Право это регулятор наиболее важных общественных отношений

ПРАВО КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕГУЛЯТОР ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Право является уникальной социальной ценно­стью, высокоэффективным и целесообразным обще­социальным регулятором общественных отноше­ний. Оно придает действиям людей организован­ность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. В цивилизованном обществе именно право способно обеспечить организован­ность общественной жизни, всеобщий устойчивый порядок в общественных отношениях, начала об­щественной дисциплины, нормальное функциони­рование всего общественного организма, действен­ность государственного управления.

Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сто­ронам общественной жизни. Право регулирует от­ношения собственности, труда и обмена его про­дуктами; определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, территориально-политическое устройство государ­ства и его отношения с личностью. Право устанав-

ливает права и обязанности членов общества и га­рантии их осуществления; определяет меры и фор­мы борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и поря­док разрешения конфликтов; воздействует на не­которые виды межличностных отношений, имею­щих важное значение для общества (например, отношения в сфере семьи, в том числе по воспита­нию детей).

Право закрепляет основные моральные, соци­альные ценности (свобода, неприкосновенность лич­ности, уважение и защита ее прав), устанавливает границы политической деятельности, формы осу­ществления политической власти, принципы функ­ционирования политических партий и других об­щественных организаций.

Право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. Право — действенный регулятор экологических отношений как внутри государства, так и в рамках мирового сообщества, а равно процессов информатизации современного общества, обеспечения информационной безопас­ности.

7.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВА

Функция права вытекает из его сущности и оп­ределяется назначением права в обществе. Функ­ции — это «свечение» сущности права в обществен­ных отношениях. Функции права выражают наи­более существенные, главные свойства права и на­правлены на решение коренных задач, стоящих пе­ред правом на данном этапе развития общества.

Функции права— это основные направления (виды) его воздействия на общественные отноше­ния, которые обусловлены самим характером обще­ственных процессов на конкретном этапе их исто­рического развития.

В общей теории права выделяют две группы критериев классификации функций права — внеш­ние (находящиеся за пределами права) и внутрен­ние (находящиеся в рамках самого права). По внутреннему критерию (основанию) выделяют ре­гулятивную и охранительную функции права, ко­торые вытекают из системы права, способов его воз­действия на поведение людей, особенностей форм реализации.

Особенности регулятивной функции заключают­ся прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отноше­ний; в координации социальных взаимосвязей. Многие ученые выделяют две ее разновидности (подфункции) — регулятивную статистическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статистическая функция вы­ражается в воздействии права на наиболее важные, стабильные общественные отношения, которые со­ставляют основу жизнедеятельности общества и го­сударства. Наиболее четко данная функция права проявляется в институтах права собственности, ос­новных прав и свобод граждан, избирательного права, непосредственной демократии и др.

Регулятивная динамическая функция права проявляется в воздействии на общественные отно­шения мобильного, подвижного характера (напри­мер, институты административного и трудового пра­ва), или путем оформления их движения, стимули­рования активного поведения субъектов права в

экономической области, в ходе проведения на­зревших, ожидаемых реформ, прогрессивных соци­альных преобразований.

Охранительная функция права — это такой вид правового воздействия, который направлен на за­щиту общезначимых, ценных, наиболее важных эко­номических, политических, национальных, личных и других общественных отношений. Охраняя ука­занные отношения, право устанавливает запреты, юридическую ответственность за их нарушения, обеспечивает ее реализацию на практике и тем са­мым побуждает всех субъектов права соблюдать Конституцию, законы и иные нормативные право­вые акты.

По внешнему критерию, исходя из деления об­щества на три основные сферы общественных от­ношений — экономическую, политическую и духов­ную, — выделяют соответствующие внешние соци­альные функции права.

Экономическая функция права проявляется в правовом воздействии на экономическую жизнь общества; политическая — на политическую (регу­лирование отношений власти); воспитательная — на духовную (формирование правовой культуры всего общества, стимулов правомерного поведения у всех его членов).

Признаки, отличающие право от других соци­альных норм. Право как важнейший регулятор социальных отношений отличается от других, не­правовых регулятивных средств следующими при­знаками.

1. Право — это прежде всего господствующая упорядоченная система норм, нормативного регу­лирования, выражающая общечеловеческие ценно­сти и интересы различных слоев общества. Соответ-

ствие права согласованным интересам или общей воле, общепризнанным принципам и нормам меж­дународного права придает ему эффективность, престиж, а в конечном счете социальную ценность.

