Культурные ценности как регуляторы

Культурные ценности как регуляторы

Педагогический аспект социально-культурной деятельности состоит в регулировании процессов культуры социальных отношений. Сам процесс осуществляется в различных формах, включая и досуговую деятельность, направленную на решение культурно-образовательных задач. Сегодня социально-культурная деятельность как процесс формирования культуры социальных отношений может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации и воспитания личности. От того, на каких ценностях акцентирует свое внимание педагог, зависит, в каком направлении будет осуществляться воспитательный процесс.

Значительный вклад в разработку проблем аксиологии внесли В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Смоленцев, В.А. Ядов и др. Ценности как регуляторы сознания, поведения и деятельности личности, их структура, классификация явились предметом исследования Б.Г. Ананьева, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др.

Проблеме ценностных ориентаций посвящены исследования социологов, психологов, педагогов, культурологов Ж.С. Мамедовой, Л.В. Радиной, С.В. Мерзляковой, Л.Х. Нагоевой, Л.В. Брик, И.Г. Биченко, А.Н. Мушкировой, М.Я. Курганской, О.В. Горшковой, В.А. Виноградовой, М.А. Конькова, С.С. Цороева и др.; вопросы освоения культурных ценностей в сфере социально-культурной деятельности представлены в работах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, И.Н. Ерошенкова, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Сукало, Н.В. Шарковской и др.

Категория ценности – категория междисциплинарная: социологи считают ее категорией социологической; философы – философской категорией. Идеи аксиологии как учения о ценности разрабатывались в исследованиях представителей различных философских школ: неокантианцев (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), приверженцев феноменологии (Н. Гартман, М. Шеллер и др.), отечественных философов конца XIX – начала XX в. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др.).

В исследованиях современных философов (Е.А. Ануфриева, Л.П. Буева, А.М. Коршунова и др.) выявляется соотношение категорий «ценность» и «общество», «ценность» и «общественные отношения». Теория ценностей рассматривается в тесной связи с теорией личности. Существует более 400 определений понятия «ценность», но они не противоречат друг другу.

Конкретные функции ценностей в жизни общества и человека выделил В.А. Нечаев [8], который справедливо считает, что ценность – это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. Н.Д. Никандров высказывает мнение о нецелесообразности обособления трех раздельных «подходов» или «уровней»: религиозного, житейского и пути обращения к ценностям фундаментальным [10].

Исследуя проблему гражданского воспитания, мы выделяем гражданские ценности, к которым относим: патриотизм, гражданственность, активность, ответственность, независимость убеждений, демократизм, толерантность и др.

Категория «ценность» имеет все основания быть интерпретированной в педагогическом смысле. С.Н. Кулаков отмечает, что педагогику интересует не устоявшийся факт, не результат житейского опыта, а моделирование, проектирование результатов определенного воспитания [8, с. 22]. Педагогика и гражданское воспитание, по мнению И.М. Дуранова, связаны, прежде всего, с духовными ценностями, при этом первостепенное значение имеют нравственные и познавательные ценности [7]. Н.А. Бердяев сосредоточил внимание на нравственных ценностях в работе «Философия свободы» [2]. Для него человек представляет собой абсолютную ценность, а всякое его творчество представляет собой значимость, то есть ценность. При этом нравственные ценности связываются с ее правами и обязанностями.

Ценность, по мнению М.М. Бахтина, выступает как эмоционально-волевой тон отношений к предмету; его функция состоит в установлении единства личности с предметом ценности [1, с. 90]. Очевидна взаимосвязь ценностей и культуры, ценностей и духовной деятельности. Ценность как междисциплинарная категория выражает положительную значимость объектов окружающего мира для человека. Ценности изменяются с возрастом и обстоятельствами жизни. Под ценностями мы понимаем ценности культуры нравственных отношений.

Культура – содержательная основа образования личности – представляет безусловную ценность, прежде всего культуру социальных отношений, включая нравственные, правовые, политические, эстетические, экологические нормы отношений.

