Меню

Блок регулятора скорости вентилятора отопителя

Про вентилятор печки, про реостат и самостоятельный ремонт.

Однажды утром при заводке авто вентилятор печки задул на полную и наотрез отказался подчиняться кнопкам БУПа.
Отключение зажигания тоже не помогло, вентилятор погас только при скидывании клемм с АКБ.
Похоже, что мою печку посетил белый пушистый зверек.
В форуме инфы много, но она разрознена и мало систематизирована.
Ну что ж, воспользуюсь случаем для подробного описалова решения проблемы применительно к Гжельцу.

Начну с того, что разновидностей блоков управления печкой много.
Регулировка оборотов вентилятора осуществляется через РЕОСТАТ, который либо содержит набор
проволочных сопротивлений (8104200-D01, 8107130-D07), либо электронный модуль с полевым транзистором
(ключем) 8107200-F00.
В чем разница, видно на фото по ссылке:
http://www.chinamobil.ru/bb/files/_0001_773.jpg
http://www.chinamobil.ru/bb/files/_0002_924.jpg
Блок с проволочными сопротивлениями только менять в сборе — нихром обычным припоем не паяется.
На гжельце установлен БУП с электронной регулировкой оборотов вентилятора; полное его название,
согласно схеме, звучит как МОДУЛЬ РЕГУЛИРОВКИ СКОРОСТИ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА.
В соседней ветке ВИКИ есть схема подключения.
БУП формирует сигнал, который подается на этот модуль и в зависимости от величины напряжения
ключевой транзистор заставляет мотор печки менять свои обороты.

1. Вентилятор печки

Итак, по порядку:
Добраться до реостата непросто, он запрятан глубоко в недрах торпеды, а сделано это так потому что
ключевой транзистор нехило греется при работе, вот и расположили его поближе к крыльчатке вентилятора,
пожертвовав доступностью. При этом величина его допустимого тока линейно уменьшается при нагреве.
Проще говоря, чем горячее транзистор, тем выше вероятность что он быстрее сдохнет.
Так что берясь его переносить — дважды подумайте!

Снимаем полностью перчаточный ящик, видим вот это:

Снимаем оба контроллера и желательно панель предохранителей.
Снимаем корпус вентилятора со шторкой рециркуляции:

А вот и искомый разьем покрупнее:


Добираться до дальнего шурупа, крепящего реостат, секас конечно еще тот
Меня выручили подручные железки:

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ!
Заранее условимся, что БУП исправен, как он проверялся: заменой или прозвонкой — отдельная тема.
В моем случае экран светился и шторки меняли свои положения при нажатии кнопок.
Только вентилятор все время шуровал на максимальных оборотах.

Следите чтобы клеммы на АКБ не болтались и не были окислены.
Плохой контакт минусовой клеммы запросто может отправить в мир иной ключевой транзистор в реостате.
Сам реостат достаточно надежен. Практически такой же ставился на куче иномарок, так что китайцы не
соригинальничали, а тупо содрали готовый модуль с отработанного образца.

Cлева — 8107200-F00, справа его собрат с NISSAN-MAZDA, схемы аналогичны

Кстати, на японцах он горит точно так же и из-за тех же проблем, поэтому перед ремонтом
настоятельно рекомендую проверить состояние разьемов и собсно мотора печки.
Гореть модуль начинает при повышении тока нагрузки или КЗ в проводах (разьемах).
Разьем мотора печки очень часто оплавляется, что приводит к возникновению КЗ между клеммами.
Прежде чем браться за ремонт изначально необходимо исключить эти причины.

