоинство, и т. д.;

г) принцип равноправия,означающий законодательное закрепление равенства всех граждан независимо от их национальности, расы, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

д) принцип справедливости,закрепляющий использование при регулировании отношений средств убеждения для необходимого определенного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

е) принцип единства прав и обязанностей,означающий наличие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей (не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав);

2) отраслевые принципы– исходные начала, действующие в рамках какой–либо одной отрасли права и отражающие ее специфику;

3) межотраслевые принципы– исходные начала, характеризующие общность и специфику нескольких смежных отраслей права и действующие в рамках двух или нескольких отраслей права:

а) принцип гласности;

б) принцип состязательности;

в) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

43Функции права: понятие и классификация

Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права можно рассматривать в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или общесоциальных (более широких) направлений.

Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить:

-экономическую функцию (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности);

-политическую функцию (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);

-воспитательную функцию (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения);

-коммуникативную функцию (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ограничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений и имеет вторичный характер. Данная функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы устранить с пути данное препятствие, и ис­пользуются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

44Правовая система общества: понятие и структура

Правовая система– это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических явлений и средств, спомощью которых осуществляется необходимое регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественные отношения.

Структура правовых систем:

2) правовая идеология;

3) правовая культура;

5) законодательство (религиозные трактаты!);

Источник

Adblock
detector