Меню

Особенности морали как социального регулятора

4.2. Мораль как регулятор социального поведения

Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы — правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Социальные нормы конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди в тех или иных ситуациях. Присущие социальной норме общеобязательность, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть действия людей в определенной ситуации.

Социальные нормы помогают установить порядок, согласовать интересы разных людей, живущих в одном коллективе. В отличие от законов природы социальные нормы связаны с сознанием людей и поэтому могут изменяться по мере того, как совершенствуется человеческое общество. Такие нормы адресованы не конкретным людям, а всем, кто оказался в типичной ситуации, которую они регулируют, предусматривая ответственность в отношении нарушителей (в одних случаях — неодобрение окружающих, а в других — лишение свободы). Социальные правила поведения людей выражаются в определенной, понятной для большинства, форме. Первоначально это были действия, которые повторяли другие, а затем такие нормы закрепились в устной и письменной речи.

У каждого народа сложились свои обычаи — закрепившиеся в сознании людей правила поведения, которые передавались из поколения в поколение, превратившись в устойчивые традиции. Исследования показали, что все народы, все люди, населяющие нашу планету, весьма уникальны и не похожи друг на друга, а потому формирование правил их совместной жизни также происходило неодинаково. Например, рукопожатие как обычай приветствовать друг друга зародилось еще в период античности. Так, воин протягивал руку тому, к кому он был настроен доброжелательно, демонстрируя, что не вооружен. В бассейне реки Конго сложился обычай подавать друг другу обе руки и, наклонившись, дуть на них. Жители острова Пасхи, чтобы поздороваться, становились прямо, сжимали руки в кулаки, вытягивая их перед собой. В Новой Зеландии, здороваясь, терлись носами. В Индии обменивались поклонами, складывая руки на груди ладонями вверх. У племен, живущих на берегах озера Танганьика, хлопали друг друга по животу, затем ударяли в ладоши и обменивались рукопожатием.

Экономические нормы основаны на представлениях людей о том, как можно получить прибыль и выгодно заключить сделку, организовать дело. А потому эти правила взаимоотношений людей основаны на критерии прибыльности.

Социальными регуляторами поведения стали и семейные нормы — правила взаимоотношений в семье. Они могут очень различаться. В одних семьях принято вежливо и учтиво разговаривать друг с другом, помогать по хозяйству, прислушиваться к мнению родителей. В других стали нормой грубость, невнимание к детям, отсутствуют и семейные традиции.

Политические нормы создаются на основе правил взаимоотношений людей в политике. Им следуют лидеры и члены политических партий, организаций, осуществляющих борьбу за власть либо решающих насущные проблемы страны. В конкретной организации могут создаваться свои уставы, где прописаны права и обязанности их членов. Соблюдение этих уставов строго обязательно.

Корпоративные нормы — правила общественных организаций для регулирования поведения тех, кто объединился с другими людьми по интересам, для решения конкретных задач. Например, общество любителей-рыболовов организуется для совместного проведения рыбной ловли, а его члены обязаны платить взносы, посещать занятия, собрания.

На протяжении многих столетий опорой нравственности были религиозные правила, которые учили состраданию, доброте, супружеской верности. Они поясняли, что нельзя делать другим того, чего себе не желаешь, а к людям относиться нужно так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Христианские заповеди «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и т.д. формировали в общественном сознании стабильность и спокойствие. В «Беседах на Евангелие» Иоанна Златоуста, константинопольского епископа (IV в.) сказано: «Нет ничего хуже зависти и ненависти, нет ничего бедственнее тщеславия. Гнев есть зверь, зверь жестокий и лютый. Не отвечай на гнев, чтобы мщением за себя не погубить себя». Выполняя религиозные предписания, люди боялись кары Божьей за неправедный образ жизни. Реализация религиозных норм часто сопровождается совершением каких-либо обрядов. Их называют нормами ритуалов. Ритуалы могут иметь место и в других областях жизни человека.

