Меню

Датчик регулятора холостого хода заз шанс

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

Итак, для самостоятельной диагностики ЗАЗ SENS (Chance) и настройки холостого хода нам потребуются:

1. Компьютер (ноутбук или нетбук) с полноценным USB разъёмом под управлением операционной системы семейства Windows (либо устройство на базе ОС Android в случае если планируется использование ELM327)
2. USB K-LINE АДАПТЕР . Лично я рекомендую «ORION» USB to OBD-II по ряду соображений, в числе которых наличие у него универсального «хвоста», с помощью которого можно подключиться в том числе к диагностической колодке GM-12, применяемой на автомобилях ЗАЗ до 2009 года включительно (более дешёвые аналоги можно подключать только к диагностической колодке OBD-II, а для колодки GM-12 потребуется дополнительно переходник). Приобрести его можно непосредственно у производителя . После покупки адаптера необходимо так же установить для него драйвера.
3. Соответствующее ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ . Рекомендую KWP_D от «A2». Тем, же кто решил «на свой страх и риск» воспользоваться беспроводным китайским адаптером на помощь придёт OpenDiag Free.

Для подключения к ЭБУ необходимо соединить k-line адаптер с диагностической колодкой (она находится в районе правой ноги водителя). В случае с автомобилем моложе 2009 года — просто соединяем адаптер с OBD-II колодкой. В случае с автомобилем старше 2009 года подключаемся с помощью «хвоста», поставляемого в комплекте с «ОРИОНом» (либо докупаем переходник на GM-12 при использовании другого диагностического адаптера).

В используемой программе необходимо вручную указать номер порта адаптера и тип ЭБУ (в нашем случае «МИКАС-10.3»). Далее — включаем зажигание и жмём кнопку «Пуск» («Установить связь») в программе.

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

Типовые параметры для 1.3 мотора (у 1.5 моторов параметры будут несколько иными):

ОБОРОТЫ ХХ (при tОЖ 89’C) = 900 об\мин (870 — 950)
ПОЛОЖЕНИЕ ДРОССЕЛЯ при не нажатой педали акселератора = 0,0 % (0.0 — 0.2)
ВРЕМЯ ВПРЫСКА (на ХХ, при tОЖ 89’C) = 3.80 мс (3.75 — 4.30) при многоточечном впрыске либо 2.20 мс (1.95 — 2,40) при попарном
ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА (на ХХ, при t ОЖ 89’C) = 290 мм. рт. ст (270 — 320)
ПОЛОЖЕНИЕ РХХ (на ХХ, при t ОЖ 89’C) = 33 (30 — 35)

Чтение ошибок затруднений вызвать не должно: для этого в KWP_D нужно выбрать вкладку «Коды». Особое внимание уделяем ошибкам по ДК1 (обрыв цепи, потеря активности). Зелёным цветом на рисунке ниже подчёркнуты ошибки, не всегда означающие неисправность (на которые можно не обращать внимания при их обнаружении ):

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

ШАГ 1: РЕГУЛИРУЕМ CO XX
В стандартных прошивках смесь режима ХХ обеднённая, что приводит к волнообразной «раскачке» оборотов после окончания действия добавочных поправок к топливу. В ЭБУ семейства «Микас» (7.6\10.3) предусмотрены программные коэффициенты регулировки CO раздельно для рабочего режима (CO GL) и для холостого хода (СО ХХ). Доступ к коэффициентам осуществляется через вкладку (окно) «Управление». В случае с KWP_D значение коэффициента (по умолчанию = 50) прописывается в поле «СО ХХ», после чего действие подтверждается нажатием соответствующей кнопки. Ошибку «блок управления не поддерживает данную функцию» (в случае её появления) просто игнорируем .

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

СО регулируем на прогретом моторе по давлению воздуха : по мере того, как Вы будете прибавлять значение коэффициента (обогащать смесь) — давление будет падать, но потом (примерно через 15-20 единиц) — начнёт расти (наступит переобогащение).