Снимаем и разбираем мотор печки для проверки.
При замене щеток или просто регламенте вентилятора отопителя совсем необязательно
снимать весь корпус целиком, достаточно снять только мотор с крыльчаткой.
Для этого очень короткой крестовой отверткой отворачиваем три самореза по диаметру корпуса
печки, отсоединяем разъем и, потянув вниз, вытягиваем моторчик в сборе с крыльчаткой.
Мотор не должен подклинивать, крыльчатка не должна цеплять за корпус, щетки должны быть
нормальной длины и свободно двигаться.
Штатный мотор выполнен вполне достойно, на крыльчатке даже наличествует балансировочный грузик.
Если вал не кривой и не клинит, якорь не короткозамкнут и т. п., то честно говоря мне не очень
понятно стремление заколхозить нечто взамен с негарантированным результатом.
Стертые щетки тем более не повод, они меняются на аналог.
Ссылка на аналог щеток печки:
https://www.drive2.ru/l/580336806742984076/

А вот такого быть не должно:

Должно быть вот так:

Обратите внимание на разъем печки — он при работе на полную нагрузку сильно нагревается
и уже начал плавиться, совсем недолго до КЗ.
Спас его еще раньше сгоревший ключевой транзистор.

Продуваем, чистим и собираем вентилятор.

2. Реостат

Теперь перейдем к реостату.
Со стороны разьема плата модуля выглядит так. Белая хрень на транзисторе и радиаторе — термопаста
КПТ-8, она улучшает теплоотвод и обязательна к использованию!.

Стрелочки указывают на места пайки термопредохранителя, перед разборкой ножки желательно выпаять,
иначе есть вероятность их оторвать.
Его назначение заключается в защите ключевого транзистора при превышении допустимого тока или
температуры кристалла — перегорая, он разрывает управляющую цепь БУПа и транзистор запирается.
Хотя весьма часто его быстродействия не хватает и транзистор успевает сгореть.
Проверяется он как обычный предохранитель, прозванивается омметром.
Выглядит примерно так:

Альтернативой может послужить обычная скрепка, но надо отдавать себе отчет, что жучок в защищаемой цепи
ессесно надежности узлу не добавляет.

Читайте также:  Регулятор тормозных усилий ваз 2121

Плата модуля со стороны навесных элементов:

Фото разьемов.
На нем видно, что ПЛЮС (серый с синей полоской) постоянно подключен к мотору печки через предохранитель
30А и не отключается замком зажигания.
Оранжевый с зеленой полосой является силовым коммутационным.
По голубому проводу идет управляющий сигнал от БУП.
МИНУС (черный) подключается через реостат, или в обход через реле (на фото он в самом низу колодки).
Не допускается отсутствие или плохой контакт между черным проводом и массой авто!

Ключевой транзистор в исправном состоянии закрыт, реле обесточено — мотор неподвижен.
При подаче сигнала с БУПа транзистор приоткрывается и вызывает увеличение или уменьшение оборотов мотора.
При включении реле на оба вывода мотора подается напряжение АКБ, обороты максимальные.
Если транзистор пробит, то МИНУС постоянно приложен ко второму выводу мотора и обороты не регулируются.

ЕЩЕ ОДНО ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ!
У многих типов полевых транзисторов средний вывод не изолирован от металлической подложки,
соответственно, на радиаторе реостата тоже присутствует напряжение — поэтому он не должен соприкасаться
с металлическими частями кузова.
Полевые транзисторы очень чувствительны к статическому электричеству, поэтому паять их лучше
паяльной станцией, либо обвязав проволочкой или фольгой выводы — после пайки естественно проволочку удалить.
При плохом контакте с клеммами АКБ при пуске ДВС в бортсети может возникнуть импульсная помеха.
Она может быть очень кратковременна (иголка на экране осциллографа) — мультиметром не отследить, но …
Если в пике она превысит 20 вольт — полевику гарантирован кирдык,
а владельцу — головная боль в виде очередного ремонта реостата.
Практика показывает, что такая ситуация вполне реальна.
Обязательно надо нанести на подложку транзистора и радиатор термопасту КПТ-8 (продается в радиомагазинах).
Вот подробная ссылка как проверить полевой транзистор:
http://elektrik24.net/instrumentyi/izmeritelnyie/multimetr/kak-proverit-polevoj-tranzistor.html

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ТРАНЗИСТОРА:

Штатный полевой транзистор 2SK2313 специфичен и здесь использован не из-за конструкторской блажи.
Он недешев, да и не везде есть в наличии, поэтому есть смысл поискать близкие аналоги.
Их немало по разной цене, так что окончательный выбор за владельцем, параметры должны быть не хуже штатного.

