Меню

Перемотка понижающих трансформаторов напряжения

Чем можно перемотать силовой трансформатор?

Можно называть меня древним и отсталым от современных технологий, но я категорически не уважаю ни современные усилители звука класса D, ни импульсные блоки питания. Только трансформаторы, только хардкор. Да — они тяжёлые, да — нередко гудят, если плохо стянуть или неаккуратно уложить обмотки, да — сейчас стоят дорого! Но они надёжные, как советский танк. Сжечь силовой трансформатор — это ещё умудриться надо. Трансформатор, 4 диода и электролитический конденсатор — простой блок питания для усилителя готов. Можно спаять и навесным монтажем за 5 минут для проверки в работе каких-то поделок.

Нередко сталкиваюсь с вопросами людей: «Чем можно перемотать трансформатор под нужные напряжения?» Лакированный эмальпровод, особенно толстого диаметра для мощных вторичных обмоток, не всегда можно найти. Да и работать с ним неудобно — эмаль так и норовит поцарапаться, потрескаться или отскочить при неловких изгибах. Что может вызвать межвиткое замыкание обмоток.

Валяется у меня в гараже трансформатор ОСМ1-0,25. Использую его, в основном, для проверки автомагнитол. Разумеется с диодным мостом и конденсатором 4700 мкФ.

В своё время, лет 15 назад, тоже «чесал репу» — чем лучше перемотать трансформатор. Если с первичной обмоткой проблем нет. У него удобное для расчёта соотношение — два витка на вольт. То есть на заводскую обмотку 380 В приходилось 760 витков. На 220 В нужно 440. Что я и сделал простейшим путём — отмотал 320 витков со вторички, чтобы осталось 440.

Знаю, что это не правильно, не ругайте. Но перематывать первичку было совсем лень. Для переделки на 220 вольт следует мотать более толстым проводом, чтобы трансформатор мог работать на той же мощности.

Угадайте, чем намотал вторичную обмотку? Томить не буду, сразу фото.

Перемотанный трансформатор ОСМ1-0,25.

Да, ребята, это обычный провод 1,5 и 2,5 квадрата в ПВХ изоляции. Как помню, взял кусок кабеля ВВГ2х2,5+1х1,5 и разобрал его на жилы. Которые и использовал для перемотки трансформатора на нужные напряжения.

И оно работает! И даже гудит почти неслышно. Хотя, с другой стороны, а почему не должно работать? Провод для перемотки трансформатора можно использовать любой. Лакированый выбирают по причине тонкой изоляции. Что он занимает меньше объём и больше витков влазит. Но за неимением можно перемотать трансформатор и любым, что есть под рукой.

Кстати, теперь указанные на верхнем фото маркером напряжения немного не актуальны. По стандарту сейчас не 220, а 230 вольт — номинальное однофазное напряжение. И действительно, чаще всего в розетке в пределах 225-230 вольт, иногда и 240 бывает. Соответственно и на выходе получается больше, чем было задумано. Вот и притаранил его на новогодних праздниках, чтобы уменьшить вторичку.

А раньше было удобно. 10 вольт переменки — это примерно 13,5 вольт постоянки (с учётом падения на диодах) — самое то для питания автомагнитол. А когда в розетке напряжение было пониженное или чтобы раскачать магнитолу на максимум, перекидывал провод на клемму 11 вольт, куда шло ещё два витка. 15 вольт использовалось иногда для запитки автомобильных микросхем усилителей звука напрямую. Чтобы раскачать на полную, им требуется напряжение порядка 18-20 вольт, которое, за минусом падения на выпрямительных диодах, с этой обмотки и выходило.

Что я хотел сказать? Если вы хотите перемотать трансформатор для каких-то своих поделок, не обязательно искать для этого специализированный провод. Можно использовать и распространённый в ПВХ изоляции. Возможно не красиво (и даже по уродски), но главное — он работает!