Природа ценности неоднозначна, ее сущность и содержание учеными трактуются по-разному, что и привело к необходимости систематизации основных ценностных категорий. Мы согласны с утверждением ученых (А. Маслоу, А.Б. Орлова, К. Роджерс и др.), что универсальные ценности лежат в самом человеке, его субъектном опыте.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников считают наиболее распространенными социально-культурные ценности (искусственные и естественные; материальные и духовные; социальные и индивидуальные). Новый научный взгляд на мир должен привести к активной позиции: к установке лучше понять эту систему ценностей. Не будет преувеличением сказать, что наша современная планетарная система находится в очередной точке выбора дальнейшего пути развития.

Ценности являются компонентами человеческой культуры, наряду с идеалами и нормами являются относительными ценностями. Норма – правило поведения в определенной ситуации. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Эти понятия взаимосвязаны, и если что-то будет меняться, то будет меняться и картина образа жизни в целом. Образ жизни зависит от норм, ценностей и морали данной группы людей.

Анализ педагогических исследований Г.Я. Гревцевой [3-6], М.Е. Дуранова [6], М.В. Циулиной [13; 14] и др. показывает, что к личностным ценностям, имеющим социальную, прежде всего гражданскую направленность, следует отнести: любовь к родному краю, семье, народу; гражданский долг, профессиональную компетентность и т.д. Ценности могут быть целью и средством воспитания. М.В. Циулина рассматривает «патриотизм как результат освоения традиционных ценностей своего народа, своей культуры» [13, с. 47].

Социальные ценности – «важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающий общую стратегическую линию такой регуляции» [12, с. 534].

Гражданственность представляет собой социальную ценность для развития общества и личности. Уровень гражданственности становится важным критерием определения цивилизованности общества и играет ведущую роль в становлении государственности [5].

А.И. Стронин [11] трактует гражданственность как единство предания, обычая и нравственных качеств человека. Он изучал также вопросы соотношения цивилизации и культуры, менталитета: понимание чести, храбрости, подвижничества и др. Особого внимания заслуживают его размышления о свободе, равенстве.

Нравственные ценности (добро, милосердие, честность и др.) в единстве с другими ценностями создают сложный мир духовных образований. Нравственность побуждает человека к этическому поведению.

Придерживаясь классификации В.А. Ядова [16], в которой выделяются ценности-нормативы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства, гражданские ценности мы относим к социальным ценностям. Гражданские ценности это социальные ценности: идеал законопослушного гражданина-патриота, компетентного налогоплательщика, активного избирателя, грамотного потребителя, добросовестного и ответственного работника, семьянина [6].

В новой системе ценностей приоритетными должны стать семья, здоровье, труд, любовь, сохранение окружающей среды, достоинство личности, профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность, законопослушность и т.д.

Ценностные ориентации – одно из личностных образований, определяют отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, регулируют поведение, позволяют найти смысл и цель жизнедеятельности. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности.

Социологическое направление в изучении ценностных ориентаций представлено в трудах А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Психологический аспект ценностных ориентаций раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Рубинштейна и других. Система образования помогает человеку определить свое место в мире, ценности, на которые он должен ориентироваться, и от образования в первую очередь зависит перспективный взгляд на ход мирового развития. Поэтому формирование нравственности является одной из основных задач высшей школы и образования в целом.

С культурологических и педагогических позиций процесс воспитания и обучения можно определить как вхождение личности в современную социально-культурную среду, в мир культуры и культурных ценностей. Будущий специалист должен обладать не только специальными знаниями и навыками, общими профессиональными умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его профессиональной деятельности, уметь сознательно контролировать результаты своей деятельности.

На необходимость формирования ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи обращается внимание в нормативных документах, отражающих ключевые принципы и направления государственной образовательной политики России.

Профессионально-этическая культура является составной частью профессиональной культуры, требующей целенаправленного формирования. Л.М. Шарова [15] к ее функциям относит: интегративную (единство процесса создания ценностей и их освоения); регулятивную (систему профессионально-этических ценностей, являющуюся регулятором социально-педагогических отношений), нормативную (нормы культуры социальных отношений как ценности регулируемых межсоциальных и межличных отношений); образовательно-воспитательную (через формирование качеств личности, взаимодействие участников). Приобщение студенческой молодежи к этическим нормам как социально-культурным ценностям осуществляется в процессе изучения многих учебных дисциплин и педагогики.