Наименьшее давление воздуха в режиме холостого хода достигается при соотношении воздуха и топлива в пропорции

14.5 к 1, но нам эти цифры ни к чему, важно понимать: всё что меньше и всё что больше — есть плохо

Момент начала переобогащения (когда давление в процессе прибавки CO начнёт расти) необходимо зафиксировать и запомнить значение коэффициента, после чего убавить его на пять единиц: к примеру, у нас исходно коэффициент был равен 50, до 65 давление — падало, а после 70 вновь стало расти, следовательно необходимо оставить 65 единиц (+\- единица). При исправных форсунках так же можно ориентироваться собственно на время впрыска, но я рекомендую отталкиваться от давления, так как на автомобиле с пробегом пропускная способность форсунок может отличаться от номинальной.

Автомобили третьего и четвёртого экологического класса могут быть укомплектованы блоком управления М114 с ПО 02.33.151 R41 (и выше), реализующим подачу топлива на холостом ходу по датчику кислорода. В этом случае перед регулировкой датчик кислорода необходимо отключить (физически, разъединив провода под капотом) и подключить обратно уже после регулировки. Если после подключения датчика появляется рецидив в виде нестабильности холостого хода — скорее всего датчик нуждается в замене (либо в программном отключении).

Для попарного режима работы форсунок коэффициент коррекции времени впрыска в режиме ХХ всегда будет на

10 единиц больше, чем для распределённого. Так, если на автомобиле с датчиком фаз CO XX получили (к примеру) в 60 единиц, при переходе на попарный впрыск нужно будет прибавить на 10 единиц.

ШАГ 2: РЕГУЛИРУЕМ ДРОССЕЛЬНУЮ ЗАСЛОНКУ
Для этого необходимо отследить положение РХХ на холостом ходу при прогретом двигателе и при неработающем вентиляторе охлаждения.

Дроссельная заслонка, открываясь и закрываясь, изменяет проходное сечение дроссельного патрубка. Этим обеспечивается поступление объема воздуха, необходимого для полного сгорания топлива в двигателе. Но и будучи закрытой, при полностью отпущенной (не нажатой) педали акселератора («газа»), заслонка должна пропускать некоторое количество воздуха, необходимое для работы прогретого двигателя на холостом ходу. Такое положение заслонки называется «начальный угол открытия дроссельной заслонки»; производительность закрытой заслонки называется «пропускной способностью условно-закрытого дросселя». Если угол слишком большой — обороты двигателя при сбросе «газа» будут «зависать», а при движении на пониженной передаче будут наблюдаться рывки и подёргивания. Если угол слишком маленький — при сбросе «газа» обороты двигателя будут падать ниже оборотов холостого хода («провал»), и двигатель даже может заглохнуть.

На автомобилях Lanos, Sens и Chance применяются различные дроссельные патрубки, но у всех есть регулировочный винт упора привода дроссельной заслонки.

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

Положение должно быть между 30 и 35 шагами для 1.3 двигателя (МеМЗ 307) либо между 17 и 22 шагами для 1.5 двигателя (Daewoo A15SMS).

Bнимaниe , пoлoжeниe дpocceля дoлжнo быть 0.0%. Ecли показатель превышает значение 0,2% — блoк yпpaвлeния нe пepeйдeт в peжим xoлocтoгo xoдa и oтcлeживeть пoлoжeниe PXХ в тaкoм cлyчae бecпoлeзнo

Шаг РХХ не нужно пытаться изменить вручную , он задаётся блоком управления автоматически в зависимости от объёма поступаемого в ресивер воздуха и изменяется в режиме реального времени автоматически. Чем больше мы выставляем начальный угол открытия заслонки — тем меньшим делается шаг регулятора (и наоборот).
Если шаг РХХ на ХХ меньше допуска — устраняем ИЗБЫТОК воздуха в режиме ХХ:

1. Проверяем герметичность клапана продувки адсорбера. Для этого необходимо выключить зажигание (заглушить мотор), при помощи плоской отвёртки снять с дросселя шланг, приходящий от клапана и попробовать вдохнуть через этот шланг воздух. Если воздух проходит — клапан потерял герметичность и его необходимо заглушить. Для этого надеваем конец шланга обратно на дроссель и снимаем другой его конец с клапана. В этот конец шланга необходимо ввернуть болт М6 («на десять») и затянуть его хомутом.