Технические параметры 2SK2313:
Структура n-канал
Максимальное напряжение сток-исток Uси, 60В (больше — лучше)
Максимальный ток сток-исток при 25 С Iси макс., 60А (больше — лучше)
Максимальное напряжение затвор-исток Uзи макс., ±20В
Сопротивление канала в открытом состоянии Rси вкл., 8мОм (меньше — лучше)
Пороговое напряжение переключения транзистора Vth., 0.8-2,0В (больше — хуже)
Максимальная рассеиваемая мощность Pси макс., 150Вт (больше — лучше)
Тип корпуса sc65 (аналогичен to247ac — рассеиваемая мощность до 75 ватт;
можно to220ab — но корпус маловат, до 50 ватт)
Цена тоже важна ессесно

Повторный ремонт узла несколько изменил вИдение проблемы.
Соображения по этому поводу выложены здесь

IRFP3206PBF(IRFP3306PBF) например с лихвой перекрывает эти параметры за вполне адекватную цену
IRFP064NPBF тоже сгодится
Ну и т д и т п, на вкус и цвет …
Ножки выводов у аналогов немного короче, но если гнуть их аккуратно, то вполне хватает.
На сайте Чип и Дип, для примера, есть очень удобный подбор по параметрам.
Дерзайте

Источник



Ремонт регулятора оборотов двигателя автомобильной печки (резистора)

Иногда люблю почитать о ремонтах техники, поэтому решил поделиться своим опытом. В этот раз устраняем неисправность регулятора оборотов двигателя автомобильной печки. Уверен, пригодится многим, поскольку конструктив ломающегося элемента идентичен у подавляющего большинства автомобилей, от ВАЗов до иномарок.

Симптомы: регулятор печки не работает на 1, 2, 3 скорости, но работает на самой высокой — 4 скорости.
Диагноз: сгорел термопредохранитель резистора регулятора оборотов печки.
Лечение:
1. Замена всего резистора. Цена запчасти в среднем $7-15. Самостоятельная замена — дело 5-10 минут.
2. Самостоятельный ремонт — замена термопредохранителя. Цена запчасти $0,3-0,4 Самостоятельная замена — 10-15 минут. Чувствуете разницу?

Порядок ремонта примере Форд Торнео Коннект.

Откидываем бардачок. С лева от корпуса печки находятся два пучка проводов, один из которых идет вниз, к разъёму в корпусе воздуховода.

Читайте также:  Распиновка контактов реле регулятора скутеров

Отсоединяем разъем (от резистора). Сам резистор вкручен одним саморезом в канал воздуховода. Там он обдувается холодным воздухом, так как он имеет довольно высокую рабочую температуру.

Откручиваем саморез и извлекаем резистор (зелененький такой). Видимых повреждений на нем обычно нет.

Тестером, на всякий случай, прозваниваем пластинки реостата (те, что залиты в зеленый изолятор). Затем прозваниваем термопредохранитель, расположенный с торца. Если он не звонится — значит сгорел и подлежит замене.

Покупаем такой же термопредохранитель, либо чуть выше по температурным показателям, указанным на его корпусе. В моем случае на 250V 10А с температурой 223 град (штатный 216 град).

Паять нельзя – отвалится. Либо точечная сварка (такую услугу можно спросить на радиорынке), либо соединить выводы резистора с выводами термопредохранителем посредством обжатия их с помощью коротких обрезков медной толстостенной трубки или с помощью распиленного напополам винтового зажима от монтажной электротехнической делимой колодки с отверстием подходящего диаметра (от колодки, как на фото).

Устанавливаем резистор в авто, подключаем и наслаждаемся результатами своей работы.

Источник

Блок регулятора скорости вентилятора отопителя

Блок управления отопителем - основа комфортного микроклимата в салоне автомобиля

В большинстве современных автомобилей штатно присутствует система отопления и вентиляции салона, обеспечивающая комфорт водителя и пассажиров. Управляется данная система специальным блоком — все о блоках управления отопителями, их типах и конструкции, а также об их подборе и замене читайте в статье.

Что такое блок управления отопителем?