С давних времен человек стремился не только удовлетворить свои самые простые потребности (в пище, одежде), но и окружить себя красивыми вещами. Так развивалось стремление к прекрасному, возникала культура одежды, быта, отношений друг с другом. И в современном мире существуют правила хорошего тона, нормы порядочности, приличия, которые нашли свое выражение в нормах этикета.

Давно доказано, что отступления от правил культуры поведения ведут к нарушениям отношений между людьми. Поэтому люди всегда стремились закрепить эти правила в письменной форме. Первым руководством по поведению была составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». В Средние века появились многочисленные пособия, поучающие, как себя вести. Требования этикета были сложны, и в них могли разобраться только особые люди. Известная в России книга XVI в. «Домострой» учила «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого».

В систему социальных норм входят и нормы права — правила поведения, установленные и охраняемые государством. Они отличаются от других социальных норм формальной определенностью (они записаны в качестве общеобязательных для всех, кто оказался в сфере их действия), наличием юридической ответственности за их неисполнение.

Все указанные социальные нормы имеют в своей основе нравственное начало и взаимосвязаны, таким образом, с нормами морали. С самых давних пор человек пытался отделить доброе от злого, хорошее от плохого. В произведениях народного творчества сопоставлялись персонажи, олицетворявшие разные системы ценностей: один — плохой (жадный, злой, коварный), а другой — хороший (добрый, благородный). Это ленивая дочка злой мачехи и скромная трудолюбивая падчерица, коварный старший сын и добрый младший и т.д. Практически все произведения заканчивались победой добра. Таким образом, фольклор помогал воспитывать у людей потребность в хорошем поведении. Правила, регулирующие поведение людей в обществе и сформировавшиеся на основе уважаемых всеми ценностей, критерием для которых служат представления о добре и зле, и называют моральными. Не всегда и не в каждом коллективе моральные нормы одинаковы.

В области морали, в формировании новых ценностей огромную роль сыграли основоположники религий, учителя, пророки, такие как Будда, Конфуций, Иисус, Магомет и другие, обладавшие даром предвосхищения, предвидения. Они выдвигали свои идеи в основном в религиозной форме, предлагая новые пути решения самых сложных вопросов социальной жизни в виде моральных заповедей, проповедей, учений, манифестов, трактатов, программ. Они на многие столетия предопределили перспективы развития той или иной культуры (Иисус — христианской, Магомет — арабской, Конфуций — китайской), предложив собственную систему ценностей и норм, определив смысловое ядро, самобытность этих культур.

Практика показывала, что человек, не делающий добра, живет ущербной жизнью. Напротив, добрые поступки уменьшают количество конфликтов, объединяют людей, помогая им избавиться от страдания. Во все века ценилась преданность человека, его стремление к самосовершенствованию.

Одна из привлекательных особенностей характера человека — вежливость. Она играет важную роль в разрешении любого дела.

К нравственным категориям относятся понятия долга, совести, гуманизма. Долг —это необходимость выполнения нравственных обязательств даже в ущерб своим интересам. Человек, обладающий развитым чувством долга, отличается способностью к самопожертвованию в пользу других людей. Совесть — это способность соотнесения своих поступков с общепринятыми нормами морали. Совестливый человек никогда не сделает зла другим людям, не совершит подлый поступок. Гуманизм — это признание человека как личности и его блага высшей ценностью. На основе моральных принципов возникает любовь, дружба, т.е. те качества, которые объединяют людей.

Читайте также:  Симисторный регулятор тока для индуктивной нагрузки

Если каждый человек будет придерживаться общих нравственных принципов и в мыслях, и в поступках, человечество приблизиться ко всеобщей гармонии.

Вопросы и задания

1. Что такое социальные нормы? Как они образуются?

2. Какие виды социальных норм существуют? Дайте характеристику каждому из них.

3. Откуда мы черпаем сведения о содержании социальных норм?

4. В чем состоят особенности моральных норм? Как они взаимосвязаны с другими социальными нормами?

5. Объясните содержание таких нравственных категорий, как долг, совесть, гуманизм. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми?