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

2. Снимаем РХХ и проверяем наконечник на предмет ИЗНОСа. РХХ со следами износа подлежит замене. Для 1.3 мотора (МеМЗ-307) приобретаем РХХ 2112, для 1.5 мотора (Daewoo A15SMS) приобретаем РХХ 21203; регуляторы не взаимозаменяемы! При установке нового РХХ не забывайте его обучать: для этого после его установки включите и cpазy выключите зажигание, дождитесь щелчка главного реле, после чего снова включите и выключите зажигание.

Читайте также:  Регулятор донмет ар 40 4дм

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

3. Уменьшаем начальный угол открытия дроссельной заслонки упорным винтом привода заслонки. Для доступа к винту необходимо снять пыльник с 1.3 двигателя, открутить кронштейн крепления пыльника (на трёх болтах) и отсоединить тросик привода заслонки. Пределом для регулировки (в сторону уменьшения) служит начало подклинивания («закусывания») заслонки в корпусе дросселя при резком её закрытии.

Если шаг РХХ на ХХ превышает допуск — устраняем ДЕФИЦИТ воздуха в режиме ХХ:

1. Снимаем РХХ и проверяем наконечник на предмет наличия смолистых отложений. Грязный наконечник и отверстие в дросселе промываем аэрозолью «Очиститель карбюратора и воздушной заслонки».

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

При установке нового РХХ не забывайте его обучать: для этого после его установки включите и cpазy выключите зажигание, дождитесь щелчка главного реле, после чего снова включите и выключите зажигание. Для 1.3 мотора (МеМЗ-307) приобретаем РХХ 2112, для 1.5 мотора (Daewoo A15SMS) приобретаем РХХ 21203; регуляторы не взаимозаменяемы!

2. Увеличиваем начальный угол открытия дроссельной заслонки упорным винтом привода заслонки. Для доступа к винту необходимо снять пыльник (пластиковую облицовку) с 1.3 двигателя, открутить кронштейн крепления пыльника (на трёх болтах) и отсоединить тросик привода дроссельной заслонки.

ШАГ 3: КАЛИБРУЕМ ДРОССЕЛЬ
Если по каким-то причинам после регулировки при не нажатой педали акселератора («газа») положение дросселя отлично от нуля (превышает 0.2%) — необходимо откалибровать дроссель. Сделать это можно двумя способами: программно либо аппаратно.

Последовательность действий при программной (автоматической) калибровке дросселя:

1. Включаем зажигание, ждём когда лампа Check Engine потухнет или моргнёт
2. Нажимаем педаль акселератора («газ») до упора и плавно полностью её отпускаем
3. Выключаем зажигание и ждём щелчка главного реле (

30 секунд). При следующем включении зажигания ДПДЗ должен встать в 0.0%. но отнюдь не во всех прошивках работает адаптация нуля дросселя, так что в случае если ДПДЗ не «обнулился» — переходим к аппаратной калибровке.

Последовательность действий при аппаратной калибровке дросселя:

1. Снимаем ДПДЗ (отвинтив два болта и отсоединив колодку с проводами)
2. Растачиваем овальное «ухо» (отверстие крепёжного болта) до круглого; после такой доработки датчик приобретёт осевой люфт на не до конца закрученных крепёжных винтах.
3. Смещая датчик туда-сюда в пределах этого люфта можно «поймать» и зафиксировать крепёжными болтами положение, соответствующее 0,0%

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

Примечание: в процессе расточки датчика можно «перестараться», и получить не сбрасываемую ошибку «низкий уровень сигнала ДПДЗ». Чтобы этого избежать — отслеживаем соответствие начала открытия дросселя отклонению сигнала ДПДЗ от нуля: показания ДПДЗ должны отклоняться от нуля при малейшем открытии заслонки.

ШАГ 4: УВЕЛИЧИВАЕМ ОБОРОТЫ ХХ (до 900)
В KWP_D обороты вручную прописываются в строке «UFR_XX», после чего действие подтверждаются нажатием соответствующей кнопки. Ошибку «блок управления не поддерживает данную команду» (в случае её появления) просто игнорируем. Не стоит занижать обороты, пытаясь таким образом «сэкономить» бензин. Экономии Вы не добьётесь, а вот масляное голодание и самопроизвольную остановку мотора при переходе на нейтральную передачу — получите.

Теперь при работе на холостом ходу Ваш двигатель ведёт себя хорошо. Переход в режим холостого хода может быть и не идеальным, за это отвечают программные калибровки ЭБУ (устраняются остаточные дефекты переходных режимов заменой прошивки), но «раскачку», «зависание» оборотов и самопроизвольную остановку двигателя Вы только что победили, с чем я Вас поздравляю!

