ПАМЯТКА

об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению

и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных

с прохождением государственной гражданской службы

Карачаево-Черкесской Республики

Черкесск, 2014 год


      

                   Введение

Специфика государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики.

Регламентируя правовое положение государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики, порядок поступления и прохождения государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (требования), что обусловлено целью обеспечения поддержания высокого уровня осуществления государственной службы, задачами и принципами ее организации и функционирования, особенностями профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности на должностях государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствиисо статьей 14 Закона Карачаево-Черкесской Республики         от 05.07.2005 № 49-РЗ «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики» государственный гражданский служащий Карачаево-Черкесской Республики обязансоблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены указанным Законом и другими федеральными законами, в частности Федеральными законами от  25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и т.д.

1. Основные принципы и правила

служебного поведения государственных гражданских служащих

Карачаево-Черкесской Республики

Основные принципы служебного поведения и требования к служебному поведению государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики закреплены статьей 18 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», Законом Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2011 № 30-РЗ «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики».

В соответствии с указанными принципами и требованиями к служебному поведению государственные гражданские служащие Карачаево-Черкесской Республики, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и гражданских служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных  граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность,  исключающую возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации государственного гражданского служащего;

л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности органов государственной власти, его руководителей, если это не входит в их должностные обязанности;

о) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственных органов, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере ответственности гражданского служащего.

2. Основные понятия в сфере

противодействия коррупции

- Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

- Противодействие коррупции- деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

- Функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

- Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

- Личная заинтересованность - возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.


3. Ограничения, запреты и обязанности налагаемые на

государственных гражданских служащих Карачаево-Черкесской Республики

Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Ограничения, запреты и обязанности

 

Основания

 

Необходимые действия

Государственный гражданский служащий Карачаево-Черкесской Республики обязан ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Перечни должностей, на которые распространяется данная обязанность, утверждены Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 14.08.2009 № 142 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и правовыми актами органов государственной власти республики.

Часть 1 статьи 20 и пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Часть 1 статьи 8Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Представить в соответствующее подразделение органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и

должности государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики

при представлении сведений о доходах представляют сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Статья 4 Федерального закона от 07.05.2013
№ 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Вместе со сведениями о доходах представляют дополнительную справку, в которой указывают сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

В случае непредставления по объективным причинам сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» и нормы соответствующих положений о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов органов государственной власти республики.

 

Подать в срок не позднее 30 апреля года следующего за отчетным в соответствующее подразделение органа государственной власти республики заявление о невозможности по объективным причинам представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей.

Представление сведений о расходах

Государственный гражданский служащий Карачаево-Черкесской Республики, представляющий сведения о доходах, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Статья 20.1 и пункт 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Статья 8.1Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;

Статья 3Федерального закона от 03.12.2012     № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Определить разницу между стоимостью покупки и общим доходом гражданского служащего и супруги (супруга) за три года, предшествующих совершению сделки.

Если стоимость покупки превышает общий доход, то одновременно со справкой о доходах представить справку о расходах.

Открытие (наличие) счетов (вкладов), хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами

Запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, в частности, лицам, замещающим (занимающим) государственные должности Карачаево-Черкесской Республики и должности государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики.

Кроме того, данный запрет установлен в отношении супругов и несовершеннолетних детей вышеуказанных лиц.

Статья 16 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2005 № 49-РЗ «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики;

Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

Лица, замещающие указанные должности, обязаны закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов до 18 августа 2013 года.

Граждане, претендующие на замещение (занятие) указанных должностей, при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляют дополнительно информацию о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, и сведения о своих счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах, а также сведения о таких счетах (вкладах), наличных денежных средствах и ценностях в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Гражданин, его супруга (супруг) и несовершеннолетние дети обязаны в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином одной из указанных должностей закрытьсчета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Урегулирование конфликта интересов

В случае возникновения у государственного гражданского служащего при исполнении должностных обязанностей личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного руководителя в письменной форме, а также принять меры по предотвращению такого конфликта.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Статья 11Федерального закона от 25.12.2008   № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Гражданский служащий обязан в письменной форме уведомить представителя нанимателя и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Статья 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Статья 11Федерального закона от 25.12.2008   № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

 

 

Меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов принимаются представителем нанимателя в зависимости от конкретных ситуаций, например, изменении должностного или служебного положения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

 

Уведомление о склонении к коррупционным правонарушениям

Государственный гражданский служащий Карачаево-Черкесской Республики обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Статья 9Федерального закона от 25.12.2008   № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»;

Соответствующие нормативные правовые акты органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики об утверждении положений о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных и иных правонарушений.

