Мощность объектов социальной инфраструктуры

4.5. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ ПРОЖИВАНИЯ

4.5. Социальная инфраструктура

4.5. Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура определяет обеспеченность населения основными элементами соц. обеспечения и в значительной мере влияет на медико-демографические характеристики. В данном рейтинге для определения состояния социальной инфраструктуры используются следующие показатели:

— обеспеченность учреждениями детского дошкольного образования

— обеспеченность общеобразовательными учреждениями

— обеспеченность больничными койками

— мощности амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ).

Данные показатели охватывают ключевые параметры системы начального и среднего образования, а также сферы здравоохранения. Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями. Данный показатель рассчитывается как отношение общего количества мест в детских дошкольных учреждениях (ДДУ) к общей численности воспитанников ДДУ. Максимальную обеспеченность ДДУ имеют города с большими мощностями мест или маленькой численностью воспитанников. К таким городам относятся: Ногинск, Ковров, Муром, Абакан, Невинномысск, Рыбинск, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург. При этом в Ногинске, Абакане, Комсомольске-на-Амуре, Муроме, Рыбинске, Невинномысске и ряде других городов количество мест в ДДУ превышает количество их воспитанников. Данная ситуация обусловлена значительным сокращением рождаемости при сохранении мощностей. Также одной из тенденций последнего времени является активное развитие частных детских домов (в том числе «на дому»).

Минимальные показатели обеспеченности отмечаются в ряде городов с высокими темпами прироста населения и в экономически активных городах: Пятигорск, Майкоп, Ростов-на-Дону, Черкесск, Рязань, Хасавюрт, Уфа.

Обеспеченность общеобразовательными учреждениями. Показатель обеспеченности данного параметра рассчитывается как отношение общего количества мест в общеобразовательных учреждениях (в первую очередь средние образовательные школы) к общей численности учащихся.

Распределение городов с максимальной и минимальной обеспеченностью общеобразовательными учреждениями территориально схоже с показателем по ДДУ. Максимальная обеспеченность отмечается: в Ельце, Новошахтинске, Рыбинске, Воткинске, Артеме, Прокопьевске и др. Объясняется это уменьшением определенной возрастной группы населения.

В свою очередь минимальные показатели фиксируются в городах регионов традиционно высокой рождаемости и, как следствие многочисленной возрастной группы школьников. Вторым критерием является недостаточный ввод соответствующих мощностей: школ, лицеев и т.д. Данную группу городов образуют: Махачкала, Кызыл, Благовещенск, Каспийск, Хасавюрт, Краснодар, Грозный и другие.

Обеспеченность врачами. Данный показатель определяет ряд ключевых медико-демографических параметров населения, так как именно наличие квалифицированных врачей и развитой медицины является фактором, улучшающим показатели продолжительности жизни населения, заболеваемости населения и т.д. Однако стоит учесть, что в последнее время значительно расширился формат платных услуг, который крайне нечетко фиксируется официальной статистикой.

Максимальные показатели обеспеченности населения врачами фиксируются в городах с обширной долей населения, занятого в социальной сфере (преимущественно государственной): Благовещенск, Чита, Иркутск, Смоленск, Владикавказ, Тверь, Кемерово и другие.

К населенным пунктам с наименьшей обеспеченностью врачами относятся разные по типу города, характеризующиеся развитым сектором негосударственной медицины и малым количеством врачей. К данной группе относятся: Новошахтинск, Златоуст, Королев, Шахты, Железнодорожный, Нефтекамск и другие. Стоит отметить, что в данной группе представлено много городов Московской области, что обусловлено неадекватным приростом численности врачей относительно увеличения численности населения.

Обеспеченность больничными койками. Обеспеченность населения коечным фондом также является весьма важным параметром, отображающим развитость сферы здравоохранения. Несмотря на приоритетное направление государственной политики по уменьшению койко-мест в больницах, предполагается, что наличие достаточного количества койко-мест является положительным фактором.

Наибольшие показатели характерны для городов со значительным сокращением численности населения при сохранении мощности коечного фонда — Тамбов, Благовещенск, Псков, Чита, Орел, Иркутск и другие.

К городам с наименьшей обеспеченностью коечным фондом относятся Артем, Междуреченск, Новочебоксарск, а также города Московской области: Железнодорожный, Щелково, Мытищи, Одинцово, Королев — соответственно города с относительно высоким приростом численности населения и неадекватным вводом соответствующих мощностей.