Р. С. Подобные тем что на фото, трансформаторы серии ОСМ широко применялись в советском промышленном оборудовании для питания цепей управления. Встречал модели от ОСМ1-0,16 (160 Вт) до тяжеленных ОСМ1-0,4 (400 Вт). Их и сейчас, пожалуй, для питания своих поделок можно раздобыть, если задружиться с электриком, работающим на заводе. Старые станки постепенно меняются на новые и может быть он вам найдёт подобный трансформатор.

Источник



Перемотка трансформатора без разборки

Трансформатор ТСА-30-1 после перемотки вторичной обмотки Лежало несколько трансформаторов без дела, и один из них (советский ТСА-30-1, 30 Вт) решил использовать для универсального блока питания.

Поскольку его родные обмотки меня не устраивали (в основном по допустимому току), то решил убрать все его вторичные обмотки и намотать свои. Процесс сопровождался множеством «открытий» и ставящих в тупик вопросов, в процессе решения которых собралось много полезных деталей, которыми захотелось поделится с такими же новичками в этом деле, как и я.

В статье есть видео с подробностями некоторых этапов.

В чем мне здесь несправедливо повезло:

Видео перемотки трансформатора

Время разных этапов этого видео:

26 мин 28 сек — экран из фольги между первичкой и вторичкой

27 мин 52 сек — как правильно последовательно соединить обмотки

36 мин 43 сек — как узнать направление витков при помощи батарейки и мультиметра

44 мин 14 сек — расчет и намотка новой вторичной обмотки

1 ч 24 мин 20 сек — просадка сетевого напряжения и другие потери

1 ч 30 мин 01 сек — ток холостого хода

1 ч 32 мин 14 сек — пайка алюминия

1 ч 33 мин 42 сек — итог

Исследование модифицируемого трансформатора

Трансформатор ТСА-30-1 оказался намотан алюминиевым проводом (буква «А» как раз означает алюминий).

Информации о нем в Интернет, к счастью, было достаточно, хотя реальность не совпала с найденным на него паспортом. По паспорту одна из обмоток должна была быть вроде бы как медной (провод ПЭВ-1, не имеет буквы «А» в названии как другие — ПЭВА), и я планировал ее не трогать, но в процессе работы оказалось, что эта обмотка тоже алюминиевая. Поэтому я ее тоже удалил. Т.е. осталась нетронутой только первичная обмотка.

Экран из алюминиевой фольги

Экран из алюминиевой фольги между первичной и вторичной обмотками трансформатора

В процессе разборки, я из любопытства отмотал немного пропарафиненной бумаги над первичной обмоткой хотел на нее посмотреть, и натолкнулся на один виток фольги, который присутствовал между первичной обмоткой и вторичной. Этот виток фольги шел внахлест вместе с бумагой, т.е. он не замыкался, и только один из концов был отрезком медного провода соединен точечной сваркой с корпусом. Такое разделение используют в качестве экрана от помех, хотя по поводу его эффективности идут споры. Трансформатор советский и экран был заложен на заводе изготовителе — я его трогать не стал.

Направление витков

Витки на трансформаторе были намотаны на разных катушках (левой и правой) абсолютно одинаково (не зеркально, а именно одинаково). В дальнейшем стало понятно, что такая намотка сделана исключительно для удобства при последующем последовательном соединении обмоток с разных катушек. Видимо, по той же причине направление разных вторичных обмоток чередуется. В этом случае перемычки между обмотками при последовательном соединении просто удобнее ставить с одной стороны.

Металлические клеммы

Для пайки алюминия и железных клемм подложен полиэтилен чтобы защитить конструкцию от ортофосфорной кислоты.

Клеммы этого трансформатора очень трудно паять и лудить, поскольку они судя по-всему сделаны не из меди. Медь, чем лучше ее прогреешь, тем лучше она паяется, а у стальных (?) клемм прогрев приводит к скатыванию припоя в шарик и его перетеканию с клеммы на жало паяльника. Нужно ловить один из начальных моментов прогрева, чтобы припой остался на клемме в приемлемом виде.

Читайте также:  Генератор выдает постоянное напряжение

В исследуемом трансформаторе было тяжело вдвойне, т.к. к металлическим клеммам был припаян алюминий. Пришлось использовать для пайки ортофосфорную кислоту с последующей промывкой водой и сушкой на радиаторе.

