Мобилизационные мощности что это такое

Основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации

date image2015-04-01
views image44305

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Основные направления мобилизационной подготовки и мобилизации касаются:

— Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, специальных формирований.

Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий:

— в мирное время – мобилизационная подготовка.

— при переходе с мирного на военное время – мобилизация.

— в военное время – выполнение планов расчетного года.

— при переходе с военного времени на мирное время – демобилизация.

Мобилизационная подготовка – это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Мобилизация – это комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Общая мобилизация охватывает всю экономику и проводится на всей территории страны. При частичной мобилизации отмобилизовывается часть Вооруженных Сил Российской Федерации на определенном театре (театрах) военных действий, в регионах страны.

В зависимости от условий обстановки мобилизация может быть открытой и скрытой. Открытая мобилизация проводится, как правило, при внезапном развязывании войны агрессором или при прямой угрозе его нападения. Скрытая мобилизация проводится под видом обычных мероприятий оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил) без разглашения действительной цели проводимых мероприятий.

Мобилизационный план – это совокупность документов, отражающих все основные мероприятия, обеспечивающие планомерное и своевременное выполнение мобилизационных заданий. Он разрабатывается в мирное время с учетом конкретных особенностей местных условий, а также возможной обстановки мобилизационного периода.

Мобилизационные задания (заказы) – задания по поставкам продукции (работ, услуг) в расчетном году для государственных нужд в составе мобилизационного плана экономики Российской Федерации, устанавливаемые Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и размещаемые в виде заказов на договорной (контрактной) основе за счет бюджетных источников финансирования в организациях (на предприятиях) — поставщиках, включая организации (предприятия), привлекаемые к выполнению этих заказов по кооперации.

Мобилизационные мощности (объекты) – мощности (объекты), максимальное (дополнительное) использование которых после завершения периода мобилизационного развертывания и перехода экономики на режим работы в условиях военного времени обеспечивает выполнения мобилизационных заданий.

Государственные заказчики. Государственными заказчиками по поставкам продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд по данным расчетного года являются федеральные органы исполнительной власти, определенные постановлением Правительства РФ.

Государственными заказчиками по мероприятиям мобилизационной подготовки экономики являются федеральные органы исполнительной власти и организации, определенные постановлением Правительства РФ.

Организации-исполнители – организации (предприятия), имеющие мобилизационные задания (заказы), поставляющие продукцию (работы, услуги) в расчетном году.

Военное положение – особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Феде рации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Состояние войны – объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

Военное время – наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.

Мобилизационная подготовка здравоохранения – составная часть мобподготовки экономики. Она включает в себя комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке органов управления, организаций, учреждений и предприятий здравоохранения к медицинскому обеспечению при защите государства от вооруженного нападения и нужд населения в военное время.

Общее руководство мобподготовкой системы здравоохранения осуществляет Министр здравоохранения и социального развития РФ. Один из заместителей министра обеспечивает повседневное руководство мобилизационной подготовкой системы здравоохранения.

Для организации и выполнения работ по мобподготовке в Минздравсоцразвития и его учреждениях создаются мобилизационные подразделения или назначаются мобилизационные работники.

Мобподготовка и мобилизации проводится в соответствии со следующими основными принципами:

— заблаговременность, плановость и контроль.

— комплексность и согласованность.

Задачи мобилизационной подготовки здравоохранения:

— разработка правовых и методических документов;

— подготовка учреждений, организаций и предприятий здравоохранения к работе в период мобилизации и в военное время;

— разработка мобилизационных планов;

— проведение мероприятий по подготовке спецформирований к отмобилизованию;

— создание и развитие мобилизационных мощностей (станций переливания крови, предприятий выпускающих продукцию медицинского назначения);

— создание, накопление и освежение запасов материальных ресурсов мобилизационного резерва;

— подготовка и организация мед обеспечения населения в период мобилизации и в военноевремя;

— создание запасных пунктов управления и подготовка их к работе в условиях военного времени;

— организация воинского учета в учреждениях и организациях здравоохранения;

— бронирование граждан, пребывающих в запасе ВС РФ;

— проведение учений и тренировок по переводу здравоохранения на работу в условиях военного времени и выполнению установленных мобзаданий;

— повышение квалификации работников мобилизационных подразделений;

Основу мобподготовки здравоохранения составляет работа, направленная на выполнение мобилизационных заданий. Мобзадания устанавливаются на расчетный год Правительством РФ.