Важной особенностью процесса социокультурного образования личности является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Источником социокультурного образования и нравственного становления личности является опыт ее деятельности. Поэтому задача педагога включить воспитанников в разнообразную творческую деятельность, создать среду, которая: 1) предусматривает в центре образования личность, ее индивидуальное развитие; задача взрослого при этом – оказывать педагогическую поддержку; 2) способствует формированию в процессе образования демократических принципов в отношениях между людьми: взаимного уважения прав и свобод друг друга, умения вести диалог, конструктивного разрешения конфликтов, нетерпимого отношения к нарушению прав ребенка; 3) строит воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности; 4) создает ситуации выбора, учит осуществлять выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за принятое решение.

Социокультурное образование в процессе социально-педагогической деятельности выступает важным фактором приобщения студентов к ценностям искусства. Искусство имеет мощный этико-эстетический потенциал образования личности, ее приобщения к социально-культурным ценностям. Осуществляя образование личности, мы приобщаем наших воспитанников к ценностям культуры. Ценности личности проявляются в идеалах, установках, убеждениях, деятельности, связанной с духовными, нравственными ценностями. Обратимся к понятию «ценностные ориентации». Подходы ученых к сущности данного понятия разнообразны. Но все единодушны в том, что содержание ценностных ориентаций человека обуславливают ее направленность, определяют его позицию человека к явлениям окружающей действительности.

Взаимосвязь ценностей проявляется в искусстве. Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они «создают возможность войти внутрь «жизни», пережить «кусочек жизни» (Б.М. Теплов). Самый благодарный путь приобщения к культурным ценностям – возрождение традиций, обычаев, погружение в истоки национальной культуры. Поэтому не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщить молодежь к народной культуре – одна из задач обучения и воспитания.

Сказки, легенды, предания, обряды, детские прибаутки, пословицы, поговорки – все эти виды устного народного творчества вошли в сокровищницу художественных творений русского народа. Особенно важно использовать народное искусство (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) с запечатленными в нем наглядными образами окружающих предметов и явлений в доступной для познания человека форме. Осуществление художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности удовлетворяет интеллектуальную, познавательную потребность.

Говоря о ценности народного искусства в образовании личности, можно отметить его терапевтический эффект. Народное искусство доступно пониманию учащихся, содействует появлению чувства радости, удовлетворения. Гуманность, жизнеутверждающая основа, яркость образов и красок народного искусства вызывает у учащихся хорошее настроение. Большие потенциальные возможности в приобщении детей к национальным традициям кроются в народной музыке.

Музыкальное искусство, несомненно, является одним из средств трансляции культурных ценностей [9]. Музыка воспитывает эстетическую отзывчивость. Формирует направленность на познание мира, человека, действительности. Но воспитание средствами музыкального искусства предполагает учет индивидуальных особенностей личности.

Музыка – источник, способ развития человека, источник духовного общения, средство самовыражения, развития памяти, воображения, мышления и т.д. Народные музыкальные произведения (народные и колыбельные песни, частушки и др.) знакомят человека с традициями, обычаями и бытом русского и других народов, формируют гуманное отношение к миру.

Источник

Культурные традиции, нормы и ценности как регуляторы социального поведения человека

Артефакты и символы культуры

Вопрос 1. В культуре можно выделить материальные и духовные элементы. И те, и другие возникают как результат деятельности человека. Поэтому в предметах культуры порою трудно дифференцировать материальную и духовную стороны: как правило, «материя» одухотворена смыслом, а дух «является» в материальной оболочке. Ближайшим примером в данном случае может быть произведение искусства, исторический памятник, археологическая находка и многое другое. Тем не менее условное деление культуры на материальный мир и духовный мир возможно.