Если нормализовать холостой ход не получилось

Итак, Вы проделали всё в соответствии с описанным выше, но работа Вашего мотора на холостом ходу по-прежнему далека от идеала? Есть лишь одна непреодолимая преграда на пути к стабильному холостому ходу: подкачка воздуха в обход дроссельной заслонки в отдельно взятый(ые) цилиндр(ы). Прошу не путать этот дефект с «подсосом» (избытком воздуха в режиме холостого хода) так как избыток воздуха диагностируется по шагу РХХ (шаг будет занижен). «Подсос» в отдельно взятый цилиндр на шаг РХХ может никак не влиять, но вот состав смеси, особенно на минимальных (холостых) оборотах двигателя при этом начнёт «плясать» от цилиндра — к цилиндру. Появиться данный дефект может в четырёх случаях :

1. Повторное использование прокладки коллектора после демонтажа впуска. Никакие герметики не помогут: повторное использование прокладки НЕ ДОПУСТИМО! Проблема в данном случае решается заменой прокладки.

2. Установка фольгированной прокладки коллектора . Использование прокладки коллектора, изготовленной по такой технологии грозит целым букетом неприятностей. Как и в первом случае, проблема решается заменой прокладки на соответствующую требованиям производителя.

Самостоятельная диагностика ЗАЗ SENS (Chance)

3. Трещины во впускном коллекторе . Как правило, образуются в местах соединений. Выявляются либо дымогенератором, либо проливанием (простой водой). Через такую трещину воздух будет качать ближайший к трещине цилиндр.

4. «Подсос» воздуха через уплотнительное(ые) кольцо(а) форсунки(ок) . Самая неприятная, но довольно легко устраняемая неисправность. Собственно, устраняется заменой уплотнительных колец НА ВСЕХ форсунках так как велика вероятность, что при повторном использовании старых уплотнителей воздух после сборки начнёт(ут) качать уже другая(ие) форсунка(и)

Источник



Снятие, проверка и установка регулятора холостого хода Daewoo Sens

  • Ключ трещоточный
  • Карданчик для торцевых головок
  • Головка-бита крестовая
  • Динамометрический ключ
  • Мультиметр
  • Диагностический тестер «Аскан»
  • Линейка
  • Щетка нейлоновая

Детали и расходники:

  • Регулятор холостого хода Сенс 2112-1148300 (при необходимости)
  • Уплотнительное кольцо регулятора холостого хода 2112-1148376 (при необходимости)
  • Жидкость для очистки карбюратора
  • Моторное масло
  • Ветошь

Регулятор холостого хода (РХХ) установлен на дроссельном патрубке и состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана.
РХХ снимайте для его проверки/очистки или замены.

1. Отожмите фиксатор колодки жгута проводов и отсоедините колодку от регулятора холостого хода.

2. Перед тем, как проверить регулятор холостого хода, головкой-битой выверните два винта крепления регулятора к дроссельному узлу.

Запрещается прикладывать какое-либо усилие к регулятору, чтобы не повредить зубя червячного привода, а также опускать регулятор в чистящую жидкость или растворитель.

3. Извлеките регулятор из отверстия дроссельного узла.

Соединение уплотнено резиновым кольцом 1. Не пытайтесь вытянуть или вдавить клапан 2 регулятора, так как это может вывести регулятор из строя.

4. Переключите мультиметр в режим омметра и измерьте сопротивление между выводами «А» и «В» регулятора, а затем между выводами «C» и «D». Сопротивление должно быть в пределах 0,040–0,080 кОм.

На корпусе регулятора холостого хода нет обозначений выводов, но их расположение можно определить по соответствующим обозначениям на колодке жгута проводов.

При отклонении фактических значений от рекомендованных необходимо заменить регулятор холостого хода.

5. При замене регулятора на новый обратите внимание на расстояние L между концом иглы клапана и монтажным фланцем – оно должно быть не более 23 мм.

Если это расстояние будет больше, игла регулятора упрется в седло дроссельного узла и при затягивании винтов крепления регулятор будет поврежден. С помощью тестера «Аскан» установите размер 23 мм или замените регулятор.