Первичная обмотка

В этом трансформаторе две катушки, и каждая обмотка разделена на две равные части, которые намотаны на каждую из двух катушек, с последовательным соединением. Считается, что так выше КПД — равномернее нагрузка.

Первичная обмотка состоит из двух по 110v на каждой катушке, соединенных последовательно перемычкой. Кроме того к каждой из обмоток последовательно присоединена небольшая добавочная обмотка, которую я отсоединил и использовал в своих целях (превратив таким образом во вторичную). Напряжение этой добавочной пары — около 36v (при 230v в сети).

Расчет вторичной обмотки трансформатора

Главная ошибка которую я допустил — расчитывал вторичную обмотку, исходя из напряжения в сети 220v. Между тем, напряжение в сети в пиковые нагрузки может проседать до 185v, — это почти на 20% ниже положенного! Поэтому, рассчитывая вторичную обмотку, надо исходить из этого показателя — не 220, а например 180. Иначе можно сильно просчитаться.

При расчете напряжения в трансформаторе блока питания следует учитывать:

    Минимальное напряжение в сети

180 V

  • Падение напряжения на диодном мосту — более 2 V
  • Падение напряжения на стабилизаторе — например 3 V
  • Просадку напряжения на вторичных обмотках при увеличении тока нагрузки (умножаем в среднем на 1,02 — 1,06, в зависимости от предельного тока)
  • На рисунке ниже — напряжение на одном элементе диодного моста KBU801 при токе 8 A доходит до 1,08 V. Т.е. на всем мосту падение напряжения будет более 2 V (клинуть мышью для увеличения).

    Напряжение на одном элементе диодного моста KBU801, при токе 8 A доходит до 1,08 V Измерение количества витков на вольт при помощи контрольной обмотки

    Для уточнения количества витков на вольт во вторичной обмотке можно сделать временную контрольную обмотку (например 10 витков) и замерять выдаваемое ею напряжение (обязательно проверить напряжение в сети!). После чего разделить эти 10 (витков) на полученное напряжение. Таким образом получим количество витков на вольт.

    ВАЖНО! Необходимо делить витки контрольной обмотки на ее напряжение, а не наоборот!

    Необходимо напряжение питания 20 V при максимальном постоянном токе 2 A.

    Приблизительный подсчет выглядит примерно так:

    20 + 3 = 23 V (падение напряжения на стабилизаторе)

    23 + 2,2 = 25,2 V (падение напряжения на диодном мосту)

    17,3 V (переводим постоянное напряжение после диодного моста с конденсатором в необходимое переменное вторички)

    18,4 V (учитываем просадку напряжения в обмотке при максимальном токе нагрузки)

    Если у нас идет например 4,4 витка на вольт при идеальных

    220 V, то при напряжении

    180 V в сети, нам понадобится

    18,4 * 4,4 = 81 виток (для идеального напряжения

    81 * (220/180) = 99 витков (для пикового падения напряжения до

    220 V в сети, вторичная обмотка, содержащая 99 витков, будет выдавать около

    22,5 V
    (а при просадке в сети до

    180 V, необходимые

    Намотка

    Я наматывал одновременно четыре параллельных провода. В результате получил четыре обмотки на каждой катушке в каждом ряду. Такое количество обмоток дает возможность, соединяя их последовательно (или параллельно), комбинировать необходимое напряжение (и ток).

    Для лабораторного блока питания, используемого как инструмент при работе, это наиболее удобный вариант.

    ВАЖНО! Для трансформатора имеющего сердечник в виде буквы «О», с двумя катушками справа и слева (такого, как рассматривается в этой статье), лучше всего каждую обмотку разделить на две (одинаковые), намотанные на разные катушки и соединенные последовательно. В этом случае будет выше КПД.

    КСТАТИ при укладке на каркас, желательно слегка выгибать провод наружу перед каждым загибом на углах, чтобы витки потом не отходили в стороны от каркаса, образуя зазор при котором ухудшается плотность намотки. Я дополнительно еще придавливал провод сосновым бруском после каждого загиба на каркасе.