Минздрав РФ определяет заказы (планы поставок) органам управления здравоохранения субъектов РФ, НИИ, институтам гематологии и переливания крови, учреждениям, организациям и предприятиям федерального подчинения на договорной (контрактной) основе.

Руководящие органы исполнительной власти субъектов РФ определяют заказы учреждениям, предприятиям и организациям здравоохранения, расположенным на их территории, независимо от форм собственности (расширение производственных площадей, содержание мобрезерва мед имущества, заготовка препаратов крови и кровезаменителей, подготовка кадров, создание выездных бригад и донорских контингентов и т.д.).

Медицинские органы управления исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1. организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию медицинского персонала;

2. руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3. обеспечивают исполнение Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации медицинского персонала;

4. разрабатывают мобилизационные планы органов управления, учреждений здравоохранения, специальных медицинских формирований;

5. проводят мероприятия по мобилизационной подготовке учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

6. проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7. заключают договоры (контракты) с организациями о поставке медицинской продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

8. при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

9. в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

10. оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

11. организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время медицинского персонала, пребывающего в запасе и работающего в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

12. вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

13. обеспечивают предоставление военным комиссариатам сведений о регистрации учреждений здравоохранения.

Учреждения здравоохранения обязаны:

1. организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

2. создавать мобилизационные органы или назначать работников, выполняющих функции мобилизационных органов (далее — мобилизационные работники);

3. разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

4. проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

5. выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

6. при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу учреждения на работу в условиях военного времени;

7. оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;

8. обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;

9. обеспечивать поставку медицинской техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;

10. предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

11. создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время медицинского и другого персонала, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

Граждане обязаны:

1. являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;

2. выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;

3. предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На органы управления здравоохранения субъектов РФ могут возлагаться следующие мобзадания:

— развертывание органов управления по руководству тыловыми госпиталями (ТГ);

— отмобилизование обсервационных пунктов;

— выделение оперативных коек в лечебных учреждениях;

— развертывание дополнительных коек в лечебных учреждениях;

— создание мобрезерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества;

— заготовка донорской крови и ее компонентов;

— создание мобилизационных мощностей для производства бактерийных ииммунобиологических препаратов;

— подготовка медицинских кадров для Вооруженных Сил РФ, специализация иусовершенствование врачей;

Источник

Мобилизационные мощности что это такое

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.07.94 № 1483 О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва амортизационные отчисления на мобилизационные мощности, начиная с 1 июля 1994 года, не начисляются. В то же время, если мобилизационные мощности используются при производстве продукции, то по таким мощностям амортизация начисляется и относится на себестоимость продукции (см. письмо Минфина РФ от 31.07.97 № 04-05-06/48). [c.137]

Обращается внимание на прекращение начисления амортизационных отчислений во время проведения работ по реконструкции, модернизации основных фондов, нахождения их на консервации и в мобилизационном запасе (п.23 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений, п. 12 Указаний о порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности результатов переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.96 г., Указ Президента РФ от 08.07.94 г. № 1483 О сокращении мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва ). [c.41]

В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ перестали облагаться объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения. [c.361]

Мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. [c.517]

Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. [c.711]

Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью и и частично находящихся на балансе налогоплательщика объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологичес-кого обслуживания магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов спутников связи земли специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях. [c.208]

Согласно Федеральному закону от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ не взимаются земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов. [c.342]

Объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения не облагаются налогом на имущество предприятий. [c.58]

Оперативные резервы активной мощности в энергосистемах предназначены для регулирования частоты, компенсации мощностей, временно выбывших вследствие аварийных ситуаций, а также замены агрегатов, выводимых в плановые ремонты. В зависимости от мобилизационной готовности и очередности ввода резервы традиционно подразделяются на [c.144]