6. Перед установкой регулятора очистите от загрязнений седло и воздушный канал в дроссельном узле, а также поверхность под уплотнительное кольцо регулятора.

Читайте также:  Кнопка включения дрели с реверсом регулятором оборотов

Запрещается использовать чистящую жидкость, содержащую метилэтилкетон.
Блестящие пятна на клапане или его седле не свидетельствуют о несооснос ти или деформации штока клапана.
Обратите внимание на наличие порезов, трещин или деформации уплотнительного кольца. При наличии по­вреждений кольцо необходимо заме­нить.

7. Смажьте уплотнительное кольцо моторным маслом и установите регулятор в порядке, обратном снятию. Винты крепления регулятора затяните моментом 3-4 Н·м.

В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Фото деталей и расходников
  • Качественных фото ремонта

Источник

Система регулирования холостого хода Daewoo / Chevrolet / ZAZ Lanos / Sens

3. Система регулирования холостого хода

Напомним, что задачей данной системы является поддержание оборотов двигателя на холостом ходу в заданном диапазоне. Которые зависят от температуры охлаждающей жидкости. Благодаря работе этой системы включение мощных энергопотребителей (таких как электровентилятор системы охлаждения, кондиционер, дальний свет) практически не сказывается на работе двигателя. Владельцам впрысковых автомобилей нередко приходится сталкиваться с проблемами, которые вызваны неисправностями системы регулирования холостого хода. Например, двигатель запускается только с нажатием на педаль акселератора и глохнет при ее отпускании, двигатель глохнет при выжимании сцепления в момент переключения передачи. Возможны ситуации, когда на холостом ходу обороты двигателя нестабильны. Или лежат в диапазоне от 1500 до 3000 об/мин вместо привычных 800 – 1000 об/мин. Попытаемся выяснить, чем вызваны вышеописанные особенности в поведении двигателя.

Регулятор холостого хода

Основным исполнительным механизмом данной системы является регулятор холостого хода, представляющий собой реверсивный шаговый электродвигатель. Он установлен на корпусе дроссельного патрубка. При перемещении конусного наконечника регулятора изменяется проходное сечение байпасного канала, через который в двигатель поступает воздух (следует отметить, что через закрытую дроссельную заслонку в двигатель также поступает воздух, но его количество невелико, около трех-четырех килограмм в час). Встречаются следующие виды неисправностей, связанных с регулятором холостого хода:

  • неисправности электрических цепей управления регулятором (чаще всего обрывы или неодетая колодка);
  • неисправность самого регулятора (неисправность электродвигателя или неисправность червячного механизма);
  • неисправность выходных цепей контроллера (встречается достаточно редко);
  • загрязнение канала холостого хода. Встречаются случаи, когда регулятор холостого хода полностью перекрывает байпасный канал (например, при выполнении процедуры парковки), а вот открыть его уже не в силах из-за подклинивания конусного наконечника.

Проверить работоспособность регулятора холостого хода можно с помощью диагностического тестера, выбрав в меню режим управления исполнительными механизмами. Тут существуют два варианта: с помощью тестера можно задавать желаемые обороты холостого хода либо желаемое положение (в шагах) регулятора. По реакции двигателя на команды тестера можно судить об исправности исполнительного механизма.

Во многих комплектациях (но не во всех) бортовая диагностика способна оценить целостность электрических цепей управления регулятором холостого хода. Для этих неисправностей зарезервированы коды Р1513, Р1514. В том случае, если подобная диагностика не реализована в контроллере вашего автомобиля, проверки цепей приходится выполнять вручную с помощью омметра.

Если на холостом ходу реальные обороты двигателя отличаются от желаемых, и при этом контроллеру не удается привести их в соответствие, добавляя или уменьшая количество воздуха через регулятор холостого хода, через некоторое время в памяти ошибок контроллера могут быть зафиксированы коды:

  • Р0506 – регулятор холостого хода заблокирован, низкие обороты двигателя;
  • Р0507 – регулятор холостого хода заблокирован, высокие обороты холостого хода.