Материальная культура существует в предметной форме. Это вещи, предметы, свойства которых определяются человеческими потребностями, соответствуют определённой цели. Мир материальной культуры бесконечно разнообразен. В первую очередь это орудия труда, предметы быта, одежда и многие другие «подручные» и «вспомогательные» средства, которые окружают человека и служат целям человеческой деятельности. К материальной культуре относятся и те производственные отношения, которые складываются в процессе труда, обмена продуктами, товарами. К материальной культуре относятся материальные ценности: здания и сооружения, средства коммуникации и транспорт, сырьевые и энергетические ресурсы. Обработанные земельные ресурсы (сельскохозяйственные поля, луга, лесные угодья, парковые зоны) также входят в материальную культуру. К материальным ценностям относятся памятники, археологические объекты, природные заповедники.

Уровень развития материальной культуры различен на каждом историческом этапе. Богатство и разнообразие материальной культуры связано с богатством и разнообразием форм труда, преобладающим типом производства, наличием средств механизации, автоматизации производственных процессов и многими другими факторами.

Духовная культура тесно связана с материальной и включает в себя всю совокупность результатов духовной деятельности и различные формы этой деятельности. К элементам духовной культуры относят наиболее ранние её формы – религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека. Эти элементы духовной культуры возникали вместе с возникновением первобытных коллективов (племена), получали выражение в языке, жестах, в ранних формах искусства (наскальные рисунки, культовые фигуры, орнаменты и т.д.). К зрелым элементам духовной культуры относятся искусство, религия, мораль, научные знания, политические идеалы.

Обратим ещё раз внимание на то, что различие между духовной и материальной культурой достаточно условно. Те не менее можно утверждать, что ценности духовной культуры, в отличие от орудий труда, средств производства, технических изобретений, не подвержены моральному старению. Общеизвестно, что, например, шедевры мирового искусства сохраняют своё значение в качестве «образца» для многих поколений зрителей, слушателей, читателей. Очевидно, что потребность в духовном общении, обращении к прошлому культуры у человека безгранична. Кроме того, знакомство с произведениями искусства, философскими концепциями, размышлениями на темы морали и религии часто помогают найти ответ на сложные, неоднозначные проблемы современной жизни.

Проявлениями духовной культуры выступают обычаи, традиции, нормы, ценности.

Обычай выступает древнейшим регулятором социального поведения человека. Возникновение обычаев связано с образом жизни, условиями быта, особенностями природной среды. Обычаи – это привычные, часто неосознаваемые образцы поведения. Обычаи воплощаются в языке пословиц, поговорок, в произведениях фольклора, обрядах и ритуалах. Например – комплекс свадебных обычаев и обрядов представляет из себя театрализованное действие (всем известно выражение «играть свадьбу»), где у каждого участника своя роль. Свадебное действие предполагает использование многих предметов, имеющих символическое, ритуальное значение. Например, свадебный костюм жениха и невесты, вышитые рушники, украшенный хлеб и соль.

Традиция – устойчивый элемент социального опыта, который передаётся от поколения к поколению. Отбор и закрепление традиций происходит на протяжении многих веков, поэтому традициями служат те элементы опыта, которые способны служить образцом нравственного поведения для многих поколений. Различные страны и народы на протяжении веков поддерживали и развивали героические традиции. Например, культ героев, рассказы о подвигах предков – обязательные элементы мифологии и национального эпоса. Мотивы патриотизма, уважения к прошлому своего народа, стремление сохранить память о защитниках Отечества – элементы народного и профессионального искусства.

Нормы – ситуативные правила, которые регулируют отдельный поступок или действие. Нормы выделяются из обычаев и существуют самостоятельно. Древнейший образец нормы – библейские «Десять заповедей», которые носят запретительный характер («не убий», «не укради» и т.д.).

Ценности – наиболее сложный элемент духовной культуры. Ценность связана с субъективной оценкой, ценность выражает личный интерес, личное предпочтение, индивидуальный выбор. Поэтому в духовной культуре существует «шкала ценностей»: нравственные, религиозные, художественные, политические ценности. Каждый человек свободен в выборе приоритетных для себя ценностей. Более того, каждый человек может создать собственную «шкалу ценностей», где на первом месте будут личностно окрашенные приоритеты (например, приоритет здорового образа жизни, приоритет честного предпринимательства, приоритет семейно-родственных ценностей).

