Справочник речных судов — Буксирный флот
Давно хотел написать серию справочных постов о современных речных судах. Эта тема интересна мне самому, многим знакомым, которые просили это сделать, да и просто ради повышения самообразования. Не секрет, что для большинства, все что движется по водной акватории и перевозит людей — это пароходы, ровесники «Авроры». А все что не перевозит людей — это баржи. На этом познания заканчиваются. Часто встречаешь такое и читать оное не очень приятно и интересно, поэтому попробуем с помощью серии постов раздвинуть сложившиеся стереотипы. По примеру, как этот было в посте о круизных речных судах, работающих сейчас на реках России. В этом посте расскажу кратко (без дебрей ТТХ) о самых заметных представителях буксирного флота (о сухогрузном и танкерном чуть позже). Начнем вот с такого буксирчика — самого распространенного на реках России.
Тип: буксир-толкач «РТ» мощностью 300 л.с.
Распространение: все судоходные реки России
Строились: на 16 заводах по всей России
Построено: более 700 шт.
Логическое продолжение этой серии — суда с увеличенной мощностью для рек Сибири и Дальнего Востока.
Тип: буксир-толкач «РТ» мощностью 600 л.с.
Распространение: Иртыш, Обь, Енисей, Лена, Амур (+1 судно на Дону и Дунае из Сибири)
Строились: Тюмень, Кокуй
Построено: более 310 шт.
А продолжением этой серии стали суда
Тип: буксир-толкач «РТ-800»
Распространение: Волга, Кама, Черное и Каспийское моря, Дунай
Строились: Тюмень
Построено: 9
Тип: буксир-толкач «Речной» (на Украине — «Московский»).
Распространение: Волга, Кама, Белая, Москва-река, Ока, Обь, Дунай.
Строились: Пермь, Москва
Построено: около 105 шт.
Тип: буксир-толкач «Волгарь» и «Урал» — модифицированное продолжение серии «Речной»
Распространение: Волга, Кама, Белая, Енисей, Ангара
Строились: Астрахань, Звенигово (республика Марий Эл) , Иркутск, Красноярск
Построено: около 90 шт.
Тип: буксир-толкач «БТ» («БТТ», «Ангара», «Речной», названия городов)
Распространение: Волга, Кама, Белая, Дон, Москва-река, Ока, Обь, Енисей, Иртыш, Северная Двина, Лена, Дунай.
Строились: Волгоград, Аркуль, Петрозаводск, Тобольск, Красноярск
Построено: более 350 шт.
Тип: буксир-толкач с подъемно-опускной рубкой типа «БТМ»
Распространение: Волга, Кама, Дон, Москва-река, Ока, Обь, Иртыш, Дунай.
Строились: Павловск, Вологда, Щельяюр, Барнаул, Омск
Построено: около 110 шт.
Тип: буксир-толкач «Дунайский» и «Зеленодольск»
Распространение: Волга, Кама, Шексна, Обь, Иртыш, Енисей
Строились: Будапешт (Венгрия) и Зеленодольск
Построено: около 110 шт.
Тип: буксир-толкач «ОТ-800» и «ОТА-800» и «ОТА-900» мощностью 800-900 л.с.
Распространение: Волга, Кама, Белая, Дон, Шексна, Иртыш, Обь, Енисей, Лена, Амур, Северная Двина
Строились: Пермь, Иркутск, Красноярск, Кокуй
Построено: около 260 шт.
Тип: буксир-толкач «ОТ» мощностью 1400, 1500, 2000 и 2400 л.с.
Распространение: Волга, Кама, Нева, Белая, Дон, Шексна, Обь, Иртыш, Енисей, Амур
Строились: Будапешт (Венгрия), Комарно (Словакия), Шлиссельбург и Череповец
Построено: 204 шт.
Тип: буксир-толкач, рейдовое вспомогательное судно «Шлюзовой»
Распространение: Волга, Кама, Белая, Дон, Шексна, Нева, Иртыш, Обь, Енисей
Строились: Шлиссельбург, Череповец, Рыбинск
Построено: более 200 шт.
