Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии
Регулирование общественных отношений является основой стабильности государственных процессов, однако такое регулирование должно носить всеобщий, нормативно-правовой характер. Правовое регулирование основано на правовых нормах и фактах, обязанностях и правах субъектов государства, мерах воздействия и законности посредством запретов, обязываний или дозволений. Регулирование сферы права возможно как в индивидуальном, так и в общем порядке.
Воздействие на общественные массы нормами и средствами права с целью социального развития и упорядочивания.
Стадии общественного регулирования:
- Общественная регламентация в форме актов права (теоретическая основа);
- Возникновение прав и обязанностей, субъективного характера, членов общества;
- Реализация возникших прав и обязанностей, субъективного характера.
Типы регулирования общества:
- дозволительный (запреты гражданского права): разрешено все, кроме законодательно запрещенного;
- разрешительный (дозволения административного права): запрещено все, кроме законодательно разрешенного.
Методы регулирования общественной жизни
Ссистема приемов воздействия правовых отраслей на отношения в обществе.
Выделяют два метода регулирования:
- императивный: отношения складываются на основании предписаний нормы в праве;
- диспозитивный: относительная самостоятельность участников правоотношения в решении отдельных вопросов («если договором не предусмотрено иное»).
Способы регулирования сферы права:
- дозволение: наделение участника отношений определенным видом права на совершение действия (право пользования собственника квартиры);
- обязывание: определение обязанностей для лиц в форме обременения (необходимость регистрации имущества);
- запрет: предписание не совершать конкретного действия (привлечение отдельной категории трудящихся к той или иной работе);
- иные способы (предупреждение, стимулирование).
Предел регулирования в праве
Установленные для нормативного вмешательства, в общественные связи, границы органов власти.
Верхний предел не регулируется законом государства и находится в рамках волевых, контролируемых и социальных отношений. Нижний предел является показателем необходимости регулирования сферы права.
Эффективность регулирования права – результат государственных мер в сфере общественных отношений относительно поставленной цели.
Способы повышения правовой эффективности:
- совершенствование структуры правотворческого процесса;
- улучшение методов правопримительного воздействия;
- расширение спектра воздействия культуры права.
Заказать учебную работу
Источник
Понятие регуляторов общественных отношений. Виды социальных регуляторов
Понятие регуляторов общественных отношений. Виды соц. регуляторов.
В любом обществе исторически складывается и действует с-ма регуляторов, которые воздействуют на развитие общ. отношений, на поведение людей. Уже в первобытном общ. действовали свои регуляторы – с-ма мононорм, регулирующие значимые для жизни родовой общины наиболее важные общ. отношения.
Регулятивная с-ма – поведение индивида опред. соц. норм: — это нормы нравственные, религиозные, групповые, этические, эстетические, правовые – все они объединены в одну группу т.к. обладают общ. свойствами:
1) явл. соц. регуляторами, поскольку упорядочивают поведение людей и коллективов.
2) Имеют одинаковую внутреннюю структуру : а) гипотеза (указание на условие их действий и круг лиц на которых норма распространяется. Б) диспозиция т.е само правило поведения (указывает на то, что делать нельзя, что делать можно, что делать обязано. В) Санкция – часть нормы которая содержит указанич на возможность наступления неблагоприятных последствий при нарушении соц. норм.
3) Повторяемость – это значит, что норма действует там и тогда, где возникает жизненная ситуация, совпадающая с ситуацией смоделированной в гипотезе.
4) Соц. норма не имеет Индивидуально определенного адресата. Т.е. адресат соц. нормы определен с помощью типовых признаков (гражданство, место нахождения, пол, состояние здоровья, возраст, служебное положение и т.д. )
5) Все соц. нормы обязательны в силу наличия в их структуре Санкций.
Санкция реализуется авторитетом который установил ту или иную соц. норму.
Содержание санкции может варьироваться от общественного осуждения (за нарушение норм морали, до смертной казни за нарушение норм права).
Социальные регуляторы — которые рассчитаны на упорядочивание неограниченного круга лиц.
Индивидуальные регуляторы – т.е. упорядочивает поведение конкретного лица (индивидуально или поименованной группе).
В регулятивной с-ме принято выделять нормативные (правовые) и ненормативные соц. регуляторы:
Правовые нормы – обладают всеми свойствами, занимают в регулятивной под си-ме центральное место и играют решающую роль в силу особенностей:
1) это единый вид соц. норм защищаемых от нарушений гос-вом;
2) Правовые нормы обладают свойствами общеобязательности, т.е. в отличии от иных видов соц. норм, они имеют максимально широкий круг адресатов;
3) Соц. нормы формализованы т.е. обладают, четкими процедурами создания, изменения, отмены и применения;
4) Правовые номы – обладают иерархией (соподчиняются друг другу исходя из совей юридической силы) в свою очередь юридическая сила правовых норм зависит от авторитета органа который создал эту норму.
Регулирующие воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить обществ. Отношения, достичь определенного их состояния, в т.ч. с помощью мех. соц. принуждения. Соц. принуждение может б.:
— государственным, применяемым в случает нарушения норм права.
— моральным, которое выражается в общ. осуждении нарушения норм нравственности и этических норм.
— со стороны общ. объединений, которое выражается в общ. осуждении нарушения норм нравственности и этических норм.
— со стороны миррового сообщества – в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.
Нормы права объединены в с-му, которая объективно отражает с-му общ. отношений (т.е. каждому виду общ. отношений соответствует своя группа правовых норм)
Правовые нормы носят представительно обязывающий характер т.е. если одна из норм наделяет субъект правомочием, то другая правовая норма налагает на суб. обязанность выполнить требования уполномочивающего субъекта.
Источник
Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы
2015-10-16
6108
В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы – система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины, наиболее важные общественные отношения.
Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в установленные рамки, упорядочивать.
В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы.
К нормативному относится регулирование посредством норм, т. е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений.
Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.
Социальное принуждение может быть:
государственным, применяемым в случае нарушения норм права;
моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм;
со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т. е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;
со стороны мирового сообщества – в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.
Кроме средств принуждения, в социальном регулировании используются методы стимулирования, рекомендации, поощрения и др.
Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно‑технические нормы и др. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай;судебный прецедент;правовая доктрина. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.
Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов – ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.
Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно‑ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.
Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой‑либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно‑командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования и др.
Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информации (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т. е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.
Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.
Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.
У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.
Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы и др.
Источник