При расчете этого показателя можно ограничиться пониманием резервов как суммы запасов и ресурсов, планированием, пополнением и разбронированием которых занимается Госкомрезерв СССР при Совете Министров СССР. В более широком смысле слова в системе материальных резервов можно выделить следующую основную структуру запасы средств производства. товаров народного потребления, запасы незавершенного производства, резервные производственные мощности, составной частью которых являются резервное оборудование и мобилизационные запасы . [c.116]

МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ И МОЩНОСТИ налог на имущество [c.711]

Наличие мобилизационного задания, а также перечня мобимущества для выполнения этого задания, согласованного с органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации доводить это задание до предприятия, будут являться основанием для уменьшения стоимости имущества предприятия, исчисленной для целей налогообложения, на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. [c.32]

Такая доктрина не требует мобилизационного потенциала в традиционном понимании — как резерва производственных и энергетических мощностей, законсервированного спецоборудования, спецзапасов сырья и пр.,—готового к масштабному тиражированию оружия. Поддержание такого мобилизационного потенциала, не интегрированного в рыночную экономику, и в дальнейшем потребовало бы чрезмерных госбюджетных затрат. Существование этого потенциала невыгодно ни с военной, ни с экономической точки зрения. [c.155]

Источник

Об осуществлении МУП и ГУП мероприятий по мобилизационной подготовке

Автор: Баянова Л. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Унитарные предприятия могут нести затраты на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из местного бюджета. Учитываются ли такие расходы при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль?

Кроме того, предприятия могут получать средства в рамках госконтрактов на выполнение работ по мобилизационной подготовке. Возникает ли в этом случае облагаемый доход?

Ответы на данные вопросы вы найдете в нашей публикации.

Федеральное и местное законодательство в области мобилизационной подготовки

Мобилизационная подготовка – это комплекс мероприятий, которые в мирное время проводят организации, по заблаговременной подготовке к обеспечению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки осуществляется на основании Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ.

В содержание мобилизационной подготовки для организаций входят, в частности, создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил и нужд населения в военное время (пп. 11 п. 3 ст. 2 указанного закона).

Обязанности предприятий в области мобилизационной подготовки перечислены в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 31-ФЗ. В частности, они должны:

организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;

разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;

проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;

выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Порядок финансирования указанных мероприятий установлен ст. 14 Федерального закона № 31-ФЗ. Согласно п. 1 работы по мобилизационной подготовке являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В то же время из п. 2 этой статьи следует, что расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке (включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов)), не подлежащие компенсации из бюджетов, могут нести организации (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с деятельностью которых связана деятельность организаций или в отношении имущества которых они осуществляют функции собственника).

К сведению: что касается местного законодательства в области мобилизационной подготовки, в качестве примера можно привести Постановление администрации г. Симферополя от 16.07.2015 № 570, которым утверждено Положение об организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. В пункте 7.2 этого документа говорится, что муниципальные предприятия и учреждения по согласованию с администрацией Симферополя могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из местного бюджета, которые включаются в соответствии с законодательством РФ во внереализационные расходы.

Прежде чем перейти к вопросам включения доходов и расходов, связанных с мобилизационной подготовкой, в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль, несколько слов скажем об осуществлении закупок.

Если закупка товаров, работ, услуг осуществляется в рамках мобилизационной подготовки в соответствии с нормами Федерального закона № 31-ФЗ и иного действующего законодательства РФ в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (см. письма Минэкономразвития России от 07.03.2017 № Д28и-919, от 18.11.2016 № Д28и-3161, от 23.06.2016 № Д28и-1561).

Что относится к имуществу мобилизационного назначения?

Под имуществом мобилизационного назначения понимается имущество, предназначенное для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами). К нему относятся следующие основные фонды: здания, сооружения, машины и оборудование (энергетические (силовые), рабочие, информационные), транспортные средства, производственный инвентарь.