Тип: буксир-толкач, буксир-плотовод, вспомогательное судно «РП», «Рейдовый», «Плотовод», «Портовый»
Распространение: Все судоходные реки России, Днепр и Дунай
Строились: Котлас, Печора, Красноярск, Нижний Новгород, Волгоград, Чайковский, Киренск, Осетрово, Чистополь
Построено: около 550 шт.
Тип: буксир-толкач, буксир-плотовод «Озерный»
Распространение: Волга, Кама, Нева, Онежское озеро, Иртыш, Енисей, Лена
Строились: Комарно (Словакия), Будапешт (Венгрия)
Построено: более 120 шт.
Тип: буксир-толкач «БТО», «БТП», «Ангарский»
Распространение: Волга, Кама, Белая, Дон, Ангара, Енисей, Лена, Северная Двина
Строились: Звенигово, Чайковский, Красноярск, Качуг, Котлас
Построено: около 42 шт.
Тип: буксир-толкач «Красноярский рабочий / Пионер»
Распространение: Волга, Кама, Ангара, Амур, Обь, оз. Байкал
Строились: Благовещенск, Иркутск, Красноярск, Осетрово
Построено: около 40 шт.
Из исчезнувших серий: буксирные пароходы проекта 732/733. Серия из более 200 судов построена в 50-е годы. В настоящее время все суда списаны и порезаны, сохранилось лишь один полурабочий пароход в Печоре.
Тип: колесный буксир и колесный буксир-толкач «БТК» (за основу взяты суда проекта 732/733)
Распространение: Иртыш, Лена
Строились: Прибрежный (Казахстан), Жатай
Построено: около 30 шт.
Тип: буксир-толкач для малых рект проекта 598
Распространение: Волга, Северная Двина, Печора
Строились: Щецин (Польша)
Построено: 6
Тип: буксир морского класса типа «МБ»
Распространение: Волга, Кама, Нева, Дон, Северная Двина, Лена, Днепр
Строились: Пермь
Построено: 33
Источник
Как маленькие буксиры тянут большие суда? — «Как и Почему»
Содержание
С появлением флота и транспортировки разных грузов по воде люди озаботились созданием уникальных судов – вспомогательных. Так начали появляться буксиры, причем их развитие было стремительным. Возникло множество типов и видов вспомогательных судов, которые используются не только во внешних водах, а и во внутренних.
Что такое буксир и как он работает?
Буксир относится к особой категории судов. Их основное предназначение – кантовка и буксировка прочих кораблей и специальных плавучих сооружений. Кроме этого, буксиры обеспечивают безопасность во время выполнения маневров других судов – к примеру, когда они пересекают сложные участки на своем пути, в гаванях, портах. Часто используются в спасательных, аварийных операциях.
Вспомогательные суда эксплуатируются по всему миру и представляют корабли среднего либо небольшого размера. Конструкционные особенности могут меняться. Все зависит от типа и назначения.
Буксировочные суда отличаются от других большей маневренностью, повышенной прочностью, мощностью, остойчивостью, а также наличием приспособлений для толкания и буксирования.
Остойчивость является одной из ключевых характеристик буксира. Это способность судна держаться на плаву под действием внешних сил. При этом оно наклоняется в разные стороны, но затем снова возвращается в исходную позицию. К важным характеристикам относят и непотопляемость.
Буксировочное приспособление располагается возле центра тяжести. Это позволяет судну маневрировать, даже когда буксирный канат находится в состоянии натяжения.
На буксирной дуге крепится гак (крюк), который может менять положение с одного борта на другой. Буксиры работают с большими весами, повышенной инерционной силой.
Поэтому рывки каната, поперечное натяжение могут просто опрокинуть судно. Для предотвращения подобных ситуаций гак оснащен амортизирующими приспособлениями. В случае опасности возможен дистанционный сброс каната. При излишнем натяжении предусмотрено стравливание троса и в конструкции лебедки.
Интересный факт: прообраз первого в мире буксира был построен англичанином Джонатаном Гулльсом. Он назвал его «машиной, предназначенной для буксировки». Производство началось в 1850 году.
Ходовая рубка зачастую располагается на значительной высоте и обладает улучшенным остеклением. Тщательно продуман обзор, чтобы обслуживать судна с высокими бортами. У некоторых толкачей рубка может опускаться или подниматься для еще большей мобильности и функциональности.