6. Какую роль в становлении моральных качеств личности играет воспитание?

7. Вспомните произведения литературы, народного творчества, где описывается борьба добра и зла. Чем заканчиваются эти произведения? Почему победа в них оказывается на стороне добра?

Источник



Психология & Мотивация & Саморазвитие

Основы этики и эстетики :: Этическая теория :: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА МОРАЛИ

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА МОРАЛИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

1. Сущность морали

Сущность – это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). Сущность – это родовые свойства изучаемых объектов. В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов. Мы можем выделить пять сущностных признаков морали: 1. Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку. 2. Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения. 3. Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью. 4. Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей. 5. Определенное место морали в системе социальной регуляции.

  • Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?
    Виды регуляции/критерии сравнения политика право мораль
    1. Цель регуляции
    2. Способы регуляции: А. духовный способ регуляции. Б. материально- экономический. В. физически-насильственный.
  • 2. Специфика морали

    3. Структура морали

    Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.В структуре моральной практики выделяют следующие элементы: 1. Моральные отношения – специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности. 2. Моральная деятельность – специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей. 3. Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму. 4. Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия – операции и действия – поступки. Каждый поступок – действие – операция, но не каждое действие – операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия – операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.

  • Моральная оценка – специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений. Объекты моральной оценки: 1.Человек, его качества, помыслы, поступки. 2. Социальная реальность (взаимоотношения субъектов). 3. Явления природы через призму блага для человека и общества. 4. Хронос: прошлое, настоящее и будущее. Субъект моральной оценки: Субъект моральной оценки – ее носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе – это самооценка. Высшее проявление самооценки – совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности. Критерии моральной оценки. 1. Конкретно – исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления; 2. Универсальный критерий – гуманизм. Виды моральной оценки поступков. Главный объект моральной оценки – поступок. Поступок – единица моральной деятельности. Поступок – действие, имеющее отношение к благу людей.
  • ? ? ?
  • Система моральных требований Регуляция (управление) моральной деятельностью опирается на систему моральных требований. Моральное требование – эталон, разрешающий противоречия: • должное – сущее, • социальное – индивидуальное, • добро – зло. Признаки моральных требований. 1. Единство содержательности и императивности. 2. Единство должного и сущего. Всякое требование – эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного. 3. Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов. 4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.
  • Структура морального требования: Гипотеза – предполагаемый адресат морального требования. Диспозиция – форма выражения требования. Санкция – система мер, применяемых в случае несоблюдения требований Система моральных требований.
  • Элементарные правила поведения. Этикет Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная. В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Формы проявления: вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт. Такт – неписанное соглашение не замечать оплошности другого. Такт – чувство меры во всем. В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична: «Свой – Чужой». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию. Моральные нормы деятельности. Классификация социальных норм: • нормы упорядочивающие. • нормы регламентирующие (процессуальные), определяющие порядок действий, например, регламенты, уставы. • иерархично–субординационные нормы. Нормы в сферах политики, права, религии, морали. Субординация – контроль взаимодействия.
  • В чем заключается специфика моральных норм?Моральные нормы: • носят более обобщенный характер, чем правила поведения (этикетные нормы). Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже их императивность.Моральные принципы и моральные блага:
    • носят еще более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, «моральный кодекс строителя коммунизма» или «кодекс корпоративной этики» в определенной организации.
  • Моральный идеал Моральный идеал – это высший эталон должного. Функции идеалов. 1. Программные: программа развития. 2. Воспитательные:
    • персонифицированные (реальное воплощение морального идеала);
    • полиперсонифицированные идеалы (собирательный образ идеала).

    3. Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.