Мощность АПУ. По показателю мощности амбулаторно-поликлинических учреждений лидируют: Сарапул, Междуреченск, Ессентуки, Муром, Ачинск, Архангельск, Сыктывкар, Липецк, Абакан и другие. Данные показатели обусловлены, в первую очередь, высокими показателями мощностей АПУ.

Минимальные показатели отмечаются в Ноябрьске, Махачкале, Железнодорожном, Дербенте, Одинцово, Ногинске, Королеве, Пятигорске. Одна из причин столь низких показателей — недостаточные темпы увеличения и реконструкции существующих мощностей.

Индекс «социальная инфраструктура». К городам с наибольшей обеспеченностью населения элементами социальной инфраструктуры относятся: Мурманск, Санкт-Петербург, Саратов, Ачинск, Рыбинск и другие.

К городам с наименьшей обеспеченностью населения элементами социальной инфраструктуры относятся: Пятигорск, Махачкала, Хасавюрт, Грозный, Батайск и другие.

В результате анализа можно выделить несколько типичных групп городов:

1-я группа — города с высокими показателями обеспеченности населения всеми элементами социальной инфраструктуры. Что объясняется значительным сокращением численности населения при сохранении мощностей. Статистически данные города выглядят благополучно, однако очевидно, что истинная ситуация гораздо хуже. К данной группе городов относятся: Ачинск, Рыбинск, Мурманск, Саратов, Иваново, Ярославль, Муром и другие.

2-я группа — города с развитой социальной инфраструктурой по количественным и качественным: показателям. Данную группу образуют преимущественно крупные федеральные и региональные центры, характеризующиеся высокими показателями ввода мощностей при росте численности населения: Санкт-Петербург, Москва, Владивосток, Екатеринбург, Кемерово и другие.

3-я группа — города, характеризующиеся сравнительно низкой обеспеченностью, обусловленной ростом численности населения при низкой мощности учреждений социальной сферы и недостаточным вводом (или сокращением) соответствующих мощностей. К данным городам относятся, прежде всего, города Юга России и Северного Кавказа: Пятигорск, Махачкала, Хасавюрт, Грозный, Батайск, Каспийск, Краснодар. А также города с высокими темпами роста численности населения: Ноябрьск, Нефтекамск, Нижневартовск, Одинцово, Королев, Сочи и другие.

4-я группа — города, характеризующиеся относительной депрессивностью в развитии социальной сферы и в динамике численности населения. К данным городам относятся: Братск, Магнитогорск, Березники, Таганрог и другие.

Таким образом, для гармоничного развития социальной инфраструктуры городов необходим достаточный (пропорциональный) прирост мощностей (ввод новых мест в детских садах, школах, увеличение коечного фонда и т.д.).

Источник

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Требования
к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050)

1. Настоящие требования определяют состав и содержание программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, включающих в себя объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры (далее — соответственно программа, объекты социальной инфраструктуры поселения, городского округа).

2. Программа устанавливает перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры.

3. Программа обеспечивает:

а) безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа;

б) доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа для населения поселения, городского округа в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;

в) сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с установленными потребностями в объектах социальной инфраструктуры поселения, городского округа;

г) достижение расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;

д) эффективность функционирования действующей социальной инфраструктуры.

4. В случае если генеральный план сельского поселения утвержден органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого находится сельское поселение, то программа в отношении такого сельского поселения подлежит разработке и утверждению органами местного самоуправления указанного муниципального района.

Органы местного самоуправления сельских поселений могут осуществлять разработку и утверждение программ в случае, если соответствующие вопросы местного значения закреплены за такими сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

5. В случае если представительным органом местного самоуправления сельского поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации принято решение об отсутствии необходимости подготовки генерального плана сельского поселения, то программа в отношении такого сельского поселения не подлежит разработке и утверждению.

6. Программы разрабатываются на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генеральных планов поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели (индикаторы), предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) — без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) — без разбивки по годам.

Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели (индикаторы) указываются с разбивкой по годам.

7. Программа включает в себя:

б) характеристику существующего состояния социальной инфраструктуры;

в) перечни мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа (сгруппированные по видам объектов социальной инфраструктуры) с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров (вид, назначение, мощность (пропускная способность), площадь, категория и др.), сроков реализации в плановом периоде (с разбивкой по годам), ответственных исполнителей;

г) оценку объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа;

д) целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры);

е) оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа;

ж) предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения развития социальной инфраструктуры, направленные на достижение целевых показателей программы.