Ценности нередко персонифицируются. Это означает, что та или иная ценность обретает выражение, наполняется конкретным содержанием благодаря жизни и деятельности отдельного человека (святого, вождя, героя, писателя-классика). В свою очередь, такой человек становится символом: нравственности (писатель N. – «совесть нации»); жизненного успеха (известные предприниматели, политики, спортсмены, киноактёры).

Классификация духовной культуры на обычаи, традиции, нормы, ценности не является единственно возможной. Исследователи теории культуры выделяют две формы существования духовной культуры: массовую и элитарную.

Массовой культурой принято называть такую, которая служит удовлетворению духовных потребностей «массы», то есть большинства людей. Массовая культурная продукция производится и тиражируется в огромных количествах, отличается внешней яркостью, привлекательностью и занимательностью. Произведения массовой культуры позволяют публике отдохнуть, расслабиться, развлечься и в то же время узнать нечто новое, ранее неизвестное. Типичные жанры массовой культуры – детективы, вестерны, мелодрамы, мюзиклы, комиксы, телесериалы. Типичные герои произведений массовой культуры – полицейские-детективы, детективы-любители, мастера восточных единоборств, герои древних мифов, сказочно-фантастические герои.

Элитарная культура предназначена для небольшого круга ценителей и знатоков искусства. Но это вовсе не означает, что произведения элитарной культуры обязательно отмечены глубоким содержанием и способствуют формированию высоких духовных качеств у зрителей (читателей, слушателей). Не нужно забывать о том, что произведения современного искусства (как элитарного, так и массового) создаются для продажи. Коммерческий успех, большой тираж, состоятельные покупатели – главный показатель ценности художественных работ многих современных авторов. Таким образом, художественная ценность многих произведений элитарного искусства подменяется денежной стоимостью, которая, в свою очередь, зависит от рекламы, PR-акций и других рыночных технологий.

Источник

Ценности и нормы как регуляторы

Общественной жизни. Идеалы и их сущность

И назначение в обществе.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. При этом, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Так, один учится, чтобы больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков. Важнейшим моментом социализации личности является ее самоактуализация.

Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

Т. Парсонс отмечал, что ценность – это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы. Однако надо заметить, что культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы, музыки, а также технологические и другие навыки; во-вторых, ценность и признанные образцы поведения могут не совпадать, например проституция в ряде культур является признанным образцом поведения, но не является ценностью.

В любом обществе действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на развитие общественных отношений. Эти регуляторы определяют поведение людей, их объединений, вводят его в те или иные рамки, упорядочивают общественные отношения.

Среди регуляторов принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. Нормативные регуляторы устанавливают четкие рамки поведения людей, содержат одинаковый масштаб (эталон) поведения, т.е. норму. Нормативные регуляторы обеспечивают определенное состояние общественных отношений, в том числе и с помощью мер социального принуждения. К нормативным регуляторам относятся: нормы права, морали, религиозные, корпоративные нормы, обычаи (в том числе деловые обыкновения) и др.

Среди ненормативных регуляторов выделяют ценностный, директивный и информационный. Ценностный регулятор воздействует на общественные отношения с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, которые формируются в культуре общества, отдельных народов, наций, в профессиональной среде, возрастных группах и т.д. Это один из древнейших регуляторов в человеческом поведении.

Директивный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы посредством директивы, приказа, указания. Такой регулятор оказывал огромное влияние на жизнь советского общества в период существования административно-командной системы.

Информационный регулятор означает воздействие на общественные отношения и процессы с помощью средств массовой информации, которые способны придать тем или иным поступкам и действиям положительное или отрицательное значение. Влияние информационных регуляторов на жизнь общества огромно: они по существу создают стереотипы поведения, по-разному оценивают различные политические и правовые ситуации и т.д.

К важнейшим элементам человеческой культуры относятся нормы, совокупность которых называют нормативной системой культуры. Правила, которые разрешают или запрещают что-либо делать, существуют в любом обществе. Нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны). Они указывают на то, где, как, когда и что именно человек должен делать, что говорить, думать, чувствовать и поступать в конкретных ситуациях.

Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной, если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные.

