План конспект урока по физике 8 класс электрическое напряжение вольтметр

План конспект урока по физике 8 класс электрическое напряжение вольтметр

Цель: ввести понятие напряжения и познакомить учащихся с единицей измерения напряжения. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Демонстрации: электрическая схема с лампочками от карманного фо­нарика и осветительной сети; измерение напряжения вольтметром. Ознакомить с назначением и условным обозначением цепи, научить собирать простейшие электрические цепи

I . Организационный момент

II . Проверка знаний

Чтобы проверить степень усвоения знаний по теме можно в начале уро­ка провести самостоятельную работу по карточкам с разноуровневыми за­даниями, например:

1. Сколько у источника тока полюсов? Какие бывают полюсы?

2. Какие источники тока вы знаете?

1. Почему тепловое движение электронов в проводнике не может быть названо электрическим током?

2. Могут ли жидкости быть проводниками? Диэлектриками? Приведите примеры.

1. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 мин. Чему равна сила тока в лампе?

2. При электросварке сила тока достигает 200 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение электрода за 1 мин?

1. Скорость направленного движения электронов в металлическом про­воднике очень мала, составляет доли миллиметра в секунду. Почему же лампа начинает светиться практически одновременно с замыка­нием цепи?

2. Гальванометр показывает наличие тока, если к его зажимам присое­динить стальную и алюминиевую проволоки, а вторые концы во­ткнуть в лимон или яблоко. Объясните это явление.

3. Во включенном в цепь приборе сила тока равна 8 мкА. Какое коли­чество электричества проходит через этот прибор в течение 12 мин?

III . Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Показать, что напряжение характеризует электрическое поле, созданное источником,

2. Напряжение на участке электрической цепи.

3. Единица напряжения — вольт.

4. Сборка электрической цепи (фронтальный эксперимент).

5. Условные обозначения составляющих электрической цепи.

1. О силе тока можно судить либо по показанию амперметра, либо по

действию тока. Например, чем больше накалена нить лампы, тем больший ток проходит по цепи.

— От каких же факторов зависит сила тока в цепи?

Проведем опыт: замкнем цепь на один аккумулятор и обратим внимание на величину тока в цепи. Если последовательно увеличивать число аккуму­ляторов, ток в цепи увеличивается.

Вывод: сила тока в цепи зависит от какой-то величины, связанной с ис­точником тока.

Поскольку источник тока создает электрическое поле в цепи, а ток, воз­никающий в цепи под действием этого электрического поля, оказывается не одинаковой величины, то и электрическое поле различных источников будет разным. Электрическое поле действует с определенной силой на за-, ряженные частицы. Чем больше величина этой силы, тем больше будет скорость направленного движения заряженных частиц. Это означает, что через поперечное сечение проводника пройдет в единицу времени большее число заряженных частиц и будет перенесен больший электрический заряд, то есть пройдет больший ток.

Действующее в цепи электрическое поле характеризуется особой вели­чиной, называемой напряжением электрического поля или просто напря­жением.

Напряжение — это физическая величина, характеризующая дейст­вие электрического поля на заряженные частицы.

2. Напряжение на участке электрической цепи. — Как же мы можем судить о напряжении?

Собираем схему, в которую включены последовательно две лампочки. Одна — рассчитанная на напряжение 220 В, а другая — от фонарика, рассчи­танная на 4,5 В. Ток в обеих лампочках будет примерно одинаков, а следо­вательно, через лампочки протекает в единицу времени одно и то же коли­чество электричества. Однако осветительная лампочка излучает света во много раз больше, чем лампочка для карманного фонаря. Очевидно, для прохождения некоторого количества электричества через осветительную лампу требуется большее количество энергии, чем при протекании заряда через лампочку от карманного фонарика. То есть работа электрического тока в первой лампочке больше, чем во второй. О величине работы можно судить по различию в напряжении.

Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле по перемещению единицы заряда на данном участке цепи:

3. Единица напряжения — вольт (В).

Вольт равен такому электрическому напряжению между двумя точками цепи, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл на этом участке равна 1 Дж

4 . Изложение нового материала начинается с повторения.

В источнике тока за счет энергии неэлектрического происхождения со­вершается работа по разделению заряженных частиц. При разделении воз­никает электрическое поле, которое обладает энергией. Это поле может совершать работу. Чтобы ток существовал, необходимо, кроме поля, нали­чие замкнутой цепи, в которую включаются потребители энергии электри­ческого тока. Далее знакомство с элементами электрической цепи.