У кантовщиков имеются улучшенные кранцевые и отбойные приспособления, чтобы смягчать удары, когда происходит столкновение с бортом другого судна. Основная отличающая характеристика буксировщика, в отличие от других разновидностей судов – это тяга либо упор (сила воздействия на объект транспортировки), а не скорость передвижения.
Также ему свойственна глубокая осадка, так как для повышения КПД необходимо использование относительно габаритных гребных винтов. Они должны находиться полностью в воде, не быть оголенными, что важно при транспортировке крупных судов короткими тросами в узких местах. Большие винты при невысокой скорости работы способны справляться со значительными массивами воды.
В конструкции буксиров используются всевозможные виды гребных винтов: с фиксированным и регулируемым шагом, винторулевые колонки, водометные и крыльчатые движители. Использование того или иного типа винтов зависит от предназначения буксира.
Применение крупных винтов объясняется тем, что они позволяют увеличить тяговые характеристики буксировочного судна. Чем меньше обороты двигателя, тем больше диаметр гребного винта. К примеру, на катерах и различных скоростных суднах, использование больших винтов неуместно.
Виды буксиров
Буксиры могут быть портовыми, океанскими или морскими – все зависит от предназначения.
Океанские рассчитаны на дальние расстояния, буксировку разных плавучих сооружений, а также крупных судов. Мощность составляет 1200-4000 л.с. Скорость загруженного буксира – до 11 узлов, на обычном ходу – до 17. Также увеличен объем топлива – до 25 суток хода. Это позволяет буксиру перемещаться в пределах 19 000 км.
Океанские суда, которые предназначены для аварийно-спасательных работ, имеют на борту специальное оборудование – для ремонта, устранения пожаров, слива воды. Также они могут оснащаться электросварочными и водолазными средствами.
Буксиры, которые используются в пределах морского бассейна, обладают мощностью 500-2200 л.с. Характеристики соответствуют условиям региона их эксплуатации. Такие буксиры могут выступать в роли морских спасателей.
Портовые буксировщики разделяются на внутренние и рейдовые. Их мощность – 200-600 л.с. Главная задача – транспортировка плавательных средств на рейдах и в гаванях.
Наиболее распространенным типом является кантовщик, используемый на верфях и в гаванях. В крупных портах таких судов может быть несколько десятков. Подразделяются на рейдовые и портовые.
Многоцелевые и морские линейные буксировщики перемещают баржи, буровые комплексы, недостроенные корабли на большие расстояния. Такой тип судна обладает улучшенной противопожарной системой, трюмами и приспособлениями для транспортировки грузов.
Спасатели – самые большие буксиры, относящиеся к океанскому виду. Отличаются большой автономностью и радиусом использования. Могут проводить спасательные работы, выполнять функции плавучих медпунктов, подавать электричество, тепло и т.п.
Буксир-плотовод осуществляет перемещение плотов на реках, а также занимается лесосплавом. Обладает высокой прочностью, малой осадкой и дополнительными приспособлениями.
Толкачи используют на озерах, водохранилищах, реках. Они транспортируют несамоходные суда, такие как лихтеры, баржи, секции, толкая их носовой частью. Также для этого есть специальные сцепы, упоры.
Буксиры – это важная категория вспомогательных технических судов, без работы которых невозможно полноценное функционирование остального флота. Они способны перемещать суда различных размеров за счет высокой мощности, остойчивости, маневренности, а также благодаря конструкционным особенностям и наличию специального оборудования.
Источник
Баржи, буксирные и грузовые суда
Наша компания занимается судостроением и проектированием следующих грузовых судов.
Баржи
Баржа – это плоскодонное, несамоходное судно, предназначенное для перевозки грузов. Обычно баржа не имеет двигателя, для перемещения используют буксир, но существуют также и самоходные баржи с двигателем. Для внутренних перевозок по рекам используют баржи, обладающие грузоподъемностью до 9,2 тысяч тонн.
Речные баржи делятся на два типа: сухогрузные и наливные.