Социальные нормы можно разделить на несколько видов:

· нормы морали, то есть такие правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т.д.; их нарушение встречает осуждение в обществе;

· правовые нормы, формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой; правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна; в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;

· религиозные нормы — правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями;

· политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством и т.п.;

· эстетические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном и т.д.

Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Особенность идеала заключается в том, что он принципиально недостижим и представляет собой только идею регулятивного порядка. Он указывает скорее направление на цель, чем создает образ самой цели, и поэтому руководит человеком скорее как чувство верного направления, чем как ясный образ результата.

Важной философской проблемой является проблема соотношения идеала и реальности. Любая наука и философия рассматривают мир таким, каким он дан в действительности, а не таким, каким он кажется человеку, в каком значении предстает перед ним. Реальная действительность никогда идеальной не бывает, в ней всегда наряду с добром присутствует зло. Идеал же выступает как некое требование, долженствование. Независимо от того, в какой мере идеал осуществлен реально, он сам по себе остается абсолютным. Поэтому он и идеал.

Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, с целью, которые выступают в качестве образца, эталона. Люди постоянно соизмеряют действия со своими целями и общепризнанными нормами. Вместе с изменением ценностной шкалы, выдвижением новых идеалов социокультурного плана изменяются и нормы.

Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. Жизнь человека – ценность, а её охрана – норма. Ребенок – ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма. В свою очередь особо значимые нормы становятся ценностями. В статусе идеала или эталона культурные нормы – ценности, особо уважаемые и почитаемые представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Функциональные различия между нормами и собственно ценностями как регулирующими инстанциями в том, что ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, ибо, во-первых, норма не имеет градаций: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности. Во-вторых, конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью, одномоментно; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она, как правило, строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Наконец, эти механизмы выполняют, как правило, различную ролевую функцию в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности. Ценности, выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности; нормы же – это тот средний «оптимум», перешагнув границы которого личность рискует оказаться попасть под действие неформальных санкций. В любом обществе ценности оберегаются. За нарушение норм и попрание ценностей полагаются всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. При этом оценивание происходит с позиции своей культуры, следовательно, собственная система ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отчета для хорошего и плохого.

Что лежит в основе универсального и специфического в природе ценностей? Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит и от их идеи индивидуальных или групповых установок.

Нет культуры, где не оценивались бы отрицательно убийство, ложь или воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости ко лжи и воровству (в одних культурах в качестве наказания отсекают руку, в других – лишают свободы).

Ценности, распространенные повсеместно и одинаковые или весьма сходные по содержанию, усваиваются всеми культурами как необходимая часть; они вечны и обязательны для всех обществ и индивидов. Но «одеты» эти ценности в специфические культурные «одежды», т. е. конфигурация ценностной системы, соотношение и взаимодействие элементов внутри нее являются продуктами той или иной культуры.

Как изменяются ценности? Какие факторы на это влияют? Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти подмена «своих» ценностей «чужими». Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Ценности как на уровне личности, так и на уровне социума, обнажаются в ситуации кризиса (индивидуального или группового – смерть, пожар, бедствие) или конфликта (семейного, военного, социального, политического и т. п.). Э. Дюркгейм ввел понятие «аномии», обозначающее состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии общества, когда старые социальные нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. «Прежние Боги стареют или умирают, а новые не родились» (Э. Дюркгейм, «Социология»). Именно это состояние описывает Йохан Хейзинга в «Осени Средневековья», представляя картину страданий и смятения конфликта ценностей уходящей культуры и возникновения в результате новых форм социокультурной реальности.

Япония оказалась, может быть, единственным исключением в современном мире, где дух целостного мировосприятия, сформировавшийся в неспешном Средневековье и отразившийся в традиционном художественном творчестве, не оказался вытесненным научно-технической революцией и массовой культурой.

Между тем ценности любой культуры невозможно изменить ни доказательствами их несостоятельности, ни демонстрацией более привлекательных ценностей. «Мутация» ценностей происходит сравнительно медленно даже при целенаправленном мощном воздействии, а исчезают они только вместе с исчезновением самой культуры.

Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение.

Источник

Поделиться с друзьями
Электрика и электроника