8. Паспорт программы содержит следующую информацию:

основание для разработки программы;

наименование заказчика и разработчиков программы, их местонахождение;

цели и задачи программы;

целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры;

укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры;

срок и этапы реализации программы;

объемы и источники финансирования программы;

ожидаемые результаты реализации программы.

9. Характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры включает:

а) описание социально-экономического состояния поселения, городского округа, сведения о градостроительной деятельности на территории поселения, городского округа;

б) технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, сложившийся уровень обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований;

в) прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения) в областях, указанных в пункте 1 настоящих требований, с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры;

г) оценку нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

10. Перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа учитывает планируемые мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры федерального значения, регионального значения, местного значения муниципальных районов, а также мероприятий, реализация которых предусмотрена по иным основаниям за счет внебюджетных источников.

11. Оценка объемов и источников финансирования мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа включает укрупненную оценку необходимых инвестиций с разбивкой по видам объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, целям и задачам программы, источникам финансирования, включая средства бюджетов всех уровней и внебюджетные средства.

12. Оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа включает оценку социально-экономической эффективности и соответствия нормативам градостроительного проектирования соответственно поселения или городского округа, в том числе с разбивкой по видам объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, целям и задачам программы.

13. Предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения деятельности в сфере проектирования, строительства, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются в целях обеспечения возможности реализации предлагаемых в составе программы мероприятий (инвестиционных проектов).

Органы местного самоуправления поселения, городского округа на основании генеральных планов поселения, городского округа разрабатывают и утверждают программы комплексного развития социальной инфраструктуры указанных муниципальных образований. Установлены требования к структуре и содержанию таких программ.

Программы должны включать комплекс мер по проектированию, строительству, реконструкции объектов социнфраструктуры местного значения в области образования, здравоохранения, физкультуры, массового спорта, культуры.

Программы должны обеспечивать безопасность, качество и эффективность использования населением объектов социнфраструктуры, их доступность для жителей, достижение расчетного уровня обеспеченности населения услугами в названных областях.

Программы разрабатываются минимум на 10 лет (но не более, чем на срок действия генпланов).

Постановление Правительства РФ от 1 октября 2015 г. N 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Источник

Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры

Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р

(с изменениями от 23 ноября 2009 г.)

1. Одобрить разработанную Минэкономики России совместно с Минобразованием России, Минздравом России, Минкультуры России, Минспортом России и согласованную с Минфином России и Миннацем России методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (далее именуется — методика).

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления использовать методику при разработке плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъектов Российской Федерации. Минэкономики России, Минфину России, Миннацу России, Минздраву России, Минобразованию России, Минкультуры России, Минспорту России и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимую организационно-методическую помощь в применении методики.

Председатель Правительства Российской Федерации

Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры

(одобрена распоряжением Правительства РФ от 19 октября 1999 г. № 1683-р)

(с изменениями от 23 ноября 2009 г.)

Методические подходы к определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства

Современное состояние и развитие отраслей социальной сферы характеризуется следующими основными факторами и тенденциями:

имеющейся широко разветвленной сетью государственных и муниципальных учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью и устаревшим оборудованием;

несоответствием существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объемом оказываемых ими услуг потребностям населения;

сокращением числа этих учреждений как вследствие структурных изменений отраслей, так и ограниченности финансовых средств на их содержание и поддержание материально-технической базы;

снижением объемов капитальных вложений в социальную сферу, замедлением темпов ввода объектов в эксплуатацию, ростом незавершенного строительства.

Имеющаяся материально-техническая база социальной сферы и недостаточное финансирование учреждений ее отраслей не обеспечивает потребности населения в гарантированном получении социальных услуг.

Сложившиеся условия функционирования и развития учреждений социальной сферы требуют проведения государственной политики, направленной на рациональное использование ограниченных инвестиционных ресурсов.

Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 1998 г. № 862, создание социальной инфраструктуры, минимально необходимой для реализации гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством на безвозвратной основе предполагается осуществлять за счет избирательной инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития (далее — ФРР).

Согласно этой концепции обязательным условием для выделения средств ФРР на строительство учреждений социальной сферы является разработка органами исполнительной власти плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта Российской Федерации.

Разработке инвестиционного плана должен предшествовать анализ экономической ситуации в отраслях социальной сферы и, прежде всего, анализ деятельности учреждений социальной сферы.

Экономическому анализу подлежат: сеть учреждений социальной сферы, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности; состояние их основных фондов, потенциальная мощность, фактическая загрузка; сеть учреждений иной негосударственной собственности и их мощность (объем оказываемых услуг); обеспечение минимальных нормативных потребностей населения региона по видам социальных услуг.