  • 4. Функции морали

    5. Мораль и нравственность: проблема единства и различия

    Современная духовно-нравственная ситуация

    Контрольные вопросы

    Литература

    1. Гусейнов А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) / – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ — Дата доступа : 06.06.2013 г.
    2. Гусейнов, А.А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 472 с.
    3. Дробницкий, О.Г. Моральная философия : Избранные труды / О.Г. Дробницкий ; Сост. Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2002. – 523 с.
    4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; пер. А.Б. Гофман. – М. : Канон, 1996. – 432 с.
    5. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. – М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 413 с.
    6. Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А.А. Гусейнов, Е.Л. Дубко, С.Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2000. – 493 с.
    7. Этика : энцикл. слов. / [С.С. Аверинцев, И.Ю. Алексеева, Р.Г. Апресян и др.] ; под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. – М. : Гардарики, 2001. – 669 с.
    Читайте также:  Настройка регулятор холостого хода рено логан
  • http://vlad-praviza.blogspot.ru/2012/10/blog-post_5.htmlhttp://aksay-board.ru/upload/normal/yuridicheskaya_pomosch_vo_vseh_otraslyah_prava_9550.jpegОбраз мышления:http://www.liveinternet.ru/users/1313837/
  • Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Понятия «мораль» и «нравственность». Категории морали, функции морали.» из разделакодификатора (1.15 Мораль)

    Содержание:

    ↑ Понятие «мораль»

    Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

    Происхождение морали
    Натуралистический подход Мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
    Теологический подход Мораль дарована человеку Богом
    Социологический подход Мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
    Культурологический подход Мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

    Мораль — правила поведения, основанные на представлениях человека о добре и зле, о том, что плохо и что хорошо.

    Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

    Категории морали:

    • добро
    • зло;
    • справедливость;
    • долг;
    • честь;
    • совесть;
    • достоинство.

    В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

    «Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

    Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

    ↑ Нормы морали

    Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

    Наименование нормы Её сущность Характер нормы Чем поддерживается Когда возникает
    Табу Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) Распространяется на членов данной общины Мистическая боязнь определённых актов или существ Родовой строй
    Обычай Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствах Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
    Традиция Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора Авторитет общественного мнения
    Моральные правила Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения Разложение Родового строя

    С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

    ↑ Функции морали

    Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

    В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

    Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет.

    ↑ Мораль и нравственность

    Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность — это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).

    Понятие «мораль» Понятие «нравственность»
    Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного))

    Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.

    ↑ Право и мораль

    Юридический словарь

    АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮ Что такое Общественная мораль? Общественная мораль — это система этических норм, правил поведения, сложившихся в обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре, чести, достоинстве, общественном долге, совести, справедливости Источник: ст. 1 ЗУ О защите общественной морали  Виды работ по землеустройству — это …Деятельность в сфере землеустройства — это …Документация по землеустройству — это …Мероприятия по землеустройству — это …Землеустройство — это …АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮ Главная База знаний «Allbest» Этика и эстетика Мораль как общественное явление

    Добро как этическая категория. Изучение основных принципов гуманистической этики. Справедливость в истории культуры и общества. Мораль — основной нормативный регулятор действий человека во всех сферах жизнедеятельности. Влияние морали на поведение людей.

    Рубрика Этика и эстетика
    Вид контрольная работа
    Язык русский
    Дата добавления 10.06.2015
    Размер файла 31,3В K

    Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

    Источник

    Сущность и специфика морали как социального регулятора.

    Мораль возникла возникает в результате антропо-социо-культуро-генезе в период родо-племенных отношений в ответ на объективную необходимость первобытных общностей (рода, племени). В своих истоках ее назначение — консолидировать общество. Сущность – это главное, необходимое для изучения объекта, качественная определенность (по Гегелю), родовое свойство, принадлежит роду явлений. Т.к. мораль по своему роду относится к социальным регуляторам, то она в этом смысле на равне с политикой.

    Признаки, сущностные свойства морали: 1. Регулятивность морали (политика, юриспруденция). 2. социальность: все регуляторы возникают в качестве необходимых оснований. 3. историчность: каждый регулятор имеет свое время существования, причем каждый регулятор меняется с эпохой: мораль обретает черты общества, которому она служит, социальное и моральное совпадают, т.к. в обоих случаях имеет место связь. 4. социальной неоднородности (дифференцированность, классовость) морали: в обществе, разделенном на группы, мораль индивидуальна каждой группе. Мораль многолика – моральный плюрализм, люди говорят на разных моральных языках. 5. определенное место в системе социальной регуляции: каждый вид регуляции имеет свою цель.