 

Уведомить представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

На имя представителя нанимателя уведомление о склонении к коррупционному правонарушению представляется в соответствующее подразделение органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики незамедлительно при получении гражданским служащим предложения о совершении коррупционного правонарушения, а если указанное предложение поступило вне служебного времени, незамедлительно при первой возможности.

Срок представления уведомления не может превышать 15 календарных дней со дня получения гражданским служащим предложения о совершении коррупционного правонарушения.

Форма уведомления утверждается соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики об утверждении положений о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных и иных правонарушений.

 

Получение подарков, услуг, наград и иных благ

Государственным гражданским служащим Карачаево-Черкесской Республики запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

 

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей, полученные государственным гражданским служащим Карачаево-Черкесской Республики в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Карачаево-Черкесской Республики и передаются государственным гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность.

Государственный гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации

Правила передачи подарков, полученных государственными гражданскими служащими Карачаево-Черкесской Республики в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями утверждаются соответствующими правовыми актами органов государственной власти.

 

Передать по акту в государственный орган подарок, полученный в связи с протокольными и иными официальными мероприятиями, стоимость которого превышает 3 тысячи рублей.

 

Запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если должностные обязанности государственного гражданского служащего входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Необходимо получить письменное разрешение представителя нанимателя.

Запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Выполнение иной работы

Запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

При назначении на должность государственной гражданской службы гражданин должен представить в кадровую службу государственного органа документы подтверждающие прекращение деятельности в органах управления коммерческой организации, осуществляемую на платной основе (выход из состава органа управления)

(например, выписку из единого государственного реестра юридических лиц; документ, подтверждающий представление необходимого пакета документов об исключении из органа управления коммерческой организации в регистрирующий орган и др.).

Справочно.

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что коммерческой организацией является юридическое лицо преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Органы управления коммерческой организации предусмотрены отдельными федеральными законами, а также учредительными документами коммерческой организации.

 

Запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

При назначении на должность государственной гражданской службы гражданин обязан представить в кадровую службу государственного органа документы подтверждающие прекращение предпринимательской деятельности.

Справочно.

Абзацем 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором государственный гражданский служащий замещает должность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

 

Запрещается входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

 

Запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Гражданский служащий обязан предварительно в письменной форме запросить у представителя нанимателя разрешение на осуществлении данной деятельности.

 

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

 

Статья 14 Федерального закона от 27.07.2004       № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Уведомить представителя нанимателя до начала выполнения иной оплачиваемой работы.

 

Владение акциями и иными ценными бумагами

В случае если, владение государственным гражданским служащим Карачаево-Черкесской Республики приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004         № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

статья 11 Федерального закона от 25.12.2008   № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Государственный гражданский служащий Карачаево-Черкесской Республики самостоятельно оценивает возможность возникновения конфликта интересов и принимает решение о необходимости передачи принадлежащих ему ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление либо обращается в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в целях получения решения комиссии о необходимости передачи ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление.

Запрещено приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004         № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Трудоустройство бывших гражданских служащих

В течение двух лет, после увольнения с государственной гражданской службы бывший гражданский служащий обязан получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов на осуществление работы на условиях трудового договора в организации и (или) выполнение работу на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в следующих случаях:

а) при осуществлении деятельности на условиях трудового договора:

- при замещении должности государственной гражданской службы Карачаево-Черкесской Республики бывший гражданский служащий был обязан представлять сведения о своих доходах, расходах;

- отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности бывшего гражданского служащего;

б) при осуществлении деятельности на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров):

- при замещении должности государственной гражданской службы бывший гражданский служащий был обязан представлять сведения о доходах, расходах;

- отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности бывшего гражданского служащего;

- стоимость работ выполняемых на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в течение месяца более ста тысяч рублей.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

Статья 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции;

Статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обратиться в Комиссию соответствующего органа государственной власти Карачаево-Черкесской Республики по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта за о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в данной организации работы (оказание данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные обязанности гражданского служащего.

Бывший государственный гражданский служащий, который при замещении должности гражданской службы был обязан представлять сведения о доходах, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

 

Статья 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции;

Статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

 

В течение двух лет после увольнения с гражданской службы письменно уведомлять каждого   работодателя о последнем месте своей службы.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с бывшим гражданским служащим, который при замещении должности гражданской службы был обязан представлять сведения о доходах, в течение двух лет после его увольнения с гражданской службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) бывшего гражданского служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700.      