Датчик положения дроссельной заслонки

Для определения режима холостого хода используется датчик положения дроссельной заслонки. Если он показывает, что дроссельная заслонка закрыта, то система управления двигателем переходит в режим поддержания оборотов холостого хода. К сожалению, на сегодняшний день датчик положения дроссельной заслонки нельзя отнести к надежным компонентам системы управления. Одно из проявлений неисправности датчика – изменение напряжения при полностью закрытой дроссельной заслонке. При этом могут наступать моменты, когда датчик показывает открытие дроссельной заслонки, и система управления переходит на режим частичных нагрузок, что приводит к «зависанию» оборотов двигателя в диапазоне от 1500 до 3000 об/мин. Характеристику ДПДЗ можно проверить с помощью диагностического прибора, плавно нажимая на педаль газа и отслеживая по прибору изменения сигнала датчика. Еще одна возможная неисправность датчика – подклинивание ротора.

Привод дроссельной заслонки

К зависанию оборотов двигателя может приводить также подклинивание самой дроссельной заслонки в приоткрытом состоянии. В этом случае регулятор холостого хода не способен контролировать избыточное количество воздуха, поступающего в двигатель. Если осмотр дроссельного патрубка показывает, что заслонка надежно закрывается с помощью возвратной пружины, необходимо проверить правильность регулировки натяжения тросика, идущего к педали газа.

Факторы, влияющие на нестабильность работы двигателя в режиме холостого хода

Ниже мы коротко упомянем неисправности, не относящиеся к системе поддержания холостого хода, но способные приводить к повышенной нестабильности оборотов двигателя на холостом ходу.

Патрубок дроссельный в сборе

На автомобилях с кондиционерами моментом включения муфты компрессора управляет контроллер системы управления двигателем. Нажимая на кнопку включения кондиционера, мы всего лишь даем знать контроллеру о своем желании. Получив запрос, контроллер проверяет возможность включения кондиционера в данный момент и только после этого подает управляющий сигнал на реле кондиционера. Если двигатель работал на холостом ходу, то перед включением кондиционера с помощью регулятора холостого хода будет увеличено количество воздуха, поступающего в цилиндры. Такой подход позволяет сгладить резкое изменение нагрузки на валу двигателя.

В момент некорректного включения кондиционера (напрямую, минуя контроллер) двигатель может заглохнуть.

Переобедненная топливо-воздушная смесь

Переобедненная топливовоздушная смесь способна вызвать повышенную нестабильность оборотов двигателя на холостом ходу, которая не может быть компенсирована системой поддержания холостого хода. К переобеднению топливовоздушной смеси могут приводить:

  • неисправности топливной системы;
  • подсосы воздуха во впускной системе;
  • неправильное подключение шлангов, подводящих картерные газы и пары из адсорбера к дроссельному патрубку;
  • неисправный датчик кислорода;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости с неверной характеристикой (например, на холодном двигателе, показывающий высокую температуру охлаждающей жидкости);
  • датчик массового расхода воздуха с неверной характеристикой;
  • неотрегулированное СО (в системах без датчика кислорода).

Переобогащенная топливо-воздушная смесь

Переобогащенная топливовоздушная смесь может также стать причиной нестабильного холостого хода. Здесь необходимо выделить следующие причины переобогащения:

  • неисправности топливной системы;
  • неисправный датчик кислорода;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости с неверной характеристикой;
  • датчик массового расхода воздуха с неверной характеристикой или плохое заземление датчика;
  • неотрегулированное СО (в системах без датчика кислорода).

Подробно о причинах возникновения пропусков воспламенения мы говорили в прошлом выпуске.

Воздушный фильтр. Загрязнение воздушного фильтра может снижать пропускную способность системы впуска двигателя и, как следствие, стать причиной неустойчивого холостого хода или глушения двигателя.

Датчик скорости. В некоторых комплектациях системы управления двигателем выход из строя датчика скорости может стать причиной глушения двигателя при выжимании сцепления.

Как видно из представленной выше информации, поиск причин нестабильной работы двигателя на холостом ходу может оказаться очень трудоемким. Большую помощь здесь оказывает личный опыт. За подробными рекомендациями по поиску неисправностей следует обращаться к руководствам по техническому обслуживанию систем управления двигателем автомобилей.

ДПДЗ и РХХ – (лечим / чистим)

Регулятор холостого хода.

Состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. РХХ установлен на дроссельном патрубке.

Снятие и установка

Отсоединить колодку жгута проводов от РХХ.