    Расчет длины провода.
    Перед намоткой необходимо замерять ширину каркаса и ширину окна между каркасами катушек (или каркасом и сердечником).
    После этого необходимо рассчитать длину провода, и учесть его диаметр (с лаковой изоляцией!). Если намотка происходит без разборки сердечника, способом продевания провода в окно, то кусок/куски провода необходимой длины нужно будет «откусить» заранее, поэтому важно не ошибиться. Если провод достаточно тонкий (например менее ᴓ 0,5 мм) и длинный, то имеет смысл сделать тонкий челнок, на который намотать провод нужной длины — так его будет легче протаскивать в окно.

    У меня здесь например внутренняя длина каркаса была 54 мм, и рассчитывая уложить 52 витка провода диаметром 1мм, я не угадал — последние пол витка мне пришлось делать частично внахлест (видимо я не учел толщину лаковой изоляции).
    См. рисунок (для увеличения — нажать мышью):

    Окно между катушками после удаления вторичной обмотки 7,5 мм Первый ряд проводом 1,3 мм диаметром Последние пол витка по краям внахлест

    При расчете возможностей окна нужно учитывать суммарную толщину изоляционных прокладок из бумаги или лакоткани между обмотками.

    Для точного расчета необходимой длины нужно сделать контрольный виток и замерять его длину. При этом, в каждом следующем ряду виток будет немного длиннее (скажется толщина нижнего ряда и толщина междурядной изоляционной прокладки). Надо понимать, что например при 50 витках ошибка длины в один миллиметр на виток даст погрешность 5 см на 50 витках. Также надо учесть запас на выводы (я добавлял к общей длине кусков по 10 см с каждой стороны, т.е. всего 20 см. — этого было достаточно и на выводы, и на возможную ошибку).

    Направление витков

    Я с трудом нашел информацию про направление витков обмотки, — для этого пришлось освежить школьный курс физики (правило буравчика и т.п.). Хотя этот вопрос неизбежно возникает у новичка.

    Главное правило — направление витков обмотки не имеет значения. до тех пор пока возникает необходимость соединять обмотки друг с другом (последовательно или параллельно), либо в случае применения трансформатора в каких-нибудь устройствах, где важна фаза сигнала.

    Последовательное соединение обмоток

    При последовательном соединении обмоток трансформатора, нужно мысленно представить, что одна обмотка является продолжением другой, а точка их соединения — это разрыв единой обмотки, в которой направление вращения витков вокруг сердечника сохраняется неизменным (и конечно не может разворачиваться в обратную сторону!).

    При этом любой вывод обмотки может быть началом или концом, а само направление вращения может быть любым. Главное, чтобы это направление оставалось одинаковым у соединяемых обмоток.

    При этом, движение соединяемых обмоток сверху вниз катушки или снизу вверх не имеет значения (см. рисунок — увеличивается кликом мыши).

    Соединение обмоток трансформатора последовательно на разных типах сердечников

    В трансформаторах, у которых сердечник имеет форму буквы «О», и катушки намотаны на двух каркасах справа и слева, действует те же правила. Но для простоты понимания можно мысленно «разорвать» сердечник (сверху или снизу), и представить, что он выпрямляется в один стержень, — так легче будет понять, как одна обмотка переходит в другую с сохранением направления вращения витков (по или против часовой стрелки). См. рисунок ниже (рисунок увеличивается кликом мыши).

    Соединение обмоток трансформатора последовательно

    Параллельное соединение обмоток

    При параллельном соединении важна длина провода в обмотках.

    Даже при одинаковом количестве витков, разные обмотки могут иметь разную длину провода (та обмотка, которая ближе к середине — будет короче, а та что дальше — длиннее). В результате этого могут возникать перетоки.

    Читайте также:  Реле напряжения генератор уаз патриот

    Если предполагается параллельное соединение обмоток, то лучше мотать их одновременно в два (три, четыре. ) провода. Тогда они будут одинаковой длины, что максимально исключит перетоки при их дальнейшем параллельном соединении.