    Специфика морали – видовое качество (в отличии от родового, сущностного) то, что отличает явление от свойственных ему явлений.

    объективная специфика морали: мораль как целостный, абстрактный, идеальный объект. Признаки: 1. историческая долговечность морали означает, что мораль зарождается, формируется раньше других типов регуляции. За моральной регуляцией будущее, т.к. прогрессивность каждого типа регуляций = критерий морали. 2. всеобъемлимость морали, или ее универсальная включенность во все сферы соц, меж, внутри личностных отношений (отношение человека к себе, другому, к обществу, к природе, ко времени). 3. неинституциональность морали: в отличии от других видов социальной регуляции мораль не имеет специфических социальных институтов, т.к. каждый социальный институт предположительно должен выполнять определенные моральные функции.

    Читайте также:  Станция управления частотным регулятором

    . Идентичность – качественная определенность чего – либо. Г.В.Ф.Гегель. Гегель под качественной определенностью понимал сущность. Идентичность = сущность.

    Сущность – главное, необходимое в изучаемом предмете. Сущность и явление – главные категории диалектики.

    Сущность – родовое свойство изучаемого явления. Принадлежит роду явлений. Например, родовая сущность человека – способность к мышлению и сознанию.

    Мораль относится к роду социальных регуляторов. Мораль возникает как один из первых социальных регуляторов.

    Сущностные признаки морали:

    1) Регулятивность. Этот же признак характерен для политики и права.

    2) Социальность. Все социальные регуляторы возникают на определенной стадии развития социального в ответ на объективную необходимость. (развитие, служение социальности).

    3) Историчность. Социальные регуляторы меняются и развиваются вместе с качественными изменениями в обществе. В традиционном обществе, мораль обосновывала традиции, обычаи, патриархальность. Индустриальная и постиндустриальная мораль обосновывала опосредованную зависимость. Мораль – служанка социума. Имеет черты того социума, которому служит. Моральное = социальное.

    4) Социальная дифференцированность (неоднородность, классовость). Ф.Энгельс «Антидюринг». Не только каждый класс имеет свою мораль, но и каждая профессия. Универсальные моральные формы наполнены конкретным содержанием. Моральный плюрализм.

    5) Определенное место в системе социальной регуляции.

    24. Сущность морали. Мораль возникла возникает в результате антропо-социо-культуро-генезе в период родо-племенных отношений в ответ на объективную необходимость первобытных общностей (рода, племени). В своих истоках ее назначение — консолидировать общество. Сущность – это главное, необходимое для изучения объекта, качественная определенность (по Гегелю), родовое свойство, принадлежит роду явлений. Т.к. мораль по своему роду относится к социальным регуляторам, то она в этом смысле на равне с политикой.

    Признаки, сущностные свойства морали: 1. Регулятивность морали (политика, юриспруденция). 2. социальность: все регуляторы возникают в качестве необходимых оснований. 3. историчность: каждый регулятор имеет свое время существования, причем каждый регулятор меняется с эпохой: мораль обретает черты общества, которому она служит, социальное и моральное совпадают, т.к. в обоих случаях имеет место связь. 4. социальной неоднородности (дифференцированность, классовость) морали: в обществе, разделенном на группы, мораль индивидуальна каждой группе. Мораль многолика – моральный плюрализм, люди говорят на разных моральных языках. 5. определенное место в системе социальной регуляции: каждый вид регуляции имеет свою цель.

    Специфика морали – видовое качество (в отличии от родового, сущностного) то, что отличает явление от свойственных ему явлений.