На доске вычерчивается схема простейшей цепи.

В простейших случаях электрическая цепь состоит из: а) источника то­ка; б) системы соединительных проводов и управляющих устройств; в) потребителя электрической энергии.

Даются практические указания по сборке электрической цепи. Учащие­ся самостоятельно составляют простейшую цепь по заданной схеме.

Каково назначение источника тока в электрической цепи?

— Какие источники электрического тока вам известны? Каково их назначение? Какую электрическую цепь называют замкнутой? Разомкнутой?

5. Умение чертить схемы электрических цепей и читать готовые схемы вырабатывается у школьников в результате упражнений, которые проводят как на данном уроке, так и на последующих уроках. Полезны задания по составлению схем электропроводки, например:

— Начертите схему цепи, содержащей источник тока и две электрические лампы, каждую из которых включают своим выключателем. Нарисуйте схему соединения батарейки, лампочки, звонка и двух ключей, при которой лампочка загорается при включении звонка, но может быть включена и при неработающем звонке. Нарисуйте схему соединения батарейки, двух лампочек и трех клю­чей, при которой включение и выключение каждой лампочки произ­водится «своим» ключом, а размыкание третьего ключа позволяет отключить обе лампочки.

IV . Закрепление изученного

Вопросы для закрепления:

— Из какого опыта следует необходимость введения понятия на­пряжения?

— Какой физической величиной пользуются для измерения напря­жения?

Какое напряжение используют в осветительной сети? Напряжение в сети 100 В. Что это означает?

Если в конце урока остается время, его желательно посвятить разбору простых задач по изученной теме:

При прохождении одинакового количества электричества в одном про­воднике совершена работа 100 Дж, а в другом — 250 Дж. На каком провод­нике напряжение больше? Во сколько раз?

Определите напряжение на участке цепи, если при прохождении по не­му заряда в 15 Кл током была совершена работа 6 кДж.

При переносе 60 Кл электричества из одной точки электрической цепи в другую за 12 мин совершена работа 900 Дж. Определите напряжение и си­лу тока в цепи.

Источник

Урок по физике в 8-м классе «Электрическое напряжение»

  1. Дать понятие напряжения и его объяснение; познакомить с формулой и единицей напряжения; изучить прибор для измерения напряжения и правила включения его в цепь.
  2. Развивать навыки сборки цепи; мышление; память; речь; интерес к предмету; умение применять полученные знания на практике.
  3. Воспитание чувства ответственности, коллективизма, добросовестного отношения к выполнению заданий, самодисциплины.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания.

Выполнение тестового задания с применением перфокарт.

Учащимся раздаются чистые листы, на которые накладываются перфокарты – листы с вырезанными кружками, соответствующими трём вариантам ответов и шести вариантам вопросов.

Учитель читает вопросы:

  1. Сила тока обозначается…..
  2. Сила тока измеряется…..
  3. Формула для вычисления силы тока…..
  4. Прибор включается в цепь…..
  5. Единица электрического заряда…..
  6. Сколько Ампер в 1 мА?

На доске записаны варианты ответов:

1 А I R
2 Вольтметром часами амперметром
3 F = m a I = q / t q = I t
4 параллельно последовательно первым
5 1 сек 1 метр 1 Кулон
6 0,001А 10А 100А

Учащиеся, прослушав вопрос, находят правильный ответ и вносят его в соответствующее место на листе с перфокартой (закрашивают кружок).Собрали листочки, складываем стопкой, прокалываем правильные ответы, проверяя верхний лист. Таким образом, видна картина правильности ответов на любом из листов. Оцениваем.

2. Объяснение нового материала.

1. Техника безопасности при работе с электрическим оборудованием.

2. Мобилизация знаний:

— Вспомните, ребята, что называют работой тока? Работу электрического поля, создающего ток, называют работой тока.

— Что же это за величина-работа тока? От чего она зависит?

Можно с уверенностью сказать, что она зависит от силы тока, т.е.от электрического заряда, протекающего по цепи в 1с , а так же от новой для вас величины, которая называется электрическим напряжением.

Напряжение-это физическая величина, характеризующая электрическое поле и показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. Оно обозначается буквой U. Для вычисления напряжения используется формула: U = A / q .Единица напряжения названа Вольтом (В) в честь итальянского учёного Алессандро Вольта, создавшего первый гальванический элемент.За единицу напряжения принимают такое электрическое напряжение на концах проводника, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1Кл по этому проводнику равна 1Дж. 1В = 1Дж / 1КлКроме вольта применяют дольные и кратные ему единицы: милливольт (мВ) и киловольт(кВ). 1мВ = 0,001В 1кВ = 1000ВДля измерения напряжения на полюсах источника тока или на каком-нибудь участке цепи применяют прибор, называемый вольтметром. Зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение. Такое включение прибора называют параллельным. Сборка цепи и чертёж схемы, содержащей вольтметр. Объясняется, как обозначается прибор на схеме.