В первую очередь рассмотрим сухогрузные баржи. Они предназначены для перевозки сухих грузов. Сухогрузные баржи делятся на следующие виды:
- Трюмная баржа (открытая или закрытая). Транспортировка груза производится в трюме. В таких баржах можно перевозить минерально-строительные материалы, руду, уголь, лес, техническую соль, различных грузов, боящихся подмочки (их перевозят в баржах с закрытыми люками)
- Баржа-площадка. На таких баржах груз транспортируется на палубе. Существуют площадки для перевоза груза навалом, автомобилевозы, саморазгружающиеся, тентованные и др.
- Лихтер. Вариант баржи, предназначенный для разгрузки и догрузки более крупных глубокосидящих судов, которые по какой-либо причине не могут войти в порт. В качестве груза может выступать: подвижная техника, трубы и лесоматериалы, массовые и генеральные грузы. Некоторые лихтеры снабжены собственным грузовым устройством. Они обладают более прочным корпусом.
Наливные баржи предназначены для транспортировки жидких грузов, главным образом нефтепродуктов, отсюда их второе название – нефтеналивные. Перевозка осуществляется в трюме или специальных встроенных ёмкостях. Для перевозки вязких продуктов наливные баржи обычно оснащены системой подогрева.
Буксиры
Итак, мы классифицировали баржи, теперь необходимо поговорить о таком плавсредстах, как буксирное судно.
Буксир способен не только ходить самостоятельно, он также помогает перемещаться большим судам, баржам и другим видам судов. И все это благодаря мощному двигателю. Буксиры могут тянуть суда за собой и толкать их сзади. Чаще всего буксиры перемещают плоты, наливные баржи и реже – сухогрузные суда.
В речном флоте наибольшее распространение получили буксиры-толкачи. Это своеобразные «двигатели» для несамоходных грузовых судов. Они оборудованы носовыми упорами, что дает возможность толкать перед собой суда, которые нуждаются в этом, и буксировать их. Из оборудования, кроме носовых упоров, они имеют буксирную лебедку или гак.
Буксиры-толкачи по мощности и размеру можно поделить на два вида:
- Катамаранного типа. Его можно транспортировать по частям автомобильным транспортом и собирать на месте использования.
- С водометным движителем. Такой буксир обладает небольшой осадкой, а из его преимуществ – максимальная возможность маневренности и высокая тяга на гаке.
На нашем сайте представлено около четырех проектов буксирных судов, Вы можете ознакомиться с ними подробнее.
Грузовое судно
Перевозкой груза также занимаются грузовые суда.
Грузовым называется судно, которое не является пассажирским. Существует несколько типов грузовых судов, а именно сухогрузные и наливные.
Сухогрузные суда имеют просторные трюмы и чаще всего две палубы. Существуют рефрижераторные (для транспортировки скоропортящихся продуктов), контейнерные (т.е. перевозимый груз упакован в специальные контейнеры), трейлерные (груз находится в колесных прицепах), лесовозы, суда для транспортировки автомобилей, животных и навалочных грузов (руды, зерна и т.д.).
Наливные суда делятся на танкеры (для перевозки нефти, нефтепродуктов, вина, питьевой воды и т.д.) и газовозы (для перевозки сжиженного природного газа, пропана и бутана).
Паромы
Примером грузопассажирского судна является паром. Паром – это судно, которое предназначено для перевозки пассажиров и транспортных средств с одного берега на другой. Существуют самоходные и несамоходные паромы. Несамоходные паромы бывают канатными, т.е. перемещаются вдоль троса, и другими, использующими в качестве источника энергии течение реки. Существуют специальные железнодорожные паромы, с помощью которых можно перевозить вагоны. Паромы пользуются популярностью благодаря возможности путешествий автомобильным транспортом.
Проектирование судов
При создании проекта судна важно учитывать несколько моментов. В первую очередь, это его назначение и то, как и где оно будет использоваться. Не последним здесь также являются мнение и пожелания заказчика. И, конечно, судно должно отвечать всем требованиям техники безопасности. На нашем сайте Вы можете подробнее узнать о проектах судов, каждый из которых обладает определенным набором характеристик. Если вы задаетесь вопросом, где купить паром или баржу, мы рады предложить Вам свои услуги!
Источник