    Намотку в несколько проводов также используют при отсутствии провода нужного сечения (набирают большое сечение несколькими проводами меньшего).

    Проверка направления витков при помощи батарейки и мультиметра

    Если есть трансформатор, в котором нужно соединить две обмотки последовательно, но направление витков не видно и не известно, можно подать импульс постоянного тока от батарейки на одну из обмоток, наблюдая за скачком напряжения на другой обмотке.

    Когда скачок напряжения в момент подключения батарейки на мультиметре (на второй обмотке) будет в «+», то точками соединения обмоток будут любые «+» и «-» разных обмоток (например «+» мультиметра и «-» батарейки, или наоборот). Два других конца при этом будут выводами этих обмоток после соединения (см. рисунок — кликнуть мышью для увеличения).

    Последовательное соединение обмоток трансформатора при помощи батарейки и мультиметра Как найти направление витков при помощи батарейки и тестера

    Направление витков на разных катушках

    Повторюсь — не важно направление намотки, важно подключение обмоток.

    Хотя есть одно «но». Если говорить об удобстве, то на таком типе трансформатора (с сердечником в виде буквы «О» и двумя катушками), удобнее правую и левую катушку мотать одинаково (не зеркально, а одинаково). В этом случае удобнее будет ставить перемычки при последовательном соединении двух обмоток на разных катушках — перемычки будут с одной стороны, и не через весь каркас сверху вниз.

    См. рисунок (для увеличения — кликнуть мышью на рисунке):

    Трансформатор ТСА-30-1 после перемотки вторичной обмотки. Все перемычки сверху Трансформатор ТСА-30-1 после перемотки вторичной обмотки - вид сбоку

    Ток холостого хода

    Если всё сделано правильно и сердечник трансформатора был собран (на заводе) качественно, то ток холостого хода (ток первичной обмотки, при полностью отключенной от нагрузки вторичной) должен быть в пределах допустимых норм.

    В моем случае этот ток был 27 мА, что просто отличный показатель.

    Амперметр надо включать в разрыв сетевого кабеля подключенного к первичной обмотке и, желательно соединив щупы мультиметра, включить трансформатор в сеть. После чего разъединить щупы и наблюдать показания. Соединять щупы перед включением в сеть необходимо для избежания выхода мультиметра из строя, т.к. у трансформатора может оказаться большой пусковой ток (в десятки раз выше номинального).

    Источник

    Как перемотать вторичную обмотку трансформатора под нужное напряжение и ток. Расчет количества витков и диаметра провода для перемотки выходной обмотки транса.

    первичная и вторичная обмотка импульсного трансформатора

    Вторая щёчка будет просто удерживать каркас.

    Если же Вам попадётся какой-нибудь старинный трансформатор с картонным каркасом, то придётся выпилить деревянную бобышку размером чуть шире сечения магнитопровода, чтобы при намотке каркас не деформировался вместе с обмотками.

    Длина бобышки должна быть равной или чуть больше высоты каркаса

    Каркас вместе с бобышкой можно прикрутить к шпильке подобным образом.

    Я использую для перемотки трансформаторов вот такое нехитрое приспособление, которое с натяжкой можно назвать намоточным станком. В одни тиски зажимаю ручную дрель, а в другие счётчик оборотов.

    приспособление для намотки трансформатора из дрели

    Катушку с проводом закрепляю вот на таком мобильном устройстве, которое обычно стоит на полу, как раз под тем местом, где находится каркас.

    Как правильно разобрать

    Несмотря на то, что с виду трансформатор кажется сложным устройством, его разборка достаточно проста в исполнении. Главная задача в данном случае, это удаление поверхностной оболочки, состоящей из ферритового магнитопровода.

    Для этого требуется подогреть феррит до 300С и расшатывая имеющиеся половинки вытянуть их из каркаса. Делать это нужно быстро, чтобы размягченный клей не успел застыть. Такую процедуру нужно производить обязательно в перчатках. Далее потребуется:

    • откусить кусачками прикрепленные медные обмотки;
    • размотать проволоку до самого основания;
    • устранить на каркасе оставшиеся кусочки обмотки.