3. Работа с учебником. Рассматриваем и объясняем рисунки 65, 66, 67.

4. Составим опорный конспект.

Буква U
Формула U = A / q
Единица 1 Вольт
Дольные и 1кВ = 1000В
кратные единицы 1мВ = 0,001В
Прибор вольтметр
Включение в цепь параллельно

5. Демонстрация вольтметров разного вида с рассказом и объяснением их принципа работы.

3. Физкультминутка

Встали все. Учитель показывает несколько приготовленных карточек с двумя ответами .Задаёт вопросы. Если верный ответ записан вверху – поднимаем руки вверх, шевелим пальцами; если правильный ответ внизу – руки вниз, приседаем.

  • Буква, обозначающая заряд.
  • Буква, обозначающая силу тока.
  • Единица заряда.

4. Закрепление полученных знаний.

Переведите данные значения напряжения в Вольт:

1-й вариант:
2,5кВ =
734мВ =
0,564кВ =
15,5мВ =

2-й вариант:
47,24кВ =
283мВ =
7,95кВ =
14,8мВ =

Обменяйтесь тетрадями в парах, проверяем.

Работа в группах .
Первая группа собирает цепь из имеющихся на столах приборов и определяет цену деления вольтметра. (Приборы: источник тока, ключ, лампочка, амперметр, вольтметр)

Вторая группа рассматривает рисунок 66, рисует схему, определяет цену деления вольтметра и амперметра.

Учитель следит за работой первой группы, проверяет соединения приборов, даёт разрешение на включение цепи в сеть.

Проверка и анализ работы групп.
У доски решение учеником задачи по теме .
Устная задача:
С какими значениями электрического напряжения приходится встречаться человеку в быту? (127В, 220В)

Подведение итогов урока.

У вас на партах лежат карточки с вопросами, ответы на которые вы должны были получить на сегодняшнем уроке. Опрос по вопросам.

  • Что называют работой тока?
  • Как объяснить электрическое напряжение на участке цепи?
  • Формула для вычисления напряжения.
  • Дольные и кратные единицы напряжения.
  • Назначение вольтметра и правила включения его в цепь.

Молодцы, ребята! Оценки за урок.

Домашнее задание. (Дифференцированное)

А) п.39,40, вопросы стр.92,93, №1267 (Лукашик)
В) +А), +№1265 (Лукашик)

Источник

План-конспект урока по физике для 8 класса по теме «Электрическое напряжение. Вольтметр».
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Евдокимова Людмила Алексеевна

План-конспект урока по физике для 8 класса по теме «Электрическое напряжение. Вольтметр».

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt_uroka_po_fizike_dlya_8_klassa_po_teme-elektricheskoe_napryazhenie._voltmetr.doc 845.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по физике (8 класс)

Евдокимова Людмила Алексеевна.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме «Электрическое напряжение. Вольтметр».

Образовательная: Познакомить учащихся с понятием напряжения и единицами напряжения. Выявить имеющиеся знания по данной теме.

Воспитательная: Подчеркнуть взаимосвязь напряжения и работы тока в электрической цепи как проявления одного из признаков метода диалектического познания явлений

Развивающая: Продолжить работу по развитию внимания и умения логически и творчески мыслить. Продолжить формировать умение решать задачи

Урок изучения и первичного закрепления нововых знаний и способов деятельности.

Оборудование и ТСО:

Проекционный экран, портрет Алессандро Вольты, на столе у каждого учащегося тестовые задания, вольтметр, источник тока, соединительные провода, мультимедиапроектор.

1. Проверка домашнего задания.

2. Новый материал

3. Закрепление материала

4. Домашнее задание

1. Проверка домашнего задания.

Тестирование 2 варианта по 6 заданий

Тест по теме: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока»

1. Сила тока — это физическая величина, равная.

а) . электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время ее работы.

б) . электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.

в) . электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.

г) . электрическому заряду, перемещенному за 1 с от положительного полюса источника тока к отрицательному.

2. Как названа единица силы тока?

а) Джоуль (Дж). б) Ватт (Вт). в) Кулон (Кл). г) Ампер (А).