В имущество мобилизационного назначения включаются:

объекты мобилизационного назначения (под которыми понимаются объекты хозяйственного (производственного) назначения, являющиеся составной частью основных фондов (средств) организаций);

все виды мобилизационных запасов (резервов).

Мобилизационные мощности в зависимости от степени их загрузки в мирное время подразделяются на три группы:

используемые частично (периодически (эпизодически) загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов));

неиспользуемые (не загруженные в текущем производстве, содержащиеся в условиях, обеспечивающих их сохранность и готовность к выполнению мобилизационных заданий (заказов)).

Используемые частично и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности при необходимости консервируются.

Расходы, связанные с мобилизационной подготовкой

В состав внереализационных расходов включаются расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана (кроме расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям), – пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Если имущество мобилизационного назначения относится к амортизируемому, то согласно абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ кодексаоно подлежит амортизации по правилам гл. 25 НК РФ. При этом имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования, в силу пп. 3 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации.

Если унитарное предприятие несет не компенсируемые из бюджета затраты на дооборудование основных средств мобилизационного назначения, такие затраты увеличивают первоначальную стоимость ОС, то есть учитываются при расчете налога на прибыль через механизм начисления амортизации.

Обратите внимание: в целях налогообложения прибыли расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке учитываются в зависимости от вида работ (капитальные или некапитальные) – единовременно либо посредством амортизационных отчислений.

Следовательно, на основании пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов подлежат учету единовременно расходы некапитального характера, включая затраты на содержание мощностей и объектов, необходимых для выполнения мобилизационного плана (Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 03-03-05/2).

Расходы, связанные с мобилизационной подготовкой, принимаются для целей исчисления налога на прибыль при условии, что они:

не подлежат компенсации из бюджета;

согласованы с соответствующими органами.

Кроме того, применение пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ является льготой и подтверждение права на нее лежит на налогоплательщике, который должен представить документы, свидетельствующие о наличии у него обязанности по обеспечению мобилизационной подготовки.

Какими документами можно подтвердить мобилизационные расходы?

Порядок оформления документов, необходимых для включения в состав внереализационных расходов затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, определен двумя нормативными актами – Положением, утвержденным Минэкономразвития России № ГГ-181, Минфином России № 13-6-5/9564, МНС России от 02.12.2002 № БГ-18-01/3 и Рекомендациями, направленными Письмом Минфина России от 17.08.2005 № 03-06-02-02/68.

Принципиального (содержательного) различия между документами, утвержденными Положением и Рекомендациями и подтверждающими право на льготу, не усматривается. В плане, форма которого утверждена Положением, и в перечне, форма которого утверждена Рекомендациями, содержится идентичная информация – с той лишь разницей, что вместе с планом, утвержденным Положением, представляется смета затрат, а в перечень, утвержденный Рекомендациями, включены графы «Первичные документы, подтверждающие расходы на проведение работ» и «Основание для проведения работ». Оба этих документа являются действующими, так как не отменены до настоящего времени и преследуют однородные цели – подтверждение права на льготу. Следовательно, налогоплательщик оформляет пакет документов, подтверждающих право на льготу, в соответствии с одним из вышеуказанных актов (Положением или Рекомендациями).

Документы, оформляемые в соответствии с Положением

Организации подготавливают по установленным формам (п. 3.4 Положения):

план работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (ф. 4). При этом перечень работ определяется Федеральным законом № 31-ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ в данной области;

смету затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, выполняемых за счет собственных средств организации (ф. 5).

Форму 4 организации представляют в трех экземплярах на согласование: в федеральные органы исполнительной власти, утвердившие организациям мобилизационные планы, или их правопреемникам; в органы исполнительной власти субъектов РФ, утвердившие организациям мобилизационные планы (п. 3.5 Положения). После согласования два экземпляра формы 4 возвращаются организации (п. 3.6 Положения).

Отметим: налогоплательщики для подтверждения своего права на включение в состав внереализационных расходов затрат на мобилизационную подготовку должны представить в налоговые органы по месту постановки на учет согласованные формы 4 и 5 (п. 3.7 Положения).