2. Право — это система норм, т.е. общих правил, образцов, моделей поведения, установленных или санкционированных государством. Из большого числа разновидностей существующих систем соци­альных норм только правовые нормы исходят от государства. Все остальные складываются стихийно или формируются негосударственными (обществен­ными, партийными, религиозными) организациями и их органами. На праве зримо или незримо лежит «отпечаток» государственной власти.

3. Нормативность особого качества — исходное и основополагающее свойство права, без которого право не существует. Нормативность имеет харак­тер всеобщности (т.е. действует в рамках всей стра­ны) и общеобязательности, распространяющейся на всех субъектов права (физических и юридических лиц). Все граждане, субъекты хозяйствования, го­сударство и его органы (должностные лица) долж­ны следовать правовым предписаниям независимо от своего желания.

Правовая нормативность выражает себя только в общих формализованных писаных правилах пове­дения (нормах), представляющих в известной мере явление идеального порядка в силу определенного уровня их обобщения.

4. Право всегда сохраняется и обеспечивается го­
сударством, поскольку оно участвует в правообразо-
вании. Государство не может безразлично относиться
к нормам, издаваемым или санкционируемым им.

В целях реализации права, охраны его от нару­шений применяется предусмотренный законода-

тельством широкий спектр средств государственно­го воздействия: поощрения, предупреждения, при­нуждения, ответственности и др.

5. Право есть всеобщий масштаб поведения и рав­
ная мера свободы индивидов. Свобода и равенство не­
отделимы и взаимно предполагают друг друга. Ис­
ходной и определяющей фигурой свободы в ее чело­
веческом измерении является свободный индивид —
необходимая основа его правосубъектности. По вы­
ражению B.C. Нерсесянца, «Свободные индивиды —
материя», носители, суть и смысл «права» 1 .

6. Право как реально действующая система
нормативной регуляции характеризуется динамиз­
мом, изменчивостью, гибкостью, подвижностью,
которые обусловлены современным ритмом общест­
венной жизни, быстротой протекания обществен­
ных процессов в условиях реформирования эконо­
мики и социальной сферы.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Право как регулятор общественных отношений.

Право — один из особых, или государственных регуляторов общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, людей, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность. Т.е. воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:

— обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);

— религиозные нормы (играют огромную роль в теократических государствах);

— нормы общественных объединений (корпоративные нормы внутри одного объединения, группы, организации);

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:

— являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;

— служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или большинством;

— выполняют организующую роль в поведении людей;

— служат инструментом социального контроля.

По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это — неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Применительно к праву указанные выше общие свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения (законах). Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах законодательного акта общего характера.

Второй — свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, т.е. в том, что делает суд.

Третий подход — психологический — распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.д. Такое понимание права свойственно после радикального смена социально-экономического строя страны. Например, в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, отчуждение каких-либо прав человека. Это естественно-правовой подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества — вот что должно регулировать поведение людей.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие — для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Поэтому уместен и пятый подход — интегративный — сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы людей. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т.д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления. Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм — правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях, а законы.

Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность — содержательный признак права. Право в своем применении рассчитано на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев. Право являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.

Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Право как регулятор общественных отношений.

Источник

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности

Право как регулятор общественных отношений

Ключевые слова: право, регулятор, общественных, отношений

Право — особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность.

По сравнению с другими социальными регуляторами право — наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это — неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство.

Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Государство не может при помощи правовых средств произвольно менять изначальный характер тех или иных отношений, а тем более создавать новые. Если бы это было возможно, то решение многих проблем жизни общества было бы сравнительно легкой задачей.

Государство путем издания законов может в лучшем случае ускорять развитие известных отношений, улавливать тенденции, давать простор для проявления позитивных начал и, напротив, сдерживать, вытеснять негативные и отжившие связи и процессы.

Право — не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений . Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности.

Например, современные рыночные отношения в России стали складываться не потому, что однажды были приняты юридические нормы на этот счет, а потому, что они вызрели в реальной жизни. Элементы этих отношений появились еще в предперестроечное время в виде «теневой», полуофициальной экономики. И только потом были приняты соответствующие акты, которые легализовали эти ростки, формы, ускорили их развитие.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе — правоотношение.

Правоотношения как бы «вызревают» в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными потребностями.

Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую форму, определяемую законом. Иначе говоря, материальный и формальный источники. . читать далее .

Источник

Поделиться с друзьями
Электрика и электроника
Adblock
detector