Открутить винты креплений регулятора и снять его.

Запрещено прикладывать какое-либо усилие к регулятору, чтобы не повредить зубья червячного привода, а также опускать регулятор в чистящую жидкость или растворитель.

Читайте также:  Регулятор печки ваз 2110 артикул

При установке нового регулятора необходимо замерить расстояние между концом клапана РХХ и монтажным фланцем. Если расстояние больше 23 мм, с помощью тестера «Аскан» установить размер 23 мм. Цель регулировки – не допустить упирания клапана в седло, а также обеспечить нормальные обороты коленчатого вала на холостом ходу при повторном пуске.

Смазать уплотнительное кольцо моторным маслом.

Установить РХХ и закрепить его винтами с усилием 3. 4 Нм.

После переустановки РХХ регулировки не требуется.

Очистка и контроль РХХ

Очистить уплотняющую поверхность уплотнительного кольца РХХ, седло клапана и воздушный канал. При удалении отложений использовать жидкость для очистки карбюраторов и щетку. В случае наличия больших отложений в воздушном канале снять дроссельный патрубок для полной очистки.

Запрещается использовать чистящую жидкость, содержащую метилэтилкетон!

Блестящие пятна на клапане или его седле не свидетельствуют о несоосности или деформации штока клапана.

Обратить внимание на наличие порезов, трещин или деформации уплотнительного кольца. При наличии повреждений кольцо необходимо заменить.

Неисправность цепи управления регулятором холостого хода (рис.1).

Рис.1 Схема проверки цепи управления регулятором холостого хода:

  1. колодка жгута проводов регулятора холостого хода (вид спереди);
  2. регулятор холостого хода;
  3. контроллер.

Проверка регулятора холостого хода (РХХ)

Отсоединить колодку жгута от РХХ. Измерить сопротивление обмоток РХХ (контакты «А», «В», «С», «D»).

Сопротивление между контактами «А» и «В», а также между «С» и «D» должно быть 40. 80 Ом. Если сопротивление не соответствует приведенным величинам – заменить регулятор.

Проверка цепи управления РХХ

Выключить зажигание. Отсоединить колодку жгута от РХХ. Пробником, подсоединенным к источнику питания, проверить контакты колодки жгута. Лампочка пробника не должна гореть. Если лампа пробника горит, отсоединить колодку контроллера и пробником проверить тот контакт колодки жгута, при проверке которого горела лампочка. Если лампочка горит и при этой проверке, проверяемая цепь управления замкнута на «массу».

Соединить колодку контроллера. Включить зажигание. Вольтметром измерить напряжение на контактах колодки жгута «А», «В», «С», «D» относительно «массы». На всех контактах напряжение должно быть 4. 6 В. Если напряжение не соответствует приведенным вели- чинам, выключить зажигание, отсоединить колодку контроллера и проверить сопротивление провода между тем контактом колодки жгута РХХ, на котором напряжение отучалось от 4. 6 В и соответствующим контактом колодки контроллера. Сопротивление должно быть нее 1 Ом (контакту на колодке та РХХ «А» соответствует контакт – на колодке контроллера «4» и далее «В» – «26», «С» – «21», «D» – «29»). Если сопротивление более 1 Ом, обрыв провода.

Если сигнал «неисправность цепи РХХ» появляется при исправной цепи и исправном регуляторе, заменить контроллер.

Это все хорошо, но лучше поменять на РХХ GM # 17059602.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).

Установлен на дроссельном патрубке и представляет собой резистор потенциометрического типа, на один из выводов которого подается опорное напряжение 5 В от контроллера. Второй вывод соединен с «массой» контроллера. Третий подвижный контакт ДПДЗ также соединен с контроллером.

Замена датчика положения дроссельной заслонки производится без снятия дроссельного патрубка с двигателя.

Отсоединить колодку жгута проводов от датчика.

Открутить два винта крепления датчика к дроссельному патрубку и снять датчик.

Установить датчик на дроссельный патрубок при полностью закрытом положении дроссельной заслонки.

Закрутить два винта крепления датчика.

Подсоединить колодку жгута проводов к датчику.

Произвести калибровку датчика положения дроссельной заслонки (АСКАН). Как делать описывать не буду, у кого имеется – тот и документацию читал, у кого нет – и пользоваться нечем.