Блок управления отопителем (блок управления системы автоматического управления отопителем, БУ САУО) — электронное или механическое устройство, выполняющее функции управления и контроля штатной системы вентиляции, отопления и кондиционирования салона транспортного средства.

Блок управления отопителем устанавливается на приборной панели, обеспечивая удобное управление системой вентиляции и отопления автомобиля. На данный блок возлагается несколько основных функций:

  • Управление направлением потоков воздуха — распределение теплого/холодного воздуха по дефлекторам в зависимости от предпочитаемого режима обогрева (например — подача теплого воздуха в ноги, на лицо, на окна и т.д.);
  • Регулирование температуры поступающего воздуха — управление заслонкой, установленной в подводящем патрубке радиатора отопителя;
  • Управление интенсивностью подачи теплого/холодного воздуха — регулировка скорости вентилятора (вентиляторов) отопителя;
  • Управление забором наружного воздуха — управление заслонкой, регулирующей поступление в салон наружного воздуха;
  • Опционально — управление кондиционером, его включение и отключение, регулировка температуры воздуха и т.д.

Таким образом, благодаря наличию БУ СУАО водитель имеет возможность контролировать и управлять микроклиматом в салоне автомобиля, обеспечивая комфортные условия независимо от погоды. Считается, что данный блок не является критически важным для автомобиля, однако в некоторых ситуациях его отказ может стать причиной серьезных проблем (например — при невозможности включить вентиляцию и кондиционер в тропическую жару, или печку при значительных отрицательных температурах). Поэтому неисправный блок управления печкой необходимо отремонтировать или заменить, но прежде, чем идти в магазин за новым устройством, следует разобраться в их типах, особенностях и функционале.

Типы, конструкция и функционал блока управления отопителем

Все используемые на автомобилях блоки управления отопителем делятся на две группы по принципу работы:

  • Механические (электромеханические);
  • Электронные.

Механический блок управления отопителем

Механические БУ — это классическое решение, которое в настоящее время используется довольно редко, однако все еще очень часто встречается на старых автомобилях. В таком блоке рукоятки посредством тросов и тяг связаны с исполнительными устройствами системы вентиляции (заслонками), также в них используются потенциометры и/или электрические переключатели для регулирования скорости вращения вентилятора.

Блок управления отопителем с ЖК-дисплеем

Электронные БУ — это современное решение, такие блоки используются в системах автоматического управления отопителем (САУО) новых отечественных и зарубежных автомобилей. В этом устройстве используются электронные схемы (в том числе и на микроконтроллерах) управления всеми элементами системы вентиляции и отопления — вентилятором, моторедукторами заслонок и т.д. Многие БУ САУО могут по шине CAN или LIN подключаться к бортовому компьютеру, за счет чего реализуется возможность автоматического и дистанционного управления отопителем с брелока автосигнализации или установленной на автомобиле телематической системы.

Блоки управления отопителем имеют традиционную для автомобильных устройств конструкцию. Основу устройства составляет пластиковый корпус, на передней панели которого расположены органами управлениями. Устройство выполнено в единой стилистике с салоном автомобиля или имеет нейтральный дизайн для применения в различных автомобилях с черной, серой или коричневой приборной панелью. На корпусе выполнены защелки и проушины для монтажных винтов.

В механических блоках внутри корпуса располагаются тросы и тяги, которые под действием рукояток перемещают элементы системы вентиляции и отопления в соответствующие положения. В электронных блоках установлен электронный модуль управления — плата с микросхемами и другими компонентами, а в качестве органов управления используются переменные резисторы (потенциометры), кнопки, многопозиционные галетные переключатели и другие коммутационные устройства. Подключение БУ САУО к исполнительным устройствам (а также к датчикам температуры в салоне) осуществляется с помощью стандартных электрических разъемов, установленных на задней стенке устройства.

Читайте также:  Реле регулятора bosch br14 m1

В некоторых электронных блоках могут использоваться и механические органы управления, обычно это ползунковый регулятор выбора режима циркуляции воздуха, управляющий центральной воздушной заслонкой.