При составлении плана инвестиционной деятельности по строительству социальных объектов необходимо ориентироваться на:

структурные изменения, происходящие в отраслях социальной сферы, включая ликвидацию избыточных площадей учреждений этой сферы;

прогнозируемые объемы гарантированных социальных услуг, рассчитанные на основе нормативов потребности населения в этих услугах, с учетом полной профильной загрузки учреждений;

расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих учреждений, работающих с перегрузкой;

замену ветхого и аварийного фонда, а также помещений, не отвечающих санитарно-эксплуатационным нормам, в случае невозможности осуществления капитального ремонта этого фонда и необходимости его ликвидации.

Расчеты потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения, образования и культуры должны осуществляться с учетом данных о мощности (пропускной способности) действующих учреждений в районе, городе, области, крае, социальных норм и нормативов, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р, стандартов предоставления соответствующих социальных услуг, прогноза численности всего населения, в том числе детей, реструктуризации сети учреждений, а также природно-географических и социально-экономических особенностей регионов.

Разность между минимальной нормативной потребностью в социальных услугах и возможностями действующих учреждений социальной сферы всех форм собственности определяет потребность в развитии сети этих учреждений.

При определении потребности в учреждениях социальной сферы в сельской местности следует иметь в виду, что важнейшим фактором доступности социальных учреждений для населения является степень удаленности этих учреждений от мест проживания населения. Определение потребности в социальных объектах для сельского населения должно осуществляться также с учетом конкретных условий, влияющих на организацию социальных услуг населению в отдельных районах, городах, областях, краях, республиках (плотность населения, состояние дорог, транспорта, климатические условия и т.д.)

Учитывая специфику социальных отраслей, предлагается следующая методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры: образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства.

Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования

Методика предназначена для расчета нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования на основе нормативов обеспеченности населения объектами образования, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р, и носит рекомендательный характер.

Нормативная потребность субъектов Российской Федерации в объектах образования определяется с учетом всех форм собственности.

1. Нормативы потребности в дошкольных образовательных учреждениях должны включать:

1.1. Норматив числа мест в дошкольных учреждениях для здоровых детей с числом групп от 1 до 10 и количеством мест от 10 до 200:

на 1 группу — 10 — 20 мест;

на 2 группы — 18 — 40 мест;

на 3 группы — 28 — 60 мест;

на 4 группы — 48 — 80 мест;

на 5 групп — 46 — 100 мест;

на 6 групп — 58 — 120 мест;

на 7 групп — 64 — 140 мест;

на 8 групп — 74 — 160 мест;

на 9 групп — 84 — 180 мест;

на 10 групп — 92 — 200 мест.

Норматив определяется на основе величины и числа жилых поселений и жилых комплексов (60 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности); нормируемого радиуса обслуживания (300 м — для городской и 500 м — для сельской застройки); плотности заселения поселений и жилых комплексов (человек/гектар); коэффициента рождаемости и фактического процента охвата дошкольными образовательными учреждениями; гигиенических, педагогических и медицинских требований ограничения максимальной вместимости зданий.

1.2. Норматив числа мест в санаторных дошкольных образовательных учреждениях для детей с ранним проявлением и малыми затихающими формами туберкулеза; для часто и длительно болеющих детей дошкольного возраста:

на 4 группы — 38 — 55 мест;

на 8 групп — 70 — 110 мест.

Норматив определяется на основе требования эффективной организации процессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также соответствующего оборудования и оснащения зданий.

1.3. Норматив числа мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями физического, психического и умственного развития на 4 и 8 групп.

Норматив определяется исходя из максимального приближения к месту проживания больных детей и требований эффективной организации процессов медицинского и педагогического обслуживания детей, а также оснащения соответствующим оборудованием зданий.

Для глухих и слепых детей:

на 4 группы — 24 места;

на 8 групп — 48 мест.

Для слабослышащих детей; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для детей с глубокой умственной отсталостью:

на 4 группы — 32 места;

на 8 групп — 64 места.

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:

на 4 группы — 48 мест;

на 8 групп — 96 мест.

Для детей с тяжелым нарушением речи; для детей с задержкой психического развития; для детей слабовидящих; для детей с косоглазием и амблиопией; для детей с нарушениями интеллекта:

на 4 группы — 40 мест;

на 8 групп — 80 мест.

1.4. Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных образовательных учреждений для городского строительства:

Источник

Поделиться с друзьями
Электрика и электроника