    Всего несколько шагов и каркас трансформатора полностью очищен. Главная сложность заключается в разогреве ферритовой оболочки. Но в данном случае можно воспользоваться несколькими советами. Например, использовать строительный фен, паяльную станцию или же подогреть на сковородке.



    Определение назначения перемотки

    В случае, когда причиной поломки, к примеру, компьютерного оборудования стал выход из строя трансформатор, то можно произвести его перемотку, а не покупать новый компьютер. Основанием для осуществления перемотки могут быть:

    • имеющееся число витков не соответствует установленным нормам;
    • при осуществлении монтажа были допущены ошибки;
    • в ходе эксплуатации нарушались обозначенные правила;
    • допущены дефекты непосредственно при заводском изготовлении оборудования.

    Чтобы проверить работу трансформатора, следует разобрать блок питания и осмотреть устройство, нет ли на нем видимых повреждений.

    Если таковых нет, то стоит проверить первичную и вторичную обмотку.

    первичная и вторичная обмотка импульсного трансформатора

    Как трансформатор намотать на кольце

    Трансформатор намотать на кольце можно намотать при помощи челнока. При мощности более 100 Ватт, число витков вторичной обмотки понижающего трансформатора столь мало, что намотка не вызывает серьёзных затруднений даже в отсутствие челнока.

    челнок для намотки кольцевого трансформатора

    Быстро изготовить челнок под любые размеры сердечника трансформатора и диаметр провода можно из медной проволоки подходящего диаметра. Чем толще обмоточный провод, тем соответственно толще нужно выбирать и проволоку для челнока.



    Методика и пример расчета

    Одним из простых способов произвести расчет относительно намотки проводки на импульсный трансформатор считается использование специальных программ. Благодаря чему, можно выяснить сколько витков нужно будет сделать, и какие материалы лучше для этого использовать. К примеру, можно привести такой расчет:

    1. Если за основу брать частоту преобразования 50кГц, это в том случае, когда трансформатор будет переделываться для БП ПК, то в программе нужно отметить показатели в значении 30кГц.
    2. Затем требуется обозначить габариты, и соответственно параметры сердечника.

    Как правильно мотать

    Перед тем, как начать мотать трансформатор следует помнить, что эта работа кропотливая, если работа будет производиться вручную. Все дело в том, что витки должны плотно прилегать друг другу. Наилучшим вариантом будет использование при помощи примитивного прибора, который можно сделать самостоятельно. Также нужно сказать, что наматывать провод нужно исключительно на основе расчетов. То есть, точное количество витков непосредственно в одном слое.

    Каждый слой должен быть отделен от следующего ряда витков специальной изоляционной лентой. Если таковой нет, то можно использовать тонкую, но плотную бумагу.

    К примеру, можно использовать кальку. Зачастую обмотка составляет три слоя, и каждый из них должен быть изолирован друг от друга. По окончанию процесса намотки выводы проводки нужно качественно припаять.

    Важно знать! Используемый изоляционный материал должен быть не только плотным, но важно чтобы он не имел повреждений. Обусловлено это тем, чтобы исключить вероятность замыкания.

    намотка импульсного трансформатора

    Выбор сердечника

    Что касается выбора сердечника, то с целью экономии можно использовать старый. Если требуется использовать новый, то он должен быть изготовлен из соответствующего материала. К примеру, для персонального компьютера подойдут сердечники на основе аморфных магнитных сплавов.

    сердечник импульсного трансформатора

    Намотка первичной обмотки

    Изначально нужно подготовить все соответствующие материалы. Это каркас трансформатора, провод требуемого диаметра и изоляционный материал. Начинать обмотку следует с самого края сердцевины, желательно наматывание осуществлять по часовой стрелке. Витки должны быть ровными и плотно прилегающими друг к другу. Не должно быть никаких зазоров. Не стоит забывать производить соответственную изоляцию между слоями.