Неисправность «несоответствие сигнала датчика положения дроссельной заслонки (рис.2)»

Рис.2 Схема проверки датчика положения дроссельной заслонки:

1 — колодка датчика; 2 — датчик положения дроссельной заслонки;

Проверка привода дроссельной заслонки

Дроссельная заслонка должна полностью закрываться и открываться без «заеданий» в приводе.

Проверка цепи питания между клеммой «А» колодки датчика и клеммой «12» контроллера. При отсоединенной колодке датчика напряжение между клеммой «А» и «массой» должно быть около 5 В. Если напряжение меньше, – цепь замкнута на «массу» или оборвана, возможно, неисправен контроллер.

Проверка цепи входного сигнала датчика между клеммой «С» колодки датчика и клеммой «53» контроллера.

Измерить напряжение между клеммой «С» колодки датчика и «массой». Величина напряжения должна быть около 5 В. Если напряжение менее 1 В – обрыв цепи, цепь замкнута на «массу» или ненадежный контакт в колодке, возможно неисправен контроллер. Если напряжение более 10 В – цепь замкнута на источник питания или неисправен контроллер.

Проверка цепи входного сигнала датчика между клеммой «С» колодки датчика и клеммой «53» контроллера.

Измерить напряжение между клеммой «С» колодки датчика и «массой». Величина напряжения должна быть около 5 В. Если напряжение менее 1 В – обрыв цепи, цепь замкнута на «массу» или ненадежный контакт в колодке, возможно неисправен контроллер. Если напряжение более 10 В –цепь замкнута на источник питания или неисправен контроллер.

Проверка цепи «массы» датчика между клеммой «В» колодки датчика и клеммой «30» контроллера.

Пробником, присоединенным к клемме «плюс» аккумуляторной батареи, проверить клемму «В» колодки датчика. Если лампочка не горит – обрыв цепи или неисправен контроллер.

Если проверенные цепи исправны и замена контроллера не устраняет неисправности – заменить датчик. При замене датчика обязательно проведение калибровки.

Проверка функционирования датчика

Выбрать режим работы тестера «Параметры». При включенном зажигании и неработающем двигателе контролировать величину сигнала положения дроссельной заслонки при медленном и равномерном ее открытии. Величина открытия заслонки должна увеличиваться плавно без рывков. Если сигнал изменяется с резкими изменениями и медленно реагирует на перемещения заслонки, — заменить датчик. При закрытом положении дроссельной заслонки величина сигнала должна быть 0..2 %, при полностью открытой 99,8. 100 %. Если это не так, провести калибровку с помощью тестера.

Но лучше меняем на ДПДЗ GM # 17106682.

Если это не помогает – перепрошить ЭБУ, меняем свечи, высоковольтные провода.

Неисправность «несоответствие сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости (рис.3)»

Рис.3 Схема проверки датчика температуры охлаждающей жидкости:

  1. колодка датчика;
  2. датчик температуры охлаждающей жидкости;
  3. контроллер.

Проверка цепи включения датчика.

Отсоединить колодку жгута от датчика.

Измерить вольтметром напряжение на контакте «В» относительно «массы». Напряжение должно быть около 5 В. Если напряжение ниже 4,7 В, ненадежное соединение в колодке контроллера, оборван провод или замкнут на «массу», возможно, неисправен контроллер.

Выключить зажигание, измерить сопротивление между контактом колодки датчика «А» и «массой». Величина сопротивления должна быть менее 1 Ом. Если величина сопротивления более 1 Ом – ненадежное соединение в колодках датчика или обрыв провода.

Отсоединить колодку контроллера. Измерить сопротивление между контактом колодки датчика «В» и контактом колодки контроллера «45». Сопротивление должно быть менее 1 Ом. Если сопротивление больше 1 Ом – ненадежное соединение в колодках или обрыв провода.

Измерить сопротивление между контактом колодки датчика и «массой». Величина сопротивления должна быть более 1 МОм. Если сопротивление меньше, провод замкнут на «массу».

Измерить сопротивление датчика при двух значениях температур охлаждающей жидкости – на холодном двигателе и на прогретом двигателе при температуре охлаждающей жидкости 85. 95 °С. Ориентировочные значения величин сопротивления датчика в зависимости от температуры приведены в таблице.

Источник

Adblock
detector