Также электронные БУ отопителем могут оснащаться ЖК-дисплеем для отображения основной информации — режимов работы и текущей температуры. Дисплеи могут использоваться как на обычных блоках, так и на блоках управления отопителем, совмещенных с блоком управления кондиционером.

На БУ САУО могут использоваться следующие органы управления:

Назначение органов управления блока управления отопителем

Назначение органов управления блока управления отопителем

  • Переключатель направления потоков воздуха. Обычно имеет четыре положения — обдув лобового стекла, обдув лобового стекла и ног, подача воздуха в салон (в лицо), подача воздуха только в ноги, в некоторых случаях используются промежуточные положения;
  • Регулятор интенсивности обдува (скорости вентилятора) — может иметь несколько положений от «Выключено» до максимальной скорости (обычно режимы пронумерованы, их может быть от 3 до 6, считая вместе с положением «Выключено»). В большинстве блоков управления данный регулятор в положении «Выключено» или «0» отключает и всю систему отопления и вентиляции. В некоторых БУ может быть два регулятора вентиляторов;
  • Регулятор температуры воздуха в салоне. Данный регулятор в механических блоках управляет заслонкой радиатора, благодаря чему изменяется количество поступающей в радиатор отопителя охлаждающей жидкости. В электронных БУ САУО регулятор входит в состав схемы с микроконтроллером, которая управляет моторедуктором заслонки (а в системах с кондиционером — еще и воздушными заслонками) в соответствии с показаниями датчика температуры;
  • Переключатель режима подачи воздуха в салон. Данный орган управления имеет два крайних положения: «Закрыто» или «Рециркуляция», и «Открыто» или «Наружный воздух», он изменяет положение воздушной заслонки, которая обеспечивает подачу наружного воздуха в систему вентиляции и отопления. Возможны и промежуточные положения, при которых изменяется количество поступающего в салон наружного воздуха;
  • Органы управления кондиционером. В простейшем случае это только кнопка включения кондиционера, при нажатой кнопке кондиционер управляется теми же органами управления, что и отопитель. Но возможны варианты и с отдельными органами управления кондиционером.

Все органы управления обозначены пиктограммами, которые более или менее стандартизированы. Так, у регулятора температуры нанесены красный и синий секторы, обозначающие теплый и холодный воздух, иногда встречается и обозначение температуры воздуха. Регулятор скорости вращения вентилятора обозначен стилизованным изображением крыльчатки и цифрами. Переключатель направления потоков воздуха имеет обозначения режимов в виде стилизованного изображения человека и стрелок, указывающих направление потока. Переключатель режима подачи воздуха обозначается стилизованным изображением автомобиля и стрелками, указывающими поток воздуха — снаружи в салон и внутри салона. Наконец, кнопка включения кондиционера обозначается снежинкой или буквами A/C.

Как правильно подобрать и установить блок управления отопителем

В блоке управления отопителем могут возникать различные неисправности, в основном — поломка или некорректная работа органов управления, а в электронных БУ наиболее часто возникают проблемы с микросхемами. Многие поломки можно устранить, однако в ряде случаев проще и дешевле купить новый блок управления. На замену следует брать то же устройство, что стояло на автомобиле ранее — так можно гарантировать, что сохранятся все функции системы вентиляции и отопления. Однако вполне допустимы и замены — главное, подобрать такой блок, чтобы он обеспечивал необходимый функционал, имел соответствующие электрические характеристики (был на 12 или 24 В) и подходил по установочным размерам. К такому варианту часто прибегают владельцы автомобилей, желающие провести модернизацию или просто улучшить работу печки. Для новых автомобилей на гарантии установка блока управления отопителем другой модели недопустима.

Замену блока необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями, приведенными в инструкции по ремонту автомобиля. Обычно работа сводится к демонтажу старого БУ из приборной панели (для чего может потребоваться снятие декоративной панели и выворачивание нескольких винтов), снятию с него электрических соединений, и установке нового блока. При этом нужно обесточить электросистему автомобиля и позаботиться о других мерах безопасности.

При верном подборе и установке блока управления система отопления и вентиляции будет обеспечивать комфорт в автомобиле независимо от погоды.

Источник

Adblock
detector