    объективная специфика морали: мораль как целостный, абстрактный, идеальный объект. Признаки: 1. историческая долговечность морали означает, что мораль зарождается, формируется раньше других типов регуляции. За моральной регуляцией будущее, т.к. прогрессивность каждого типа регуляций = критерий морали. 2. всеобъемлимость морали, или ее универсальная включенность во все сферы соц, меж, внутри личностных отношений (отношение человека к себе, другому, к обществу, к природе, ко времени). 3. неинституциональность морали: в отличии от других видов социальной регуляции мораль не имеет специфических социальных институтов, т.к. каждый социальный институт предположительно должен выполнять определенные моральные функции.

    и принятому образу жизни. Мораль оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения, намерения.

    Мораль система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Мораль всегда несет ценностное оценочную доминанту, которая неизбежно ее превращает в некий инструмент критики. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения смысла, цели) общ-ва, истории, человека и его бытия. Господствующие нравы и обычаи оцениваются всегда морально, с точки зрения сущности морали, а именно ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. И моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактическ

    25. Специфика морали как социального регулятора.Мораль как вид. Соц. регуляции, регуляция между людьми. Мораль(чел. совесть) обычай (сообщество; общ. Мнение) право (государство, суд). Мораль система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении. Носит оценочно регулятивный характер, предполагает повелительные образцы (поведения, ценностей) является хранительницей общества. Система моральных требований, правила поведения, принципы деятельности. Поддерживает и санкционирует определенные устои, строй жизни, общение или напротив требуя их изменения.. Особую роль в моральной регуляции обретает формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе и без повседневного внешнего контроля, что кристаллизуется в таких понятиях, как совесть, честь, чувство личного достоинства. Саморегуляция, самовоспитание, самооценка.

    В этической литературе существует приблизительно 5 функций морали. Но 10 функций морали боле подробно описывают: каждая следующая включает в себя все предыдущие. 1. Регулятивная функция. 2.чтобы мораль осуществилась, субъект должен знать моральные требования – познавательная функция. 3. воспитательная – чтобы моральные поступки реализовались 4. оценочная – оценка- это способность бытия морали, мораль – суждение всегда оценочное 5. ценностно-ориентационная: предпочтительное отношение к ценности – мораль основывается и на систему моральных ценностей (кроме системы моральных требований), «дадим взойти всем цветам, чтоб знать, каке в превую очердь вытоптать»- гласит китайская пословица. 6. мировоззренческая (теоретическая) и мироотношенческая (практическая). 7. универсальные коммуникации с миром (отношение к себе, другим, обществу) 8. универсальная адаптация к миру 9. человекотворческая 10. спасения (человека или человеческого рода от само- и взаимоуничтожения). Первые пять функций – функции морали, вторые – переход в свое-иное (нравственность).

    27. Мораль и нравственность: проблема единства и различия. Мораль- система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении.Мораль оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения, намерения.

    .Мораль всегда несет ценностное оценочную доминанту, которая неизбежно ее превращает в некий инструмент критики. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности (назначения смысла, цели) общ-ва, истории, человека и его бытия. Господствующие нравы и обычаи оцениваются всегда морально, с точки зрения сущности морали, а именно ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. И моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактической реальности. В нормах морали выражается нравственная оценкапоступков как добра или зла, справедливости или несправедливости, которая служит побуждением к определенным действиям. Гегель разделяет мораль и нравственность, рассматривает их как различные этапы объективации. Нравственность духа. Субъективная воля –мораль. Объективация воля – нравственность. Нравственность, как повиновение свободе, более высокий уровень развития. Мораль – посылка к нравственности. Объективация нравственности – семья, гражданство, государство. Как дан нравственный закон чел? Богом, обществом. Н.З дан а приори самим фактом вхождения в эту жизнь Бахтин: человек это не просто данность – это заданность, миссия, открытие нравственного закона в себе, для себя, и других. Во внешнем мире чел. не найдет оснований для нравственного совершенства.

    Нравственный закон человек может открыть только благодаря собственному поиску. 1. Нравств. Способствует универсализации бытия чел. 2. н. способствует гармонизации чел. бытия. 3.способствует гуманизации чел. бытия, отношение к чел. как к ценности. 4. Способствует – деонтитазации (долг) долженствования. Чел. бытия.

    Источник

    Adblock
    detector