    Читайте также:  Способ регулирования напряжения под нагрузкой

    Как перемотать трансформатор?

    Настоящая статья является продолжением статей:

    «Как рассчитать силовой трансформатор»; — «Как изготовить каркас для Ш – образного сердечника.»

    Намотку обмоток каркаса трансформатора на Ш-образном сердечнике, нужно производить на намоточном станке, оборудованном счетчиком оборотов и специальным приспособлением для крепления каркаса и бабины с проводом. Но, как правило, под рукой такого станка нет.

    Используем для намотки обычную ручную дрель. Перед намоткой нужно снять и одеть каркас на оправку


    несколько раз, чтобы каркас свободнее сидел на оправке. Далее вновь одеваем каркас на оправку, подкрепляем его двумя фанерными дощечками(дощечки нужны для того, чтобы щечки каркаса при намотке провода не распирало в стороны), стягиваем болтом или шпилькой и закрепляем в патроне ручной дрели. Дрель нужно закрепить в настольные тиски.

    Нужно рассчитать передаточное число оборотов патрона и ручки дрели. Для этого посчитаем количество оборотов патрона дрели на один оборот ручки. Или, если есть возможность, посчитать количество зубьев на обоих шестернях. Соотношение их количества и даст коэффициент пересчета n.

    Например: количество зубьев на шестерне ручки 35 шт., количество зубьев на патроне – 7 шт., тогда коэффициент n = 35 / 7 = 5. При одном обороте ручки дрели на каркас наматывается 5 витков провода.

    При намотке каркаса трансформатора на Ш-образном сердечнике, нужно считать не количество оборотов патрона, а количество оборотов ручки дрели, что значительно проще и удобнее. Определим количество оборотов ручки для сетевой первичной обмотки. K = 1050/5 = 210 оборотов. Чтоб намотать первичную обмотку нужно сделать 210 оборотов ручки дрели.

    Один практический совет: чтоб не сбиться со счета числа оборотов при намотке катушки, после каждых 10 оборотов ручки дрели, где нибудь на бумаге нужно делать отметку — галочку. Отсчитал количество галочек равное 21 — вот и готова первичная обмотка.

    В щечке каркаса необходимо сделать отверстие для выхода провода. Отверстие делается шилом в щечке,


    которая выходит наружу трансформатора. Эмалированный провод обмотки с помощью пайки соединяется с многожильным проводом. Место соединения прикрывается кусочком плотной бумаги как на рисунке…

    Намотку катушек трансформатора на Ш-образном сердечнике, лучше всего (очень рекомендую) проводить виток к витку, прокладывая между слоями конденсаторную бумагу, для изоляции между слоями.

    Ширина конденсаторной бумаги на 4-5 мм должна быть шире, чем расстояние между щечками каркаса и иметь надрезы по всей длине, как на рисунке…. Причина увеличения ширины бумаги такова: при намотке витки провода прижимают бумагу, она деформируется и сужается в размере. Оголяются витки нижнего слоя, возможен межвитковый пробой между слоями.

    Намотав первичную обмотку и выведя конец многожильным проводом, прокладывают 2-3 слоя бумаги или лакоткани (межобмоточная изоляция), чтобы предохранить от случайного соприкосновения провода сетевой обмотки с проводами выходной обмотки.

    Мотать вторичную обмотку с применением дрели не удобно, т.к. провод вторичной обмотки толстый – диаметром 1 мм… Лучше всего вторичную обмотку мотать вручную, вынув заготовку с каркасом из патрона дрели.

    Вторичная обмотка также мотается виток к витку с прокладкой бумажной полосы (такой же как и у первичной обмотки) между слоями. Количество витков вторичной обмотки на 36 вольт будет 180 витков.

    Концы вторичной обмотки выводятся из каркаса самим проводом, без спайки с многожильным проводом. Можно только, для прочности, надеть на провод тонкую хлорвиниловую трубку.

    После намотки вторичной обмотки снова прокладываются 2-3 слоя плотной бумаги для защиты провода от внешних повреждений. Затем готовый каркас с обмотками осторожно снимают с оправки, стараясь не повредить.