Оформление документов организациями, имеющими мобилизационные задания (заказы) и выполняющими работы по мобилизационной подготовке, осуществляется ежегодно (п. 3.8 Положения).

Документы, оформляемые в соответствии с Рекомендациями

Согласно п. 4 Рекомендаций для документального подтверждения права на включение вышеназванных затрат в состав внереализационных расходов организации подготавливают перечень работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета (ф. 3).

Основанием для подготовки перечня являются:

договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов), заключенные в установленном порядке организацией, устав или иные документы, определяющие задачи организации по мобилизационной работе;

мобилизационный план организации, согласованный и утвержденный в установленном порядке;

обязанности организации в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с Федеральным законом № 31-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, изданными на основе и во исполнение указанного закона.

В налоговый орган по месту постановки на учет организации представляют перечень по форме 3, согласованный с федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими контроль и координацию деятельности организаций по мобилизационной подготовке (п. 5 Рекомендаций).

Если названные документы отсутствуют

Как отмечалось выше, применение пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ является льготой и подтвердить право на нее должен налогоплательщик. Сам по себе перечень (мобилизационный план), подготовленный добровольно, при отсутствии законодательно установленной обязанности, не подтверждает право на применение льготы. Правовые последствия издания перечня (мобилизационного плана) наступают лишь при наличии правовых оснований для осуществления работ по обеспечению мобилизационной подготовки.

Отсутствие разработанного, согласованного и утвержденного в установленном порядке мобилизационного плана (задания) служит основанием для непризнания налоговым органом затрат, связанных с мобилизационной подготовкой, в составе внереализационных расходов согласно пп. 17 п. 1 ст. 265 НК РФ.

В качестве примера можно привести Постановление АС СКО от 16.06.2017 № Ф08-3192/2017 по делу № А63-10702/2015. Налогоплательщик посчитал достаточным для подтверждения мобилизационных расходов представление таких документов, как копия сводной сметы затрат на выполнение реконструкции; сводный акт выполненных работ; договоры подряда по филиалам на проведение работ, выполняемые в целях мобилизационной подготовки; акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, платежные поручения. Однако судьи отметили, что данные документы подтверждают ведение строительных, монтажных работ, других работ для целей предпринимательской деятельности. А доказательства наличия в этих работах специальных признаков мобилизационных работ налогоплательщик в материалы дела не представил.

Полученные по госконтракту на выполнение работ по мобилизационной подготовке средства = доход от реализации?

Возможны ситуации, когда предприятие не несет расходов по мобилизационной подготовке, а наоборот, получает средства в соответствии с государственными контрактами на выполнение работ по мобилизационной подготовке.

Как показывает практика, налоговая инспекция может посчитать, что эти средства должны учитываться в качестве дохода от реализации при определении налогооблагаемой прибыли. В качестве примера можно привести Постановление ФАС ДВО от 09.04.2014 № Ф03-1033/2014 по делу № А73-5792/2013, где рассматривался налоговый спор с участием ФГУП, выполнявшего такой госконтракт.

Однако судьи посчитали, что выполнение налогоплательщиком работ в рамках государственных целевых программ не соответствует понятию реализации, установленному ст. 39 НК РФ.

При этом выполнение предприятием работ по мобилизационной подготовке обусловлено обязанностью, возложенной на него п. 1 ст. 9 Федерального закона № 31-ФЗ. Названная деятельность связана исключительно с реализацией государственных функций по поддержанию обороноспособности страны.

Согласно п. 1 ст. 14 указанного закона финансирование работ по мобилизационной подготовке является расходным обязательством Российской Федерации, то есть компенсируется из средств бюджета в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Из изложенного следует, что выполнение обозначенных работ в силу прямого указания закона не является предпринимательской деятельностью, поскольку законодательно установленная обязанность осуществления расходов на мобилизационную подготовку не направлена на извлечение доходов и не связана с передачей результатов работ (услуг) на возмездной и безвозмездной основе.

Источник

Поделиться с друзьями
Электрика и электроника
Adblock
detector