3. Переведите в миллиамперы силы тока, равные 0,05 А и 500 мкА.

а) 50 мА и 0,5 мА. б) 500 мА и 5 мА.

в) 500 мА и 0,5 мА. г) 50 мА и 5 мА.

4. Какова сила тока в цепи, если в течение 4 мин сквозь ее поперечное сечение прошел заряд 120 Кл?

а) 30 А. б) 0,5 А. в) 5 А. г) 3 А.

5. Силу тока измеряют.

а) . гальванометром. б) . гальваническим элементом.

в) . амперметром. г) . электрометром.

1. По какой формуле определяют силу тока?

а) N = A/t. б) I = q/t. в) m = Q/λ. г) m = Q/L.

2. Выразите силы тока, равные 0,3 А и 0,03 кА, в миллиамперах?

а) 30 мА и 3000 мА. б) 300 мА и 30 000 мА.

в) 300 мА и 3000 мА. г) 30 мА и 30 000 мА.

3. Чему равны в амперах силы тока 800 мкА и 0,2 кА?

а) 0,008 А и 200 А. б) 0,0008 А и 20 А.

в) 0,0008 А и 200 А. г) 0,008 А и 20 А.

4. В проводнике, включенном в цепь на 2 мин, сила тока была равна 700 мА. Какое количество электричества прошло через его сечение за это время?

а) 8,4 Кл. б) 14 Кл. в) 1,4 Кл. г) 84 Кл.

5. Силу тока в какой лампе показывает включенный в эту цепь амперметр?

г) В каждой из них.

1. Какие источники тока вы знаете?

2. Что называют электрическим током?

3.Сколько у источника тока полюсов? Какие бывают полюсы?

4. Что является носителем электрического заряда в проводнике?

2. Новый материал

План изложения нового материала:

1. Рассказать, что работа тока зависит не только от силы тока, но и от напряжения.

2. Напряжение на участке электрической цепи.

3. Единица напряжения — вольт.

4. Измерение напряжения.

1. Мы знаем, что электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц, которое создается электрическим полем, а оно при этом совершает работу. Работу сил электрического поля, создающего электрический ток, называют работой тока(слайд1,2). В процессе такой работы энергия электрического поля превращается в другой вид энергии — механическую, внутреннею и др.

От чего же зависит работа тока? Можно с уверенностью сказать, что она зависит от силы тока, т. е. от электрического заряда, протекающего по цепи в 1 с. В этом мы убедились, знакомясь с различными действиями тока (см. § 35). Например, пропуская ток по железной или никелиновой проволоке, мы видели, что чем больше была сила тока, тем выше становилась температура проволоки, т. е. сильнее было тепловое действие тока.

Но не только от одной силы тока зависит работа тока. Наверно, каждый из вас видел радиоуправляемые машины и обращал внимание на то, что в них вставлены батарейки, а лучше бы это были кроны или даже аккумуляторы. Почему? Значит, работа силы тока зависит еще и от другой величины, которую называют электрическим напряжением или просто напряжением.

Напряжение — это физическая величина, характеризующая электрическое поле. Оно обозначается буквой U. Чтобы ознакомиться с этой очень важной физической величиной, обратимся к опыту.

Слайд 1. Движение электрического заряда под действием электрической силы

Слайд 2. Работа тока

2. Напряжение на участке электрической цепи

На рисунке 63 изображена электрическая цепь, в которую включена лампочка от карманного фонарика. Источником тока здеcь служит аккумулятор. На рисунке 64 (слайд 4,5) показана другая цепь, в нем включена лампа, используемая для освещения помещений. Источником тока в этой цепи является городская осветительная сеть. Амперметры, включенные в указанные цепи, показывают одинаковую силу тока в обеих цепях. Однако лампа, включенная в городскую сеть, дает гораздо больше света и тепла, чем лампочка от карманного фонаря. Объясняется это тем, что при одинаковой силе тока работа тока на этих участках цепи при перемещении электрического заряда, равного 1 Кл, различна. Эта работа тока и определяет новую физическую величину, называемую электрическим напряжением. Напряжение, которое создает аккумулятор, значительно меньше напряжения городской сети. Именно поэтому при одной и той же силе тока лампа, включенная в цепь аккумулятора, дает меньше света и тепла .

Слайд 4. Сравнение работы тока при замыкании двух цепей

Слайд 5. Различное действие электрического тока в цепях с одинаковой силой тока

Напряжение — это физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы.

U – напряжение электрического поля.

Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле по перемещению единицы заряда на данном участке цепи: U = А/q (слайды 6-16)

Слайд 6. Формула напряжения

Слайд 7. Схема для запоминания формулы напряжения

Слайд 8. Обозначения физических величин, используемых для расчёта напряжения

3. Единица напряжения — вольт (В) СИ: U = [ В ]

Вольт равен такому электрическому напряжению между двумя точками цепи, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл на этом участке равна 1 Дж: 1В = 1Дж/1Кл (слайды 9,10)

Слайд 9. Единицы напряжения

Слайд 10. Вольта Алессандро

4. Вольтметр – это прибор для измерения напряжения.

Вольтметр подключают к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение (параллельно), причем плюс к плюсу, а минус к минусу.

Безопасное напряжение 42 В

Слайд (11-15). Вольтметры

Слайд 16. Включение вольтметра в цепь и его обозначение на схеме

3 Закрепление материала:

Слайд 17. Измерение напряжения

Слайд18. Измерение напряжения источника питания

Сначала фронтально выполняем , затем каждый учащийся работает на месте с оборудованием.

Слайд 19. Измерение напряжения участка цепи

Задание выполняем фронтально, один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях рисуют схему этой электрической цепи.

Слайд 20. Примеры напряжений, встречающихся в природе и технике

ЭТО НАДО ЗНАТЬ ВСЕМ!

Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем,

находящимся под высоким напряжением?

Так как земля является проводником электрического тока, вокруг упавшего оголенного кабеля, находящегося под напряжением, может возникнуть опасное для человека шаговое напряжение.

Поражение электрическим током по этому пути считается наименее опасным, т.к. в этом случае через сердце проходит не более 0,04 от общего тока, и на практике не зарегистрировано ни одного случая смертельного поражения человека шаговым напряжением.

При попадании под шаговое напряжение даже небольшого значения возникают непроизвольные судорожные сокращения мышц ног. Обычно человеку удается в такой ситуации своевременно выйти из опасной зоны. Однако не пытайтесь выбегать оттуда огромными шагами, шаговое напряжение при этом только увеличится! Выходить надо обязательно быстро, но очень мелкими шагами или скачками на одной ноге!

СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ!

Когда человек касается провода, находящегося под напряжением выше 240 В, ток пробивает кожу. Если по проводу течет ток, величина которого еще не смертельна, но достаточна для того, чтобы вызвать непроизвольное сокращение мышц руки (рука как бы “прилипает” к проводу), то сопротивление кожи постепенно уменьшается. И, в конце концов, ток достигает смертельной для человека величины в 0,1 А. Человеку, попавшему в такую опасную ситуацию, нужно как можно скорее помочь, стараясь “оторвать” его от провода, не подвергая при этом опасности себя.

Примеры типичных напряжений ( таблицу)

различных потребителей энергии и источников тока:

Электрический фонарь . 4,5 В

Напряжение в сети . 220 В

Двигатель троллейбуса . 600 В

Кинескоп телевизора . 16 000 В

Напряжение между облаками во время грозы . до 100 000 000 В

Безопасное электрическое напряжение в сыром помещении . 12 В

Безопасное электрическое напряжение в сухом помещении . 36 В

Электрический скат . 50–60 В

Нильский электрический сом . 350 В

Угорь-электрофорус свыше . 500 В

Внимание! Ток высокого напряжения опасен для жизни человека!

Слайд 21. Электрическое напряжение. Тренажёр

Фронтально выполняем тест-тренажёр по теме «Электрическое напряжение», затем индивидуально каждый на месте контрольный тест (слайды 21-31)

4 Домашнее задание

П. 39-41,Ответить на вопросы к параграфу,Упр.16

1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009.

2. Чеботарева В.А. Тесты по физике. 8 класс – Издательство «Экзамен», 2009.

3. Конструктор уроков и медиатека ресурсов к курсу «Физика.8 класс».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов.

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс».

План-конспект современного урока по физике. «Давление. Единицы давления.»

Урок по физике по ФГОС.Цель урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися .

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс «Путешествие в мир Силы тяжести»

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики.

План — конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга.

План — конспект открытого урока по физике в 11 классе на тему «Античастицы»

Открытый урок по физике в 11 классе проводился в соответствии с приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской обдасти во время апробации дополнительных форм оценки качества.

План-конспект открытого урока по физике на тему: «Силы а тяжести и сила упругости».

Источник

Поделиться с друзьями
Электрика и электроника
Adblock
detector