Статья 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции;

Статья 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».

 

В 10-ти дневный срок   после заключения трудового договора или гражданско-правового договора работодатель обязан проинформировать представителя нанимателя (работодателя) бывшего гражданского служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Прохождение военной службы по призыву

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Статья 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Общественная, профсоюзная и государственная деятельность

Запрещается использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

 

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

 

Запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного служащего.

Исключение составляют случаи, когда подобное публичное выражение отношения входит в должностные обязанности государственного служащего.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

 

Запрещается создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Исключение составляют профессиональные союзы, ветеранские организации и иные органы общественной самодеятельности.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Государственный гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статья 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Государственный гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Запрещается замещать должность гражданской службы в случае:

- избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

- избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

- избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Использование информации

Гражданский служащий обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными государственному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Запрещено разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Бывший гражданский служащий после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Использование государственного имущества

Запрещается использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально­технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также предавать их другим лицам.

 

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданский служащий обязан беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Родственные связи

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если замещение должности государственной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

 

Статья 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданство

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

- выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

- наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Статья 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданский служащий обязан сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Письменно проинформировать представителя нанимателя:

о выходе из гражданства Российской Федерации – в день выхода из гражданства;

о приобретении гражданства другого государства – в день приобретения гражданства другого государства.

Исполнение должностных обязанностей

Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

 

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданский служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданский служащий обязан соблюдать служебный распорядок государственного органа.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданский служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме.

В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

 

Запрещено прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Справочно.

В соответствии со ст.69 Федерального закона № 79-ФЗ индивидуальный служебный спор - неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Таким образом, обязательным условием идентификации разногласия в качестве индивидуального служебного спора является заявление об указанном разногласии в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.

Органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров являются:

- комиссия государственного органа по служебным спорам;

-   суд.

 

 

 

Иные ограничения и обязанности

Гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

 

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

- наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14.12.2009 № 984н;

- представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

- утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом № 79-ФЗ, Федеральным законом
№ 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Статья 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

 


4. Ответственность за несоблюдение предусмотренных

ограничений и запретов

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, привлекаются к ответственности в порядке, установленном Федеральным законодательством.

Кроме того, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008   № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Уголовная ответственность

за преступления коррупционной направленности

Нормативным правовым актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации.        

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния связанные с злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческий подкуп либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Перечень коррупционных преступлений Уголовным кодексом Российской Федерации прямо не устанавливается.

Так, в соответствии с Указанием Генеральной Прокуратуры Российской Федерации № 52-11 и Министерства внутренних дел Российской Федерации № 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», к преступлениям коррупционной направленности относятся:

- Мошенничество (статья 159 УК РФ);

- Присвоение или растрата (статья 160 УК РФ);

- Коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ);

- Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ);

- Нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1 УК РФ);

- Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
(статья 285.2 УК РФ);

- Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3 УК РФ);

- Превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

- Незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ);

- Получение взятки (статья 290 УК РФ);

- Дача взятки (статья 291 УК РФ);

- Посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ);

- Служебный подлог (статья 292 УК РФ);

- Провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ);

- Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309 УК РФ) и другие.

Виды наказаний

за преступления коррупционной направленности

предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации

- штраф;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- принудительные работы;

- ограничение свободы;

- лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность

за коррупционные правонарушения

Нормативным правовым актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как:

- статья 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»;

- статья 5.17 «Не предоставление или не опубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума»;

- статья 5.20 «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам»;

- статья 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»;

- статья 5.47 «Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом»;

- статья 5.50 «Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума»;

- статья 7.27 «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);

- статья 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»;

- статья 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления»;

- статья 15.21 «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»;

- статья 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»;

- статья 19.29 «Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)» и другие.

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности предусмотрены следующие административные наказания:

- административный штраф;

- административный арест;

- дисквалификация.

Гражданско-правовая ответственность

за коррупционные правонарушения

Если совершенным коррупционным правонарушением (уголовного, административного, дисциплинарного характера) причиняется имущественный ущерб, то возникают деликтные обязательства (обязательства вследствие причинения вреда)

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование, возместившее вред, причиненный работником при исполнении им служебных обязанностей, имеют право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения в соответствии со статьей 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

- замечание;

- выговор;

- предупреждение о неполном должностном соответствии;

- увольнение в связи с утратой доверия.