    Затем собираем трансформатор полностью, вставляем пластины магнитопровода вперекрышку, с разных сторон каркаса. Сначала собираем без пластин — перемычек, так удобнее. После того как все Ш-образные пластины вставлены, вставляем пластины — перемычки.

    Легкими постукиваниями молотка по торцам, подравниваем пластины на ровной площадке. Затем весь магнитопровод необходимо стянуть болтами-шпильками или обжать уголками с крепежными отверстиями.

    Вот наконец и добрались мы до интересного момента – пуска своего творения — трансформатора на Ш-образном сердечнике в электрическую сеть.

    Для испытания трансформатора подключим сетевой провод с вилкой (через предохранитель на 1 ампер) к первичной обмотке трансформатора.

    Вольтметром переменного тока нужно проверить наличие напряжения на вторичной обмотке трансформатора. Оно должно быть 35 — 37 вольт.

    Если все работы выполнены правильно, то по истечении 5-10 минут работы, трансформатор не должен нагреться. После подсоединения лампочки на 36 вольт напряжение может просесть до 33-35 вольт, это нормально.

    Завершение и проверка

    После того, как была выполнена намотка провода и проведены изоляционные работы в непременном порядке нужно произвести проверку. Важно это сделать до того, как начнет засыхать клей. Данная процедура проводится для проверки собранного трансформатора.

    1. Одним из способов считается использование омметра. Обозначенным прибором можно установить целостность проводника, проверка осуществляется между выводами одной обмотки. Нужно напомнить о мерах безопасности, то есть произвести отключение всех концов импульсного трансформатора.
    2. Чтобы выполнить проверку на вероятность межвиткового замыкания, то следует использовать вольтметр. В данном случае трансформатор должен быть подключен к напряжению. В случае, если слышно потрескивание или устройство искриться, то нужно срочно отключить его.

    Омметр

    Также проверку можно производить амперметром. Замеры требуется осуществлять в первичной и вторичной обмотках. Значения должны показывать не меньше номинального.

    Сборка повышающего трансформатора

    Разбирают сердечник. Так как использован О-образный его тип из трансформаторного железа от телевизора, то это легко сделать, так как он состоит из двух половин. Надевают на «рога» обе катушки и соединяют обе части аппарата, зажимают крепежные детали.


    Схема устройства однофазного трансформатора.

    При использовании отдельных пластин для сборки вначале по мощности трансформатора определяют толщину его пакета и, соответственно, нужное число Ш-образных или О-образных листов (по справочнику). Затем их поочередно вставляют в отверстие на гильзе катушки и стягивают шпильками и гайками (в пластинах есть для этого специальные отверстия).

    Если при включении трансформатора слышен шум или дребезг, то надо поплотнее закрутить крепеж. Это делают до тех пор, пока «жужжание» не прекратится. Производят испытание: включают трансформатор в сеть вторичной обмоткой – на первичной стороне должно появиться напряжение 12 В.

    Оставляют его на полчаса включенным, при этом аппарат не должен нагреваться.

    Если это условие выполнено, то трансформатор собран правильно.

    Советы и рекомендации

    Перед тем, как производить перемотку импульсного трансформатора нужно учесть некоторые нюансы. Главными из них считаются:

    1. Если трансформатор издает гул, то это не является причиной неисправности. В некоторых специфических устройствах, это считается нормальным.
    2. В случае возникновения искр или треска, то это явная неисправность.
    3. Работа обмоток может изменяться не из-за наличия неисправностей, а при банальной загрязненности устройства. Исправить это можно зачисткой контактов.

    В качестве рекомендации нужно сказать, что запрещается подсоединять к обмоткам постоянное напряжение, поскольку используемый провод для обмотки просто оплавится. Важно перед началом перемотки произвести соответствующие замеры, которые позволят выполнить работу качественно. Научиться этому достаточно просто, но нужно быть аккуратным и выполнять все обозначенные рекомендации.

    Источник

    Adblock
    detector